[машинка_интеллекта] ступени эволюции

Apr 03, 2012 18:06

начало -- ступени эволюции (эта запись)
второй контекст (аппетентный цикл)
самофункционирование
обсессивность и комбинаторный интеллект
комбинаторный восторгкомбинаторная m-активность)
приматическое нагромождение
интеллект-1 и Интеллект-2

Наша цель -- описать основную для приматов комбинаторную машинку интеллекта, включив её в соответствующие контексты таким образом, чтобы стала видна её
необходимость/неизбежность/фундаментальность.

Контекстов будет два.
Один даётся ниже.
Другой будет связан с фундаментальным понятием аппетентного поведения ( тыц).

***

Ниже даётся некий ряд ступеней эволюции интеллекта.
Так, кстати, называлась хорошая брошюрка (научпоп-компиляция) Б.Ф.Сергеева (Наука, Ленинград, 1986), но у него не было чёткой концепции интеллекта (кроме некоего представления о том, что одни формы поведения более "продвинуты", чем другие), поэтому там немножко смешаны в кучу несколько разные вещи. Как, впрочем, и у всех, кто до сих пор писал на эту тему.

***

--1а-- Запоминание обстоятельств, коррелирующихся с возбуждением системы поощрения/наказания (условный рефлекс) -- помогает организму быстрее среагировать на банан/опасность в следующий раз.

--1б-- Запоминание собственных действий, коррелирующихся etc. (ср. опыты с голубями Б.Скиннера) -- это помогает в будущем выбирать hopefully более адекватные действия при возникновении соотв. потребности/цели (но так возникают и суеверия: Почему гуманисты недолюбливают голубей Скиннера).

--2-- Включение случайной активности (действия из наличного репертуара) при наличии цели в зоне внимания (цели в широком смысле, в т.ч. выраженной потребности и т.п.), но при отсутствии прямого пути её достижения; в случае успеха происходит запоминание как в 1б.

Пример. В экспериментах Торндайка собака научалась открывать щеколду на воротах "методом тыка лапой" (см. у Зориной и Полетаевой).

Тут и пример наличного репертуара: у собаки это известное -- изначально, видимо, роющее -- движение лапой, имеющее исследовательский характер (например, перевернуть свернувшегося ежа).
Именно наличие у собак в репертуаре такого движения позволяет научить их "давать лапу": достаточно сассоциировать это движение со стимулом.

У кошек тоже есть очень похожее стандартное движение лапой: но оно имеет характер атакующего удара и завязано на состояние агрессии. Попытки заставить кошку давать лапу нередко кончаются тем, что кошка начинает сердиться -- у неё включается агрессия, генетически сассоциированная с движением лапой, и возбуждение центра агрессии "поджигает" полную программу удара когтями.

Заметим, что репертуар может содержать не только врождённые, но и приобретённые комплексы действий.

--3а-- Для живущих в кронах деревьев протоприматов критически важным было научиться находить правильное движение не наобум (как собака у Торндайка), а заранее.
Потому что ошибка = падение = выбраковка.

Важно прочувствовать фатальный характер этой проблемы для будущих приматов (см. также 3б).
Именно здесь -- корень т.наз. интеллекта приматов.

--3б-- Естественное усложнение: заранее найти правильную последовательность (комбинацию) из, для начала, пары движений (хватаний за ветки и т.п.). Умение "соображать" такую комбинацию даёт колоссальное преимущество и при добывании банана на соседнем дереве, и при убегании от хищника.

Собственно, вот он -- ключевой комбинаторный механизм приматической машинки интеллекта: найти комбинацию действий из наличного репертуара с использованием наличных объектов-обстоятельств для добывания банана (или достижения любой другой цели -- механизм универсален).

"Электрический", нейральный механизм этой способности обсудим отдельно (см. ссылку ниже), он несложен и является естественным шажком усложнения элементарных механизмов ассоциации (ступени 1а и 1б) и спонтанной активности (ступень 2).

***

Ну вот, передохнули, -- и можно вернуться к нашим приматам.

сводки, машинка_интеллектуса, приматический_интеллектус

Up