Как все начиналось
2010 год наша семья решила посвятить путешествиям. В мае мы 2 дня катались на сноубордах в Шерегеше (1330 км). В июне 11 дней знакомились с природой Байкала (6000 км). И вот настал июль… За окном дожди и термометр с неохотой выдает температуру в 20 градусов. А в перспективе только работа, работа и еще раз работа. Душа же требовала странствий. С большим трудом удалось высвободить 12 дней, вместо 20-ти желаемых. Начали размышлять, куда направить колеса. Из-за холодного дождливого лета в Западной Сибири энтузиазма ехать морозить некоторые части тела в соседние регионы мы особо не испытывали. Хотелось солнца, тепла и воды, много воды. На 12 дней ни на одно море смысла ехать не было. Пришлось искать солнце и воду в меньших количествах поближе. Выбор пал на Казахстан. Из прочтения десятка отчетов о поездках в Казахстан и Кыргызстан я узнал, что в этих странах основными достопримечательностями (судя по объему посвященного им текста) являются местные ГАИ и таможня. Также, что здесь других достопримечательностей (как природных, так и рукотворных) хватит на несколько месяцев увлекательного путешествия. И главное - тут бывает настоящее лето!
На сборы потрачено 2 дня. Были закачаны карты и проставлены метки интересных мест в программе
SAS.Планета (используется для GPS-навигации в ноутбуке), закуплен мешок жрачки на неделю автономного существования, поставлен штамп о гражданстве в свидетельство о рождение ребенка. Машину какой-либо подготовке после поездки на Байкал не подвергали. Только долито масло в двигатель и заправлен бак бензином.
План поездки получился следующим: в пятидневный срок, разрешенный для пребывания в Республике Казахстан без регистрации, мы неспешно (посещая
Бухтарминское вдхр. и
оз. Алаколь) достигаем границы с Кыргызстаном, пересекаем ее возле Кегена, 3 дня проводим на берегу
оз.Иссык-Куль, возвращаемся в Казахстан тем же маршрутом и, посетив
Алмату, близлежащие горы,
Капчагайское вдхр. и
оз. Балхаш, возвращаемся домой за тот же пятидневный срок. Казахско-кыргызская таможня в Кегене была выбрана по причине удаленности от мест беспорядков в Кыргызстане (отягощающий факт, который несколько пугал мою жену), более простого прохождения и меньшего количества попрошаек в форме на пути к
Иссык-Кулю.
Вот собственно и все. План есть, машина (
Toyota Caldina) готова, экипаж (Я - Роман, жена - Юля и дочь - Лиля) готов.
1 день путешествия
Настало 26 июля 2010г. Из-за кучи дел выехали из
Томска в три часа дня. Но нам не привыкать так начинать поездки. Главное ехать.
Остаток дня до темноты ушел на преодоление задыхающегося в пробках
Новосибирска (городу явно не хватает нормальных объездных дорог) и
Барнаула (удивил платный проезд через мост).
В ночь ехать желания не было, поэтому встали на ночевку на берегу
р.Обь возле села Калистратиха. Ночь скоротали в машине с ордой голодных алтайских комаров.
За день наездили 539 км.
2 день путешествия
Таможни в д.Михайловка (по дороге
Алейск -
Поспелиха -
Змеиногорск -
Третьяково - Михайловка) достигли только после обеда. По дороге заправились в
Змеиногорске.
За желание съехать с дороги перекусить и привести себя в порядок возле
с.Третьяково пришлось поплатиться. Полчаса месили грязь на раскисшей после дождя земляной дороге (впервые пришлось посадить Юлю за руль) и еще полчаса смывали комки грязи с травой с крыши и капота машины, чтобы не шокировать ее видом таможенников. В очередной раз пожалел об отсутствии полного привода.
Дождь и холод преследовали нас от
Томска до самой границы. Из-за этого нас начали терзать сомнения о том, что существует другая погода.
На таможне встали в очередь из 10 машин и начали просмотр заранее припасенных для этого фильмов. Однако постоять в долгом ожидании не дали. За час прошли без проблем российскую таможню и также за полчаса казахскую. На казахской таможне заполнили миграционные карты, а за таможней приобрели автостраховку на 15 дней за 850 рублей (в отчетах почему-то писали цену ниже). Деклараций не заполняли. Приклеили заранее припасенный RUS от греха подальше.
Встал вопрос с тенге. Возле таможни поменять негде, отправились в
Шемонаиху. В
Шемонаихе после семи вечера это оказалось сделать проблемно. Банки закрылись, обменников не увидели, встречный люд ничего путного не сказал. Пришлось ехать в
Усть-Каменогорск, хотя изначально план был обогнуть его и через г.
Зыряновск выйти к восточному берегу
Бухтарминского вдхр.
Найти круглосуточный обменник (Лимпопо) помогла карта с
http://www.citynavigator.kz . Со слезами поменяв родные рубли на непонятные разноцветные бумажки по курсу 4.75 решили ехать в
п.Бухтарма, т.к. было уже поздно следовать первоначальному плану. Любоваться городом было некогда.
Ночная дорога до
Бухтармы не для слабонервных. Куча поворотов, подъемов, спусков, объездов и несущегося люда на немецком автопроме.
Повиляв и поскребя днищем об камни в темноте среди тучи указателей турбаз возле
п.Бухтарма, мы нашли укромный уголок на склоне горы, в котором и провели очередную ночь.
За день наездили 587 км.
3 день путешествия
К утру наконец-то распогодилось. Из-за туч выглянуло солнце, но сохранился прохладный ветер. Оглядели нашу ночную стоянку. До берега далековато, но зато ни души по соседству.
А встали на заброшенной дороге к недостроенному дому.
Северный берег
Бухтармы не место для уединения. Большая его часть застроена многочисленными турбазами, пансионатами и просто домами. Кругом снуют машины, ходят группы туристов, вода кишит судами. Летом сюда устремляется на отдых много россиян из близлежащих регионов.
До обеда мы наслаждались красивыми видами, как самого водохранилища, так и окружающих его скал.
Гуляли по сопкам, взбирались на причудливые скалы, окруженные сосновым лесом, над которыми потрудились природные стихии.
Мы продолжили путешествие. В наших планах было обогнуть
Бухтарминское вдхр. и
оз.Зайсан с востока, а потом выйти на трассу
Усть-Каменогорск -
Алматы в районе
Аягоза. В
Новой Бухтарме пополнили бак бензином и прикупили у местных на дороге пеляди х/к по 152 руб за кг. За месяц со времен путешествия на Байкал соскучились по свежей и вкусной рыбке. В томских магазинах ее свежесть оставляет желать лучшего.
Дорога
Бухтарма - Тургусун - Алтайская - Приморское -
Большенарымское очень живописная. Сначала идет среди цветущих полей рапса и подсолнечника.
А потом вдоль берега
Бухтарминского вдхр.
Вдоль дороги встречаются скульптуры животных (орлы, пумы, бараны, козы и т.п.) разной степени сохранности. Их устанавливали еще при советской власти. В остальном Казахстане они тоже встречаются, но в меньшем количестве.
Много спусков к воде. На стоянках и по дороге попадались машины с российскими номерами. Люди едут в этот район главным образом рыбачить. Дно здесь илисто-песчаное, местами поросшее осокой, много заводей.
Большенарымское проехали в шесть вечера.
Заправились на сомнительной заправке, которую долго искали по селу.
За селом с помощью спутниковой карты нашли песчаные пляжи, куда и свернули на ночевку.
В округе кроме нас, зорких хищников на деревьях и десятка любопытных коров - никого.
Здесь нас ждали тишина, солнце, теплая вода и песок.
За день наездили 226 км.
4 день путешествия
До обеда купались и восстанавливали потраченные в дороге силы.
Уезжать из этого уголка рая никак не хотелось.
Но поджимали сроки. Дальнейшая дорога пролегла вдоль водохранилища.
В окружающих пейзажах горы стали уступать место степи.
Миновали курчумскую паромную переправу. За двух больших собратьев здесь трудится маленький буксир с баржей.
После Курчума, где пополнили запасы бензина и питьевой воды во дворе у местных, дорога ушла в степь. Гравий сменился асфальтом, но из-за обилия ям комфорта не прибавилось.
Через 15 км за Каратогаем свернули в степь по направлению к
оз.Зайсан.
Карта маршрута вдоль берега Бухтарминского вдхр. представлена ниже.
Продолжение в
следующей части.
Понравился пост и хотите еще?
Добавьте в друзья и следите за обновлениями журнала.
Фотографии из записи "Казахстан 2010. Часть 1. Бухтарма" с привязкой к спутниковой карте на картографических сервисах
Panoramio.com Содержание дневника "Казахстан 2010"
Часть 1. Бухтарма
Часть 2. Урочище Киин-Кериш и Зайсан
Часть 3. Алаколь и Чарынский каньон
Часть 4. Заилийское Алатау Полный каталог записей моего журнала смотрите
здесь.