начало -- ступени эволюции (эта запись)
второй контекст (аппетентный цикл) самофункционирование обсессивность и комбинаторный интеллект комбинаторный восторг (и
комбинаторная m-активность)
приматическое нагромождение интеллект-1 и Интеллект-2 Наша цель -- описать основную для приматов комбинаторную машинку интеллекта, включив её в соответствующие контексты таким образом, чтобы стала видна её
необходимость/неизбежность/фундаментальность.
Контекстов будет два.
Один даётся ниже.
Другой будет связан с фундаментальным понятием аппетентного поведения (
тыц).
***
Ниже даётся некий ряд ступеней эволюции интеллекта.
Так, кстати, называлась хорошая брошюрка (научпоп-компиляция) Б.Ф.Сергеева (Наука, Ленинград, 1986), но у него не было чёткой концепции интеллекта (кроме некоего представления о том, что одни формы поведения более "продвинуты", чем другие), поэтому там немножко смешаны в кучу несколько разные вещи. Как, впрочем, и у всех, кто до сих пор писал на эту тему.
***
--1а-- Запоминание обстоятельств, коррелирующихся с возбуждением системы поощрения/наказания (условный рефлекс) -- помогает организму быстрее среагировать на банан/опасность в следующий раз.
--1б-- Запоминание собственных действий, коррелирующихся etc. (ср. опыты с голубями
Б.Скиннера) -- это помогает в будущем выбирать hopefully более адекватные действия при возникновении соотв. потребности/цели (но так возникают и суеверия:
Почему гуманисты недолюбливают голубей Скиннера).
--2-- Включение случайной активности (действия из наличного репертуара) при наличии цели в зоне внимания (цели в широком смысле, в т.ч. выраженной потребности и т.п.), но при отсутствии прямого пути её достижения; в случае успеха происходит запоминание как в 1б.
Пример. В экспериментах Торндайка собака научалась открывать щеколду на воротах "методом тыка лапой" (см. у
Зориной и Полетаевой).
Тут и пример наличного репертуара: у собаки это известное -- изначально, видимо, роющее -- движение лапой, имеющее исследовательский характер (например, перевернуть свернувшегося ежа).
Именно наличие у собак в репертуаре такого движения позволяет научить их "давать лапу": достаточно сассоциировать это движение со стимулом.
У кошек тоже есть очень похожее стандартное движение лапой: но оно имеет характер атакующего удара и завязано на состояние агрессии. Попытки заставить кошку давать лапу нередко кончаются тем, что кошка начинает сердиться -- у неё включается агрессия, генетически сассоциированная с движением лапой, и возбуждение центра агрессии "поджигает" полную программу удара когтями.
Заметим, что репертуар может содержать не только врождённые, но и приобретённые комплексы действий.
--3а-- Для живущих в кронах деревьев протоприматов критически важным было научиться находить правильное движение не наобум (как собака у Торндайка), а заранее.
Потому что ошибка = падение = выбраковка.
Важно прочувствовать фатальный характер этой проблемы для будущих приматов (см. также 3б).
Именно здесь -- корень т.наз. интеллекта приматов.
--3б-- Естественное усложнение: заранее найти правильную последовательность (комбинацию) из, для начала, пары движений (хватаний за ветки и т.п.). Умение "соображать" такую комбинацию даёт колоссальное преимущество и при добывании банана на соседнем дереве, и при убегании от хищника.
Собственно, вот он -- ключевой комбинаторный механизм приматической машинки интеллекта: найти комбинацию действий из наличного репертуара с использованием наличных объектов-обстоятельств для добывания банана (или достижения любой другой цели -- механизм универсален).
"Электрический", нейральный механизм этой способности обсудим отдельно (см. ссылку ниже), он несложен и является естественным шажком усложнения элементарных механизмов ассоциации (ступени 1а и 1б) и спонтанной активности (ступень 2).
***
Ну вот, передохнули, -- и можно вернуться к нашим приматам.