Тыва 2009. Часть 1. Через Саянский перевал

Jan 06, 2013 11:42





Эта поездка стала самой спонтанной среди прочих незапланированных поездок нашей семьи по просторам России. За неделю до нее мы не знали, что куда-то вообще поедем, за три дня не знали, на какой срок поедем, а в момент выезда из Томска - куда поедем. У нас были только направление поездки - Хакасия и пятидневный интервал между дежурствами на моих работах, за который надо было максимально дать отдохнуть душе и телу. Поэтому импровизировали на ходу.

14.08.09г. 1-й день путешествия

Собирались в день поездки, из-за чего покинули Томск только в 11:00. Глобальных задач для первого дня мы не ставили. Главное было добраться до Хакасии. На ночевку решили встать на небольшом пресном озере Матарак недалеко от Шира. На нем мы уже ночевали два месяца назад во время непродолжительной поездки в Хакасию с велосипедами. Оно нам понравилось меньшей популярностью у туристов, чем другие водоемы этого района и красивыми ландшафтами в окрестностях с обилием сопок.

Нигде не задерживаясь, мы за шесть часов по маршруту Томск - Ижморский - Кольцовка - Верхняя Чебула - Тисуль - Шарыпово - Ужур - Шира добрались до озера Матарак.






На озере, в отличие от июньской поездки, на этот раз мы ночевали не в гордом одиночестве. Было с десяток машин туристов, главным образом рыбаков. После дороги и дежурства накануне мы не стали откладывать сон.

Пройденная дистанция за день - 635 км.

15.08.09г. 2-й день путешествия

Утром нас разбудил холод. Погода на улице больше соответствовала середине осени, но никак не пику лета. Температура не превышала 7 град. С и периодически моросил дождь.







Желания задержаться в такую погоду на озере мы не испытывали. Поэтому собравшись и позавтракав, отправились в путь. На трассу к оз.Шира вернулись по дороге мимо оз.Шунет.





В районе обеда были в Черногорске, где заехали к знакомому Юли. За кружкой чая поведали о своих бесцельных планах ехать куда-нибудь на юг к горам, в сторону Ергаки по трассе М54 и возможном заезде в Тыву. Он нам посоветовал ехать в сторону Абазы, т.к. места там малолюдные и не менее красивые, чем в Ергаки. По поводу Тывы его родители поведали о страшных историях, как тувинцы убивают туристов и разбойничают на дорогах. В вдогонку к рассказам получили газовую горелку, то ли для разжигания костра в сырую погоду, то ли для обороны от тех самых тувинцев.

Еще перед Черногорском небо затянуло тучами, и начался противный холодный дождь, который сопровождал нас весь оставшийся день до места ночевки в горах за Абазой. Из-за него мы не стали заезжать в Абакан и на Саяно-Шушенскую ГЭС.
Абазу миновали в районе семи часов вечера, не забыв залить полный бак бензина. Дальше на 200 км нет ни заправок, ни сотовой связи. Горы встретили нас дождем, туманом и сумерками.


Знакомый из Черногорска посоветовал остановится на ночевку возле 4-го после Абазы моста через р.Она. Место стоянки нашли в темноте не сразу, свернув сначала на лесовозную дорогу, где оторвали защиту двигателя и повредили (как оказалось потом) переднюю внутреннюю гранату. Дождь не прекращался. Поэтому, трансформировав багажник, заночевали в машине. Тесновато для троих, зато тепло и не сыро.

Пройденная дистанция за день - 399 км.

16.08.09г. 3-й день путешествия

На этот раз разбудил нас не холод или дождь, а яркие лучи солнца, слепившие глаза даже через закрытые веки. Настроение сразу улучшилось. Место для стоянки оказалось удобное, но изрядно загаженное предыдущими постояльцами-свиньями. Подкрепившись, мы прогулялись вдоль реки, любуясь пейзажами гор.














Изрядно отдохнув, выдвинулись дальше.

Дорога через Западный Саян в Тыву довольно живописная. На всем протяжении (за исключением небольшого участка на границе республик) она покрыта асфальтом, в сносном состоянии, окружена тайгой и имеет много мостов, поворотов, участков, проходящих под отвесными скалами или над горными реками. Скучать, созерцая окружающие пейзажи, нам не пришлось. Мы часто останавливались, гуляли, фотографировали. Погода благоприятствовала этому.
Движение по трассе А161 Абаза - Ак-Довурак минимальное. Машин с номерами других регионов встретили всего несколько штук. Организованный туризм ограничивается несколькими турбазами, самой старой и известной из которых является Снежный барс. В общем раздолье для дикого туризма, охоты (много свертков на охотничьи угодья) и рыбалки на горных реках.



















































По дороге насчитали четыре крупных перевала. Самый высокий из них - Саянский (Сотый) высотой 2206 метров над уровнем моря на границе Хакасии и Тывы. Он находится в зоне горных тундр. Горы здесь почти лишены растительности и местами покрыты снегом.





Пронизывающий холодный ветер и 2 градуса тепла не позволили насладиться окружающими панорамами и прогуляться. А жаль. Помимо красивых пейзажей именно здесь находится граница республик Хакасия и Тыва.















Через 20 км от Сотого перевала проехали тувинскую таможню. Символическая запись в журнале, осмотр багажника и мы свободны.

Вскоре растительность начала меняться. На смену соснам и елям пришли тополя.






На мое предложение встать на ночевку на р. Кара-Суг, Юля захотела проехать еще дальше. В итоге, перевалив Акский перевал, мы оказались в степной Тыве. Посреди степи на ночевку не встанешь, а все мало-мальски приличные места заняты стоянками тувинцев-скотоводов. Пришлось ехать дальше.



В Ак-Довураке заправились. На заправке привязались местные тувинцы-гопники на двух «девятках»: откуда, куда, дай закурить, дай денег. Проигнорировав их любопытство, выдвинулись на восток по трассе А162 в Кызыл. Начало темнеть, а приличные места для ночевки не попадались.

Еще дома, изучая карты, я обратил внимание на Саяно-Шушенское водохранилище, которое на территории Тывы значительно разливается по равнинной местности, образуя самый крупный водоем республики. С западной стороны по степи к нему шло множество ниток дорог. Туда мы и отправились в поисках ночлега.

С трассы свернули в Ак-Дуруг и, минуя Ча-Холь, оказались в степи с десятком дорог во всех направлениях. Время было за полночь. Темнота не способствовала ориентированию на пересеченной местности. Света фар хватало высветить разве что тушканчиков, в панике прыгающих под колеса машины. Тут-то и пригодилась GPS-навигация со спутниковой картой. Только благодаря ей удалось найти стоянку на берегу водохранилища. Рассмотреть окрестности стоянки в темноте не удалось. В надежде утром не обнаружить возле машины толпы тувинцев, мы легли спать.

Пройденная дистанция за день - 355 км.



Понравился пост и хотите еще? Добавьте в друзья и следите за обновлениями журнала.

Фотографии из дневника "Тыва 2009" с привязкой к спутниковой карте на картографических сервисах


Panoramio.com


Яндекс

Содержание дневника "Тыва 2009"



Часть 1. Дорога через Саянский перевал




Часть 2. Дорога через Ергаки




Большой Салбыкский курган


Похожие записи журнала



Хакасия 2011. Озеро Учум




Хакасия 2009




Хакасия 2008


Полный каталог записей моего журнала смотрите здесь.

Республика Хакасия, Республика Тыва, Кемеровская область, тыва 2009, Красноярский край, путешествие

Previous post Next post
Up