локвация (8) обезьянничанье / репликация

Mar 28, 2014 22:21

локвация (1) определение и список записей
обезьянничанье
репликация

Для удобства выделяем сюда (из записи про обезьянничанье, см. выше) то, что касается обезьянничанья при локвации -- это слишком важно для нашей темы.

Но сначала пустим новое добавление, так как в нём речь о механизме заразительности на уровне ещё более примитивном, чем повторение целых слов.

***

Диалектолог после лекции, отвечая в конце на вопросы, свидетельствует -- не отдавая себе в этом отчёта -- о силе подражательных механизмов при речи:

Голос из зала: Когда вы говорили с бабушками, в вашей речи тоже слышны некоторые диалектические особенности. Вы это делаете специально, чтобы не провоцировать бабушек на подражание литературной речи, или это у вас происходит непроизвольно?

Игорь Исаев: Это модничанье: хочется поговорить так, как она, - для хворсу и басы. Как правило, бабушка не отвлекается на нашу речь, например, мы ее переспрашиваем литературно, а она ответит нам диалектно то же самое слово: «Кот?» «Да, куот», - ответит, так что, как правило, ее внимательно слушаешь и устанавливаешь себе систему и непроизвольно иногда даже проговариваешь, потому что хочется подстроиться под нее, такая приятная игра, но это глупость, не надо этого делать, а мы все равно делаем: хочется, очень заразная вещь.
"Глупость", "не надо этого делать", но "приятно" (система аппетенций награждает за подражание удовольствием) etc.

Приятная заразная вещь, обезьянничанье :)

***

Теперь про уровень слов.

Вот что говорит Светлана Анатольевна, отвечая на вопрос читателя:

- Вроде бы Джейн Гудолл писала, что шимпанзе друг другу знаки какие-то подают. И если их научить, они научаются.

- Да, действительно, та же Уошо научила своего приёмного сына Лулиса некоторому количеству знаков амслена (американского жестового языка). Но всё же шимпанзе гораздо хуже людей передают полученные навыки.
Вот, например, Вы наверняка обладаете языковыми познаниями не меньшими, чем Ваша мама, правда? Ваш словарный запас сравним с её.
А Лулис выучил всего 55 знаков, тогда как Уошо знала их сильно больше сотни.
источник

Core competence С.А. -- лингвистика, как у Сергея Вячеславовича -- анатомия мозга. При интерпретации рассуждений той, как и другого, об этом полезно не забывать.

В данном случае С.А. сообщает чисто фактическое сведение большой отчётливости, на которое безопасно опереться (в отличие от других утверждений, в большей степени заряженных интерпретациями).

***

Так же, как многоглаголящие достаточно бессознательно выучивают множество слов, точно так же к их мозгам "прилипают" более сложные локвационные жесты ("мнения").

По многочисленным наблюдениям вокруг себя можно уверенно утверждать:
Многоглаголящие -- не всегда, но достаточно часто -- транслируют услышанное даже после единичного случайного предъявления.
(Понятно, что это должны быть утверждения, не противоречащие доминантам конкретных приматов, когнитивно не проецирующиеся их мозгом в нуль, а также достаточно простые -- в противном случае они "оббиваются" в процессе трансляции.)

Если же утверждение слышится на подходящем гуморальном фоне
(умиление весёлым Петушком;
параинтеллектуальный восторг, индуцируемый у аудитории экстерналиями Пугалка;
тёплое возбуждение гуморального центра все-свои),
то его впендюривание в мозг ( "Будущий президент академии!") происходит с такой силой, что выковырять его потом оттуда будет задачкой весьма и весьма непростой.

***

Этот механизм играет eine центральную роль в возникновении репутаций.

Как, впрочем, и лажевых пузырей.

локвация, гумор, репликация, стая

Up