Как все начиналось
2010 год наша семья решила посвятить путешествиям. В мае мы 2 дня катались на сноубордах в Шерегеше (1330 км). В июне 11 дней знакомились с природой Байкала (6000 км). И вот настал июль… За окном дожди и термометр с неохотой выдает температуру в 20 градусов. А в перспективе только работа, работа и еще раз работа. Душа же требовала странствий. С большим трудом удалось высвободить 12 дней, вместо 20-ти желаемых. Начали размышлять, куда направить колеса. Из-за холодного дождливого лета в Западной Сибири энтузиазма ехать морозить некоторые части тела в соседние регионы мы особо не испытывали. Хотелось солнца, тепла и воды, много воды. На 12 дней ни на одно море смысла ехать не было. Пришлось искать солнце и воду в меньших количествах поближе. Выбор пал на Казахстан. Из прочтения десятка отчетов о поездках в Казахстан и Кыргызстан я узнал, что в этих странах основными достопримечательностями (судя по объему посвященного им текста) являются местные ГАИ и таможня. Также, что здесь других достопримечательностей (как природных, так и рукотворных) хватит на несколько месяцев увлекательного путешествия. И главное - тут бывает настоящее лето!
На сборы потрачено 2 дня. Были закачаны карты и проставлены метки интересных мест в программе
SAS.Планета (используется для GPS-навигации в ноутбуке), закуплен мешок жрачки на неделю автономного существования, поставлен штамп о гражданстве в свидетельство о рождение ребенка. Машину какой-либо подготовке после поездки на Байкал не подвергали. Только долито масло в двигатель и заправлен бак бензином.
План поездки получился следующим: в пятидневный срок, разрешенный для пребывания в Республике Казахстан без регистрации, мы неспешно (посещая
Бухтарминское вдхр. и
оз. Алаколь) достигаем границы с Кыргызстаном, пересекаем ее возле Кегена, 3 дня проводим на берегу
оз.Иссык-Куль, возвращаемся в Казахстан тем же маршрутом и, посетив
Алмату, близлежащие горы,
Капчагайское вдхр. и
оз. Балхаш, возвращаемся домой за тот же пятидневный срок. Казахско-кыргызская таможня в Кегене была выбрана по причине удаленности от мест беспорядков в Кыргызстане (отягощающий факт, который несколько пугал мою жену), более простого прохождения и меньшего количества попрошаек в форме на пути к
Иссык-Кулю.
Вот собственно и все. План есть, машина (
Toyota Caldina) готова, экипаж (Я - Роман, жена - Юля и дочь - Лиля) готов.
1 день путешествия
Настало 26 июля 2010г. Из-за кучи дел выехали из
Томска в три часа дня. Но нам не привыкать так начинать поездки. Главное ехать.
Остаток дня до темноты ушел на преодоление задыхающегося в пробках
Новосибирска (городу явно не хватает нормальных объездных дорог) и
Барнаула (удивил платный проезд через мост).
![](http://farm7.static.flickr.com/6041/6353326621_45e4ef20ca_z.jpg)
В ночь ехать желания не было, поэтому встали на ночевку на берегу
р.Обь возле села Калистратиха. Ночь скоротали в машине с ордой голодных алтайских комаров.
За день наездили 539 км.
2 день путешествия
Таможни в д.Михайловка (по дороге
Алейск -
Поспелиха -
Змеиногорск -
Третьяково - Михайловка) достигли только после обеда. По дороге заправились в
Змеиногорске.
За желание съехать с дороги перекусить и привести себя в порядок возле
с.Третьяково пришлось поплатиться. Полчаса месили грязь на раскисшей после дождя земляной дороге (впервые пришлось посадить Юлю за руль) и еще полчаса смывали комки грязи с травой с крыши и капота машины, чтобы не шокировать ее видом таможенников. В очередной раз пожалел об отсутствии полного привода.
Дождь и холод преследовали нас от
Томска до самой границы. Из-за этого нас начали терзать сомнения о том, что существует другая погода.
![](http://farm7.static.flickr.com/6044/6353326867_968ea577e6_z.jpg)
На таможне встали в очередь из 10 машин и начали просмотр заранее припасенных для этого фильмов. Однако постоять в долгом ожидании не дали. За час прошли без проблем российскую таможню и также за полчаса казахскую. На казахской таможне заполнили миграционные карты, а за таможней приобрели автостраховку на 15 дней за 850 рублей (в отчетах почему-то писали цену ниже). Деклараций не заполняли. Приклеили заранее припасенный RUS от греха подальше.
Встал вопрос с тенге. Возле таможни поменять негде, отправились в
Шемонаиху. В
Шемонаихе после семи вечера это оказалось сделать проблемно. Банки закрылись, обменников не увидели, встречный люд ничего путного не сказал. Пришлось ехать в
Усть-Каменогорск, хотя изначально план был обогнуть его и через г.
Зыряновск выйти к восточному берегу
Бухтарминского вдхр.
Найти круглосуточный обменник (Лимпопо) помогла карта с
http://www.citynavigator.kz . Со слезами поменяв родные рубли на непонятные разноцветные бумажки по курсу 4.75 решили ехать в
п.Бухтарма, т.к. было уже поздно следовать первоначальному плану. Любоваться городом было некогда.
Ночная дорога до
Бухтармы не для слабонервных. Куча поворотов, подъемов, спусков, объездов и несущегося люда на немецком автопроме.
Повиляв и поскребя днищем об камни в темноте среди тучи указателей турбаз возле
п.Бухтарма, мы нашли укромный уголок на склоне горы, в котором и провели очередную ночь.
За день наездили 587 км.
3 день путешествия
К утру наконец-то распогодилось. Из-за туч выглянуло солнце, но сохранился прохладный ветер. Оглядели нашу ночную стоянку. До берега далековато, но зато ни души по соседству.
![](http://farm7.static.flickr.com/6092/6352927469_ed0f59989b_z.jpg)
А встали на заброшенной дороге к недостроенному дому.
![](http://farm7.static.flickr.com/6032/6352928045_4c34050537_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6094/6352928307_004d5c580a_z.jpg)
Северный берег
Бухтармы не место для уединения. Большая его часть застроена многочисленными турбазами, пансионатами и просто домами. Кругом снуют машины, ходят группы туристов, вода кишит судами. Летом сюда устремляется на отдых много россиян из близлежащих регионов.
![](http://farm7.static.flickr.com/6112/6352929029_957030307f_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6055/6352929419_b4619b24e8_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6115/6352929803_3de7d0a6e3_z.jpg)
До обеда мы наслаждались красивыми видами, как самого водохранилища, так и окружающих его скал.
![](http://farm7.static.flickr.com/6226/6352930199_a0ef6e7f36_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6052/6352931303_d2cd1f1041_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6102/6352930841_d1c80e8918_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6052/6352931637_ae0ca16507_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6042/6352928651_3c96dd315e_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6105/6352932113_ddfd0b6f04_z.jpg)
Гуляли по сопкам, взбирались на причудливые скалы, окруженные сосновым лесом, над которыми потрудились природные стихии.
![](http://farm7.static.flickr.com/6234/6352932549_f642979585_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6047/6352932969_a6eefb1c9e_z.jpg)
Мы продолжили путешествие. В наших планах было обогнуть
Бухтарминское вдхр. и
оз.Зайсан с востока, а потом выйти на трассу
Усть-Каменогорск -
Алматы в районе
Аягоза. В
Новой Бухтарме пополнили бак бензином и прикупили у местных на дороге пеляди х/к по 152 руб за кг. За месяц со времен путешествия на Байкал соскучились по свежей и вкусной рыбке. В томских магазинах ее свежесть оставляет желать лучшего.
Дорога
Бухтарма - Тургусун - Алтайская - Приморское -
Большенарымское очень живописная. Сначала идет среди цветущих полей рапса и подсолнечника.
![](http://farm7.static.flickr.com/6052/6352933403_22cee018e0_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6112/6352933759_979d392cf5_z.jpg)
А потом вдоль берега
Бухтарминского вдхр.
![](http://farm7.static.flickr.com/6040/6352934107_026187ae19_z.jpg)
Вдоль дороги встречаются скульптуры животных (орлы, пумы, бараны, козы и т.п.) разной степени сохранности. Их устанавливали еще при советской власти. В остальном Казахстане они тоже встречаются, но в меньшем количестве.
![](http://farm7.static.flickr.com/6093/6352934569_77384f709b_z.jpg)
Много спусков к воде. На стоянках и по дороге попадались машины с российскими номерами. Люди едут в этот район главным образом рыбачить. Дно здесь илисто-песчаное, местами поросшее осокой, много заводей.
![](http://farm7.static.flickr.com/6102/6352934909_0c11a9d733_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6103/6352935241_2e179bcda3_z.jpg)
Большенарымское проехали в шесть вечера.
![](http://farm7.static.flickr.com/6117/6352935903_87740d239f_z.jpg)
Заправились на сомнительной заправке, которую долго искали по селу.
![](http://farm7.static.flickr.com/6214/6352935573_aea4576852_z.jpg)
За селом с помощью спутниковой карты нашли песчаные пляжи, куда и свернули на ночевку.
![](http://farm7.static.flickr.com/6219/6352936311_ffe0a687b9_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6032/6352938011_23c42eb234_z.jpg)
В округе кроме нас, зорких хищников на деревьях и десятка любопытных коров - никого.
![](http://farm7.static.flickr.com/6100/6352936701_aa504944d0_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6231/6352937115_6f1ef5108e_z.jpg)
Здесь нас ждали тишина, солнце, теплая вода и песок.
![](http://farm7.static.flickr.com/6056/6352937739_c85267e548_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6111/6352938329_8ae9ddd54a_z.jpg)
За день наездили 226 км.
4 день путешествия
До обеда купались и восстанавливали потраченные в дороге силы.
![](http://farm7.static.flickr.com/6211/6352939157_dd7bfb45a9_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6112/6352939879_48be63f2ef_z.jpg)
Уезжать из этого уголка рая никак не хотелось.
![](http://farm7.static.flickr.com/6044/6352938765_a29aa506ce_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6108/6352939465_74989797d9_z.jpg)
Но поджимали сроки. Дальнейшая дорога пролегла вдоль водохранилища.
![](http://farm7.static.flickr.com/6220/6352940307_9ba9f77369_z.jpg)
В окружающих пейзажах горы стали уступать место степи.
![](http://farm7.static.flickr.com/6047/6352940675_6ef272b21b_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6059/6352940977_5156002883_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6047/6352941297_2cf29b96c9_z.jpg)
Миновали курчумскую паромную переправу. За двух больших собратьев здесь трудится маленький буксир с баржей.
![](http://farm7.static.flickr.com/6034/6352941993_00ba000ef2_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6234/6352941599_f8da04229b_z.jpg)
После Курчума, где пополнили запасы бензина и питьевой воды во дворе у местных, дорога ушла в степь. Гравий сменился асфальтом, но из-за обилия ям комфорта не прибавилось.
![](http://farm7.static.flickr.com/6107/6352942337_4fd67db83d_z.jpg)
![](http://farm7.static.flickr.com/6098/6352942777_19638dd8fe_z.jpg)
Через 15 км за Каратогаем свернули в степь по направлению к
оз.Зайсан.
![](http://farm7.static.flickr.com/6240/6352943147_e8b7371c29_z.jpg)
Карта маршрута вдоль берега Бухтарминского вдхр. представлена ниже.
![](http://farm8.staticflickr.com/7170/6412703403_b3fd6630d0_z.jpg)
Продолжение в
следующей части.
Понравился пост и хотите еще?
Добавьте в друзья и следите за обновлениями журнала.
Фотографии из записи "Казахстан 2010. Часть 1. Бухтарма" с привязкой к спутниковой карте на картографических сервисах
Panoramio.com Содержание дневника "Казахстан 2010"
Часть 1. Бухтарма
Часть 2. Урочище Киин-Кериш и Зайсан
Часть 3. Алаколь и Чарынский каньон
Часть 4. Заилийское Алатау Полный каталог записей моего журнала смотрите
здесь.