Часть IV. Сортавала и Валаам. Глава III. История структура Валаамского монастыря.
Пока наша активно-реактивная экскурсионная дама вещает в тени кущ , перскакивая с пятого на десятое, о тяжёлой судьбе монахов Валаамского монастыря и о том, как их все обижали, особенно кляти коммунiсти, расскажу я вам об истории монастыря то, что сам сумел сыскать в этих ваших интернетах.
И начнём, пожалуй с памятника апостолу Андрею Первозванному. Ведь зачем-то скульптор Андрей Калмыков трудился, чтобы эта статуя в 2014 году заняла своё место на горе Фавор неподалёку от главного входа в монастырь?
Памятник св. апостолу Андрею Первозванному
Разумеется, не просто так. По легенде, апостол Андрей вошёл в бурные воды озера Нево и водрузил крест на скалах острова, который позднее назовут Валаамом.
Бедный апостол - где только его на Руси не заставляли кресты ставить! И на Киевской Горе, и в Смоленске, и в Новгороде, и в Старой Ладоге и на Валааме...
А через 900 лет по следам первого ученика Христа из «восточных земель» пришли два инока: Сергий и Герман и основали на Валааме монашеское братство. Это первая версия.
Есть и вторая. Согласно ей, монастырь был основан в X веке. Тогда же в нём побывал св. преподобный епископ Авраамий Ростовский. Так сказано в его Житии. А ещё в новгородских летописях есть упоминание о переносе с Валаама в Новгород в 1163 году мощей святых Сергия и Германа.
Словом, основали Валамский монастырь в X, самое позднее, в XI веке, что делает его одним из старейших русских монастырей, наряду с Киево-Печерской лаврой.
Однако, документальная история монастыря начинается с 1407 года. С этой даты историю обители можно проследить более-менее подробно.
К началу Смутного времени в монастыре жило 600 монахов, а потом, пользуясь гражданской войной в России пришли шведы и устроили маленький геноцид и грабёж. Так что до самой Северной войны Валаамский архипелаг входил в состав Выборгского лена Королевства Шведского и считался коронной землёй.
Однако, «русские всегда возвращаются за своими деньгами» и в 1710 году русским войскам сдался Выборг, а в 1713 - Гельсингфорс и Або. В результате этих печальных для шведской короны событий, шведская власть на Валааме кончилась, причём, вместе со шведами. А в 1715 году архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря уломал Петра Великого разрешить восстановление Валаамской обители.
Монахи взялись за дело с огоньком, и уже в 1719 году на Валааме стоял деревянный Спасо-Преображенский собор и келейные корпуса.
Монахи и далее не сидели сложа руки - молились, зашибали деньгу и строились. К 1730 году была возведена Успенская церковь, построена деревянная ограда, но пожар 1754 года уничтожил эти первые постройки и монастырь захирел. Императрица Елизавета Петровна прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов.
Однако к 1774 году дела поправились - был построен и освящён храм Преображения Господня. Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви.
В Валаамском монастыре трудился в конце XVIII века известный своими работами в храмах Осташкова и Нило-Столобенской пустыни лепщик Кондратий Конягин, которому современные искусствоведы приписывают почитаемое как чудотворное изображение преподобного Нила Столобенского. Автор в школьные голы чудесные присутствовал при начале реставрации и этого изображения, и всей Нило-Столбенской пустыни. Тогда, в 1987 году, и то, и другое выглядело крайне не важно, в отличии от нынешнего времени.
В 1781 году Валаамский монастырь возглавил энергичный и предприимчивый игумен Назарий. Сей достойный муж поправил и монастырское хозяйство, и проел плешь немалому количеству жертвователей, начиная с императрицы Екатерины II. В результате этой деятельности игумен Назарий скопил немалые средства и начал, благодаря им, большое каменное строительство. В 1805 году в южной части наружного каре была воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а в северной - больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над островом с тех пор возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В XIX веке был отлит и самый большой среди валаамских колоколов - колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом 1000 пудов.
Спасо-Преображенский собор и внутреннее каре монастыря.
Вид на Спасо-Преображенский собор и оба каре монастыря с коптера. Найдено в интернете.
Ещё один. Источник тот же.
Вид на колокольню и Спасо-Преображенский собор с Монастырской бухты
В 1811 году Финляндская губерния, а с ней и Валаамский архипелаг, вошла в состав Великого княжества Финляндского Российской империи. Губерния получила прежнее название - Выборгская. В 1819 году монастырь посетил император Александр I.
Рассказывают, что «властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда» (с) Наше всё, пробыл на Валааме не долго. Вообще, императоры, вплоть до Николая II (он же Царскосельский суслик, он же Николай Кровавый, он же царь-страстотерпец, он же Изя Шнипельзон) долгим пребыванием на Валааме себя не утруждали - высаживались, молились в близлежащем культовом сооружении, жертвовали, сколько позволяла жаба, и убывали восвояси.
В церковном отношении монастырь до 1892 года находился в подчинении Санкт-Петербургских митрополитов, а затем вошёл в новоучреждённую Выборгскую и Финляндскую епархию.
А в 1839 году обители, что называется, попёрло. Как известно, у любой победы и любой неудачи есть имя, фамилия и отчество. В случае Валаамского монастыря удачу звали игумен Дамаскин. Я уже упоминал о нём, а сейчас стоит рассказать подробнее.
Игумен Дамаскин
Игумен Дамаскин, в миру Дамиан Кононов, возглавил обитель в 1839 году в возрасте 44 лет и руковоил ею 42 года (завидное здоровье, да). Этот достойный человек начал свою деятельность на новом посту с наведения уставного порядка в вверенном подразделении, который совмещал с элементами дедовщины. Цитата: «Отец Дамаскин установил для братии суровый режим: обязательное попечение старцев о послушниках и молодых монахах, неукоснительное посещение церковных служб, многочасовые трудовые послушания». Всё верно: «Чем бы солдат ни занимался, лишь бы...кгхм...устал». От такого режима ненужные мысли в голову личного состава не лезут. Но это так, лирическое отступление.
С моей же кочки зрения, главная заслуга игумена Дамаскина заключается в том, что он развернул в монастыре обширнейшее каменное строительство и привлёк для его осуществления ведущих русских архитекторов того времени во главе с упомянутым выше профессором Горностаевым. И в бюджете приглашённых специалистов, как я погляжу, если и ограничивал, то не сильно. И это дало свои результаты, но об этом чуть позже.
Словом, игумен Дамаскин поддержал славу уроженцев Тверской губернии. Он ведь родом из Старицы, вы не знали?
К сожалению, Дамаскин не дожил до окончания строительства главного и любимого своего детища - Спасо-Преображенского собора и его дело до конца довёл приемник - игумен Ионафан II.
И Дамаскин, и Ионафан мечтали превратить Валаам в некое подобие Иерусалима и от того на карте Валаама возникло немало названий, отсылающих к Новому Завету: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит. Не знаю насколько они походят на Палестину - в Израиле мне побывать не пришлось, но на Валааме эти евангельские места выглядят весьма и весьма неплохо.
Время шло. Началсь 1-я Мировая война, грянула Февральская, а затем Октябрьская революции, был обнародован декрет «О праве народов на самоопределение» и всё завертелось. На всей территории Российской империи красные и белые принялись увлечённо резать друг друга. В Финляндии белые одержали верх и вот тут для монастыря всё и завертелось...
Цитата: «После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему монастырь номинально сохранялся, но, оказавшись церковью национального меньшинства, он испытал на себе усиливающуюся дискриминацию со стороны финских властей. Власти Финляндии потребовали от архиепископа Серафима (Лукьянова) в течение трёх месяцев выучить финский язык. На языковой экзамен владыка не явился и за это был депортирован на остров Коневец. В деле дерусификации русской же Православной церкви финские власти начали координировать свои действия с властями Эстонии, где дерусификация Православной церкви была быстро возведена в ранг государственной политики и опробована в преимущественно русском Печорском уезде. Из Эстонии был выписан священник Герман Аав, назначенный в ноябре 1923 года епископом Карельским, викарием архиепископа Серафима. При нём монастырь погрузился в атмосферу «несогласия и тяжбы». Начиная с 1925 года православные службы на Валааме были переведены на финский язык».
Звучит как современные новости, правда? В прочем, монахам ещё повезло - русское население Гельсингфорса (Хельсинки) и Свеаборга просто вырезали.
А потом грянула советско-финская война. И тут классовая и сословная солидарность у монахов оказалась сильнее национальной розни. Из своих небогатых средств они жертвовали крупные суммы на финскую армию и помощь финским беженцам. Понятно, что от Красной Армии им после такого ничего хорошего ждать не приходилось, и потому все насельники монастыря ушли с Валаама вместе с финской армией, утащив оттуда всё, что не приколочено, и основали Ново-Валаамский монастырь в местечке Хейнявеси в Финляндии.
С началом Великой Отечественной войны валаамские монахи продолжили коллаборационировать в полный рост. Вплоть до прямого участия в боевых действиях - два монаха были награждены финскими боевыми орденами. К уморению голодом советских военнопленных святые отцы тоже лапку приложили - чего их, большевиков, жалеть. Естественно, в 1944 голу монахи дёрнули с архипелага вместе с финской армией - ничего хорошего от советских властей они не ожидали и совершенно заслуженно.
В 1950 году на Валаамском архипелаге был организован интернат для инвалидов войны, находившийся там до 1984 года, а в 1979 году на территории монастыря был организован музей-заповедник. Тогда же и началась реставрация архитектурного ансамбля обители.
18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии собор с внутренним каре и ближайшие скиты, кроме Воскресенского и Гефсиманского. Однако, со временем монахи выжили мирян вообще и музей в частности с архипелага, так что светское население Валаама ныне представлено только личным составом небольшой части войск ПВО на одном из островов.
Сейчас монастырь состоит из следующих структурных подразделений скитов:
Карта архипелага с указанием скитов. Нанесены не все, но чем богаты.
1. Скит Всех Святых (Белый скит, Большой скит) - скит, расположенный на Скитском острове Валаамского архипелага. Основан игуменом Назарием в конце XVIII века. Самый первый и самый большой скит, в 1789-1796 годах были построены каменный храм и шесть келейных корпусов для братии. В 1840-1844 годах скит был перестроен по проекту архитектора Алексея Горностаева. Церковь скита: нижний тёплый храм освящён в 1849 году во имя Всех Святых; верхний холодный освящён в 1850 году во имя Всех Небесных Сил Бесплотных.
Скит Всех Святых. Фото найдено на просторах интернета.
2. Скит Николая Чудотворца - расположен на Крестовом (или же Никольском) острове у входа в Монастырскую бухту. Включает храм Николая Чудотворца (построен в 1853 году) и домовую церковь Иоанна Дамаскина (построена в 1856 году). Архитекторы - А. М. Горностаев и Г. И. Карпов. В 1858 году был возведён двухэтажный каменный келейный корпус. В XIX веке в скиту были устроены маяк и монастырская таможня. В качестве маяка служила каменная часовня во имя Николая Чудотворца, находившаяся на острове до того, как в 1853 году был построен храм; на ней в тёмные ночи зажигался фонарь.
Скит Николая Чудотворца. Вид с воды, разбавленный причёской другого фотографа
3. Скит Иоанна Предтечи (Предтеченский скит) - расположен на Предтеченском (вариант названия - Монашеском) острове архипелага. Деревянная часовня в честь Иоанна Предтечи была построена в 1855 году. Через три года, в 1858 году на месте Предтеченской часовни по проекту архитектора Алексея Горностаева была возведена двухэтажная деревянная церковь. Надпись на колоколе в ней гласила, что он отлит для Валаамского монастыря при царе Борисе Годунове в 1603 году. Верхний этаж освящён во имя Иоанна Предтечи, нижний этаж (пещерный) освящён во имя Трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Устав в этом скиту отличается особой строгостью, посещение посторонними не разрешается, женщины на остров не допускаются. На 1909 год в храме в качестве достопримечательностей хранились два древних креста, один из которых был изготовлен в начале XVIII века, а другой - в 1682 году
Скит Иоанна Предтечи. Фотография из интернета. Мы видели его только с воды.
4. Коневский скит - расположен в лесном массиве на берегу Игуменских озёр. Освящён в 1870 году, разобран в 50-х годах XX века, восстановлен в 2004 году и освящён во имя Коневской иконы Божией Матери. Неподалёку от одноимённой церкви располагалась келья игумена Дамаскина, в которой он прожил семь лет перед тем, как был избран главой обители.
Коневский скит. Тоже из интернета. Мы там не были.
4. Авраамиевский скит (скит Авраамия Ростовского) - расположен на Емельяновском (Авраамиевском) острове. В 1873 году была возведена деревянная церковь во имя святого Авраамия Ростовского с квадратной колокольней. В советское время скит был разрушен, в 2014 году начато его восстановление. 10 июля 2022 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил скит преподобного Авраамия Ростовского, где освятил построенный храм Всемилостивого Спаса. В дар храму Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал икону преподобного Саввы Сторожевского с житием.
Аврамиевский скит. Его мы тоже не видели, так что фотография из интернета.
5. Воскресенский скит (Новоиерусалимский скит, Красный скит) - расположен на горе Сион, в юго-западной части острова Валаам, где, по преданию, апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест. В 1906 году на месте деревянной часовни во имя святого апостола Андрея Первозванного (1846) было построено двухэтажное храмовое здание. Верхний храм освящён в честь Воскресения Христова. Нижний храм освящён во имя святого апостола Андрея Первозванного, в нём находится мраморная купольная часовня с подобием Гроба Господня. Рядом со скитом был разбит фруктовый сад. Все строения выполнены из красного кирпича.
Воскресенский скит
6. Гефсиманский скит (Жёлтый скит) - расположен у подножия горы Елеон. Освящён в 1911 году, включает церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенскую часовню на горе Елеон, домик для братии, часовню «Моление о чаше». Храм построен в русском архитектурном стиле из бруса, обшит тёсом. К сожалению, автор проекта неизвестен.
Гефсиманский скит
7. Смоленский скит - устроен в 1917 году на южной оконечности Скитского острова по проекту великого князя Петра Николаевича (А Николай II вполне неплохо проектировал железнодорожные мосты - до сих пор в эксплуатации. Может, Романовым стоило посвятить себя архитектуре и инженерному делу, а не лезть в управление государством?). Храм, воздвигнутый для поминовения русских воинов, погибших за Отечество, был освящён в 1917 году во имя Смоленской иконы Божией матери. Восстановлен в 2005 году.
Смоленский скит. Тут мы тоже, к сожалению, не были.
8. Свято-Владимирский скит - основан в 2002 году. Главный храм освящён в 2008 году во имя святого равноапостольного князя Владимира. В скиту построена резиденция патриарха Московского и всея Руси с домовой церковью святой мученицы Людмилы. В скиту имеются келейный корпус, иконописная мастерская и небольшой храм Всех Святых. Автор проекта и главный архитектор Андрей Анисимов.
Свято-Владимирский скит. И здесь нам побывать не удалось
9. Скит Александра Невского - заложен в 2014 году, находится неподалёку от Владимирского скита. Включает храм Александра Невского и келейный корпус. Автор проекта Александр Анисимов.
Скит Александра Невского. И сюда нам не довелось попасть.
10. Александро-Свирский скит (скит Александра Свирского, Свято-островский скит) на Святом острове, где в XV веке около семи лет жил в пещере Александр Свирский, удалившись в него в 1474 году. В 1855 году на пожертвования мецената купца Никитина на острове был построен деревянный храм (архитектор Алексей Горностаев) и освящён во имя святого преподобного Александра Свирского. Восстановлен в 2001 году после пожара 1999 года.
Александро-Свирский скит. Тут мы тоже не были. Зато были в монастыре, основанном преподобным Александром Свирским. Я писал об этом ранее.
11. Ильинский скит на острове Лембос - в 1868 году по проекту архитектора Г. И. Карпова была возведена деревянная церковь во имя пророка Илии с колокольней и кельями, уничтожена в 70-е годы XX века, заново отстроена в 2006 году.
Ильинский скит. Сюда мы тоже не попали.
12. Скит апостола Андрея Первозванного на Сухом (Оборонном) острове - заложен в 2014 году, строится.
13. Скит Германа Аляскинского (Патриарша пустынька) на Байонном острове - основан в 2010 году.
Скит Германа Аляскинского. Не видели. Фотография из интернета.
14. Казанский скит на восточном побережье острова - заложен в 2015 году, строится. Автор проекта - Анисимов А.А. Похоже, в XXI веке на Валааме завёлся новый профессор Горностаев.
Казанский скит. Тут тоже не были.
15. Серафимовский скит на Порфирьевском острове - построен в 2015-2018 гг. На острове возведены деревянный храм в честь преподобного Серафима Саровского и часовня в честь святого Александра Невского.
Серафимовский скит. Тоже не осмотрен.
Скиты на удалённых островах Ладожского озера
Тут мы нигде не были.
16. Германовский скит с церковью Александра Невского на острове Сюскюянсаари (остров святого Германа), в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, в 2018 году начато его восстановление.
17. Сергиевский скит на острове Путсаари с церковью преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Автор проекта архитектор В. И. Баранкеев.
Сергиевский скит
18. Тихвинский скит на острове Воссинансаари - в наши дни не существует, все постройки скита в советское время были разобраны. Остров Воссинансаари, на котором он был расположен, когда-то был посвящен Тихвинской иконе Божьей Матери. По легенде, икона проходила мимо этого острова по воздуху через Ладогу. Скит был основан при игумене Гаврииле, который построил на острове храм в её честь.
Как видите, Валаамский монастырь весьма обширен и, судя по всему, весьма не беден. За те несколько часов, что мы были на Валааме всё посмотреть невозможно, но мы старались. Надеюсь, в будущем, мне удастся попасть сюда на несколько дней и с чувством, с толком, расстановкой осмотреть всё, что доступно там мирянину. А пока вводную главу про Валаам я заканчиваю. В следующей буду делиться впечатлениями от увиденного там лично. Впечатлений, поверьте, была масса.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/19897.html Часть I, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20006.html Часть II, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/20467.html Часть II, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20727.html Часть III, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/20810.html Часть III, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20996.html Часть III, Глава III:
https://vodnik-t.livejournal.com/21327.html Часть IV, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/21600.html Часть IV, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/21971.html