нормальный цикл приматического интеллектуса основной цикл Интеллектуса-2 ракоход мысли -- оглавление о проблеме восхождения от интеллекта-1 к Интеллекту-2.
интеллект-1 как препятствие для Интеллекта-2 Хотя самое главное про интеллект мы наметили, но есть ещё масса недопрояснённых деталей, плюс нужны слова для разбора умственной деятельности конкретных обитателей наукоценоза.
***
[Версия 2014-08-22] интеллект-1 -- или нормальный интеллект, включающий в себя прежде всего
комбинаторный интеллект плюс некоторые, обычно описываемые как интеллектуальные явления анаприматического свойства, связанные с механизмом
локвации (например,
механизм ругательств).
Его суть:
Когда машинка аппетенций замыкается на желаемый банан, ситуацию, etc., мозг ищет комбинацию из известных (мозгу) действий с наличными (в данной ситуации) объектами и обстоятельствами, позволяющую достигнуть желаемое.
Набор объектов, действий и обстоятельств, которые мозг обучен распознавать, -- кобминаторный базис когнитивного пространства данного примата (а можно говорить и о всём Приматчестве).
Базовый метод расширения этого базиса -- метод проб и ошибок (на уровне естественного отбора и на уровне индивидуального опыта).
Продвинутый механизм расширения этого базиса, особенно развитый у приматов и связанный с их стайностью, -- подражание.
Анаприматическое развитие этих механизмов задействует
локвацию -- как для радостного сообщения о добытом банане, так и для радостного описания способов добывания (батарейка локвации заряжается эмоциями, а процесс её разрядки модулируется свежими впечатлениями и актуальными доминантами).
Примеры из жизни шимпанзе можно найти у приматологов (Джейн Гудолл и др.).
Нам интересней пример из наукоценоза:
Макако увидел, что
трюк дружбана с x-представлением принёс тому крупные дивиденды -- и "решил" (слово в кавычках, т.к. действующий тут мощный механизм завидущего подражания в основе подсознательный; всякая рационализация вторична) тоже применить x-представление -- чтобы добыть себе докторскую (см.
запись про обсессивность Макака).
***
Интеллект-2 -- это
Эпиприматическая надстройка над интеллектом-1, описываемая фразой Критика Смыслов (или, заимствуя метафору из полифонии,
Ракоход Мысли).
Его суть -- наличие дополнительных контуров управления -- систематическая рефлексия функционирования интеллекта-1 (даже если термина "интеллект-1" в голове у рефлексирующего нет).
В частности, совершенствование (расширение, уточнение, etc.) упомянутого комбинаторного базиса -- в конечном счёте, в практических целях, просто речь тут о существенно более дальней перспективе, чем в случае интеллекта-1, замкнутого на бананы в зоне видимости, так что возникает нетривиальная коллизия, выражающаяся, среди прочего, в уродствах ПРНД etc.
Методологическое замечание. Следует оценить систематический материалистически-эволюционно-бихевиоральный характер нашей деконструкции/демистификации/etc. т.наз. интеллекта приматов.
***
Сначала навыки такого совершенствования становятся предметом традиции -- отсюда рождается Наука как особый род деятельности.
Когда этот род деятельности выделяется в отдельную профессию в системе разделения труда Глобального Приматчества -- тогда возникает штуковина, обозначенная у нас как
наукоценоз.
***
В силу редкости и специфики Интеллекта-2 (например, внешней непроявленности рефлексии или проявленности с точки зрения нормальных приматов
как безделие),
В наукоценозе, способном обеспечивать пропитание,
-- с эволюционной неизбежностью
-- в массовом порядке
возникают явления
мимикрии и
паразитизма.
***
Оценивая партиципанта науки, исключительно важно выяснить, среди прочего, насколько у не[го|ё] развиты навыки Интеллекта-2 (хотя развитый комбинаторный интеллект тоже штука полезная [Upd 2014-09-19: даже необходимая], хотя и подчинённая).
А также выявить в е[го|ё] деятельности элементы мимикрии и паразитизма [Upd 2014-09-19: не обязательно сознательные].