Китайская образовательная этика (9) три аксиомы конфуцианской этики

Apr 06, 2015 14:19

начало и оглавление

В беседе с одним из подошедших коллег на Пугалке-60 сконденсировалось наблюдение о трёх аксиомах конфуцианской этики.

Точнее, наблюдение состоит в том, что можно указать три правила, которые с детства втемяшены в мозг каждому китайцу, которые полностью охватывают три самые фундаментальные отношения для каждого примата, и которые задают тональность всему остальному.

1. Отношение субъекта к внешней реальности: конфуцианская притча о важности внимания к Потоку с тем, чтобы пройти через него, а не быть снесённым (профилактика, среди прочего, idiot'изма).

2. Отношения приматов между собой:

2а. по горизонтали -- взаимность;

2b. во вертикали -- модель заботливые родители-почтительные дети.

Приматологическое упражнение

Обсудить с точки зрения этой триады два концепта, высказывавшихся членами дирекции этого института, зафиксированные приматологическим наблюдением:

1. "Нас больше -- мы и правы". (Напомним, что Наблюдатель услышал это от замдиректора 29.10.2009, когда впервые был публично поднят вопрос о самодурстве директорской клики в этом институте, а быдлоколлектив прореагировал соответственно -- в том числе и эмфатическим "да он сумасшедший!".)

2. "Умные люди".

ияи-иэу, умные_люди, кун-цзы_(孔子), китайская_этика, mos

Up