Начало в
предыдущей части.
8 день путешествия
Утром отправились в
Капчагай разбираться с документами. Немного поплутав по городу, нашли миграционную службу. В ней нас ждал очередной облом. Понедельник - неприемный день. Пообщавшись с секретарем, узнали, что нас за просроченные миграционные карты ждет штраф в размере 2950 руб. с человека плюс комиссия банка (за двоих значит в районе 6000 руб.). Но она быстро “вошла в наше положение” и связала нас с начальницей. За 2950 руб. они согласились уладить вопрос сейчас. Выбора у нас особо не было. Официальные штрафы реально такие. Пока меняли деньги в местном торговом центре, наши миграционные карты были готовы. С плеч свалился груз проблем с регистрацией, но остался неприятный осадок из-за потраченных денег. Впереди нас ждал отдых, и мы отправились в горы, в
Тургенское ущелье к водопадам.
Въезд через экопост в ущелье платный - 210 руб с машины. Сначала идут многочисленные турбазы от элитных до кемпингов для палаток. Потом турбазы заканчиваются и возле р.Тургенка можно встать на ночевку с палаткой на любом из многочисленных свертков.
До развилки рек Шын Турген и Орта Турген добрались без проблем. А вот дальше путь прямо на
плато Ассы к обсерватории закрыт шлагбаумом (куда мы изначально и хотели подняться), а дорога налево к
Кайракскому водопаду заканчивается размытым мостом. Приняли решение идти пешком к водопаду. На указателе было написано - 6 км.
Дорога плавно поднималась по ущелью и сильно не напрягала. Виды красивые. Много фотографировали.
На щите было что-то написано про мох и вечную мерзлоту на глубине полметра. Проверять так ли это не стали.
Через 2 км нас обогнали егеря на лошадях. У них узнали, что до водопада 9 км и 2 часа ходу, а ущелье кишит змеями. Пошли дальше, восприняв слова егеря как “нап$дел”.
Через километр нас обогнал уазик-буханка набитый туристами до отказа. А чуть дальше нашли на дороге раздавленную им змею. Словам егеря пришлось поверить. Дальше пошли осторожней.
За километр до водопада дорога повернула в боковое ущелье и стала значительно круче.
Но зрелище водопада стоит затраченных сил. Он находится на высоте 2300 метров. Вода, падая с высоты 55 метров, пробивает в скале целый тоннель.
Обратная дорога до машины далась уже с трудом, особенно ребенку.
На обратном пути хотели заехать к Медвежему водопаду. Дорога к нему поднимается по крутому серпантину в гору. Но машина не потянула подъем, пробуксовывая на рыхлой гальке. Пройдя метров пятьсот мы поняли, что дойти уставшими по такой дороге не сможем. Пришлось возвращаться.
Приближался вечер . На
оз.Иссык, находящееся в соседнем ущелье, ехать было уже поздно. Поэтому начали возвращаться на ночевку к
Капчагайскому вдхр. Попытка найти стоянку на южном берегу водохранилища окончилась ничем. Многочисленные дороги, ведущие к песчаным пляжам (судя по спутниковой карте), заканчивались в разлившемся водохранилище. Потратив 2 часа на бездорожье, отправились к уже разведанному северному берегу.
По ночной дороге бегало множество ежиков. Насчитали с десяток. Для местных жителей они обыденность, для нас же - экзотика. Парочку поймали. Особенно счастлив им был ребенок. Пришлось долго ей объяснять (да и Юле тоже), что злые дяди на границе не пустят нас домой с сумкой ежиков.
На ночевку встали с палаткой недалеко от турбаз, где провели предыдущую ночь.
За день наездили 418 км.
9 день путешествия
Утром, накупавшись и отпустив на волю ежей , отправились в
Алмату, которая пока ускользала от нашего внимания. Целью был не сам город, а горы за ним -
Заилийский Алатау.
В первую очередь посетили ущелье, где находится каток
Медео и горнолыжный курорт
Чимбулак.
Въезд
Медео через экопост платный. С машины - 63 рублей.
Дорога - идеальный асфальт и машина без проблем справилась с подъемом по серпантинам.
Через 1,5 км за
Чимбулаком асфальт перешел в гравий с большими булыжниками, которые остановили наш дальнейший подъем.
В ущелье ведется активное возведение инфраструктуры (дороги, отели, базы отдыха, магазины) приближающее отдых в нем к европейскому уровню.
После
Медео отправились к
Большому Алматинскому озеру, которое находилось в соседнем ущелье. Въезд в него через экопост тоже платный - 144 руб с машины. Здесь инфраструктура развита меньше, чем возле
Медео. Если в нижней части еще встречаются базы отдыха и кемпинги, то ближе к озеру их совсем нет.
Асфальт через 10 км сменился гравием и начались головокружительные серпантины.
Из-за ремонтных работ дорога возле плотины озера очень плохая с многочисленными объездами.
С плотины открылся потрясающий вид на зажатое в горах озеро с водой бирюзового цвета.
Дорога слева от озера к перевалу Озерный была перекрыта шлагбаумом, справа, к
космостанции, свободна.
Мы не могли остановиться на полпути. Поэтому продолжили подъем по серпантинам.
Дорога стала хуже за счет больших булыжников превышающих просвет калдины.
Но помехой движению стали не они, а шлагбаум
космостанции, расположенной на перевале Жусалы-Кезень на высоте 3336 м.
Пока осматривались, спугнули лисицу. Стоянку для ночевки нашли чуть ниже
космостанции на высоте 3000 метров. Во время рулежки по стоянке я умудрился наехать на огромный булыжник, из-за которого передние колеса повисли в воздухе. Выручили домкрат и лопатка. Впервые вставали на ночевку на такой высоте. Тишина гор, звезды, до которых можно дотянуться рукой и далекий свет
Алматы создавали романтическую обстановку. Именно этого мы ищем в своих путешествиях.
Сон был очень крепким. Мозг отдыхал в условиях нехватки кислорода.
За день наездили 221 км.
10 день путешествия
День был посвящен рынкам. В первую очередь мы посетили знаменитую “
Барахолку”. Между рядами ее рынков можно провести не один день.
Мы ограничились
Болашаком, закупив кучу вещей на наши скудные финансы. Устали не меньше, чем при прогулке 20 км к
Кайракскому водопаду. Вопли снующих между узких рядов продавцов еды и телеги носильщиков, норовящих если не задавить тебя, то оттоптать ноги, снились нам еще несколько дней.
После “
Барахолки” мы съездили на рынок
Алтын Орда, где забили машину под завязку фруктами. Цены на них просто смешные. В 2-3 раза ниже томских. Жалко, что машина оказалась не резиновая.
Покинули
Алмату только вечером. По ней намотали за 2 дня не один десяток километров. Город понравился чистотой, красотой и дорогами. Мусора нигде не видно, независимо от района. Везде цветы - на клумбах, на газонах, на заборах, на столбах… Дороги идеальные. Асфальт везде, даже в узких улочках в частном секторе. Жалко, что у нас не было лишних дней, чтобы посвятить их городу.
На ночевку встали уже в облюбованном нами месте на северном берегу
Капчагайского вдхр.
За день наездили 222 км.
11 день путешествия
Наш отдых в Казахстане подошел к концу.
Последний раз искупавший, мы тронулись в обратный путь домой. Планировали за день добраться до
Усть-Каменогорска. Но из-за того что долго не хотелось покидать берег водохранилища, ночь застигла нас задолго до города. Ночевать встали в темноте на оз.Караколь в 90км от Георгиевки.
За день наездили 792 км.
12 день путешествия
На таможне в Михайловке мы появились только после обеда. Встав в очередь из 6 машин стали ожидать описанной во многих отчетах экзекуции. Оказалось зря. Казахскую таможню прошли за полчаса. Досмотр проходил 10 минут и ограничился осмотром запаски (правда из-за этого пришлось частично разгрузить багажник). Ужасов в виде полной разгрузки машины (а в салоне на заднем сидении у нас была куча арбузов, дынь и вещей), разбортовки запаски, потрошения сумок, использования кинологических собак мы не увидели. Все корректно и без вымогательства денег. На российской таможне пришлось постоять в очереди из 15 машин 1,5 часа. Досмотр ограничился открытыми дверьми и багажником. Спасибо за это нашим таможенникам.
И вот она - Россия!!!
С удвоенным рвением помчались домой по уже накатанной дороге через
Барнаул и
Новосибирск. Сказка закончилась и уже утром мне надо выходить на сутки дежурить. До Томска планировали добраться в 3-4 часа ночи. Но этому не суждено было случиться.
За день наездили 840 км.
13 день путешествия
Возле с.Безменово на границе Алтайского края и Новосибирской области в полночь мы остановились отдохнуть перед финальным рывком до дома. Съехали с обочины и заглушили машину. А вот завести ее уже не смогли. Поломка ставила под сомнения мой утренний выход на смену и осложнялась тем, что денег у нас оставалось всего 2000 рублей. Ловить попутки на трассе ночью, да еще когда машина стоит в поле была глупой затеей. Уповали на чудо, и оно свершилось. Остановились новосибирцы на Lada Priora. Они с трудом вытянули машину в горку на трассу и дотянули до кафе возле деревни. Переговорив с местными, узнали, что ближайшее СТО есть в
Черепаново (16 км в сторону Новосибирска). Шансов отремонтироваться мало, но ближайшие другие варианты -
Искитим (60 км) и
Бердск (80 км). Уговорили парня из кафе на копейке дотянуть нас до
Черепаново. В Черепаново СТО работает с 8:00. Поэтому нам ничего не оставалось, как полусидя уснуть в машине. Перед этим я связался с работой и подменился. Утром на СТО после 2х часов “диагностик” и перекладки вещей взад-вперед был вынесен вердикт - “что-то с бензонасосом или электрикой” и помочь нам не смогут. Попросили вытянуть нас тросом на трассу подальше от скопления машин (возле СТО находился пункт техосмотра ГАИ) и принялись голосовать. На удивление простояли всего 20 минут. Мужик с сыновьями на Mitsubishi Delica не отказал дотащить нас до
Бердска. Езда на привязи при скорости 60-90 км/ч не сберегает нервные клетки, но добрались до автосервиса без происшествий. Оказалось, что сдох бензонасос. Он был куплен в магазине пососедству (подошел недорогой от 12-шки). После замены бензонасоса машина ожила и через пять часов мы были уже дома.
За день наездили 419 км.
Итоги
За время путешествия было преодолено 6572 км. Сожжено 545 литров топлива. Непосредственно на поездку потрачено 17000 рублей. Из них бензин - 10567 рублей, автостаховка в Казахстане 850 руб, ремонт машины 1580 руб, взятка в миграционной службе - 2950 рублей, проезды через экопосты - 676 руб, ночевка на турбазе - 304 руб. Стоимость еды не учитывал, т.к. ели мы немного и главным образом готовили ее сами. Если бы сидели дома эти дни, то наели еще больше. Также не учитывалась амортизация машины.
Машина подвела поломкой бензонасоса. Пришлось потратить из-за этого нервы, деньги и самое главное время, прогуляв работу. С одной стороны плохо, а с другой - было бы гораздо хуже, если бы это случилось в казахской глуши. Также был ободран боковой обвес и порвана пластиковая защита передней колесной арки. Но учитывая те места и дороги, по которым ездили, то легко отделались.
Путешествие (именно путешествие, а не поездка) в Казахстан удалось. Оно оправдало наши ожидания, и мы получили в нем все то, чего хотели, привезя домой целую массу впечатлений. Конечно, за 12 дней невозможно познакомиться даже с сотой частью этой замечательной страны и полноценно отдохнуть. Но не сидеть же в унынии из-за этого дома, как делает большинство. И если кому-то покажется, что это не отдых - все время находится в дороге, а ночевать под открытым небом. Могу ответить - каждому свое.
Мы обязательно вернемся в Казахстан. И всем рекомендуем это сделать.
Конец.
Понравился пост и хотите еще?
Добавьте в друзья и следите за обновлениями журнала.
Фотографии из записи "Казахстан 2010. Часть 4. Заилийское Алатау" с привязкой к спутниковой карте на картографических сервисах
Panoramio.com Содержание дневника "Казахстан 2010"
Часть 1. Бухтарма
Часть 2. Урочище Киин-Кериш и Зайсан
Часть 3. Алаколь и Чарынский каньон
Часть 4. Заилийское Алатау Полный каталог записей моего журнала смотрите
здесь.