Экскурсия от Валентиныча "язычество славян Ополья" - замаскированная проповедь родноверия?

Oct 29, 2019 15:29

В городе родном (автора сей заметки), да во Владимире,  набирают обороты некие «народные экскурсии от Валентиныча». Конечно, возможно, это хорошее начинания, человек делает видео-блог и с энтузиазмом рассказывает людям о родном края. Даже отмечен некими наградами! Но насколько он точен в изложении, не рассказывает ли он «историю, которую скрывают », либо другие  разнообразные спекуляции на тему язычества (о чём есть целая экскурсия) вопрос интересный?


Ведь прежде чем платить 220 рублей за «народную» экскурсию требуется разобраться. Внимание автора  на сиё коммерческое начинание обратил, когда увидел соответствующий пост в ВК. Там же есть и видео. После частичного просмотра которого возникло ещё больше вопросов. В том числе -поставленный в загаловок. Однако однозначный ответ на него сразу дать с порога нельзя, поэтому читайте внимательно, букв не так много. Сразу оговорюсь, о личности Алексея (который Валентинович) судить не берусь, вполне возможно (не слишком хорошо знаю его, верней скорей никак, хотя он мой непосредственный земляк) он человек прекрасный,  да и многие его инициативы похвальны.
В прочем, обо всём по порядку.

В начале видео гражданин экскурсовод  подаёт неплохие надежды: перечисляет  источники по тематики славянского язычества (духовной культуры, как он говорит), говорит о принципах верификации и разбирает даже почему Велесова книга подделка. Конечно, «человеку в теме» сразу хочется задаться вопросом -те же самые костюмы, различные изображение с чем верифицированы.Была такая версия у академика Бориса Александровича Рыбакова, но вот многие из его языческо-славянских  знаков,так скажем, вполне верифицированы с теми же образцами из христианской Византии [1]. Да и о критике источников речи тоже особой ни идёт, разве что предполагается некий фильтр для христианских. Но вот для других!? Рассмотрим цитату с видео:a
«Миф, ну скажем так не миф, а записанные Павлом Ивановичем Мельниковым -Печерским у кержаков, такой легендарный рассказ о Яриле и матери сырой земле. Зачем прочитаю? Я лично считаю, что это аутентичный рассказ и аутентичный миф, вокруг которого вертелась  вся религия  Юрьева-Ополья до Крещения и более того не просто до Крещения, а после, после, после.. Например, Доброхотов, автор середины XIX века ,наш владимирский автор, пишет что на Яруновой долине, где сейчас у нас заводской район , к сожалению эта долина практически полностью уничтожена, люди собираются  на Купалу, у нас её называли Купалу Ярилы., чтобы веселиться сжигать, справлять некий культ» . (30:16-31:19)  
«Аутентичный рассказ» Мельникова -Печорского это фрагмент его художественного произведения « В лесах». Конечно, сей автор занимался и записями этнографическими, ну указанная дилогия, вместе с рассказом о Яриле, что читает Алексей, вымысел самого Павла Ивановича. Воспроизводить его, считая подлинным?!Конечно, так можно и фильм «Русь изначальная» или пьесу «Снегурочка» Александра Николаевича Островского  за аутентичные мифы «считать; или мультик «Детство Ратибора» и так далее.  Некоторые неоязычники примерно так и делают "
Что же "Валентиныч" его посчитал реальным!? Есть версия. О мифологической школе Алексей (который Валентинович ) в начале говорил весьма лестно.Но время прошло сколько, сколько исследований и открытий было, опровергших разные её положения. Ведь методы, применяемые этой школой, позволяют при желании даже Наполеона превратить в олицетворение Солнца. Поэтому не удивительно, что Алексей посчитал художественный рассказ, тем более инспирированный скорей всего "открытиями" мифологистов  (напомню в XIX веке это было актуальное веяние) аутентичным. Видимо Алексей более новые работыкак-то пропустил (ситуация, как и с трудами по язычеству Рыбакова Б.А., которые хотя бы более прорабатывают ряд других вопросов).Конечно, критика мифологической школы вопрос интересный, но вот на него мы рискуем потратить много времени и уйти от темы (интересующимся, можно начать хотя бы со статьи в Большой Российской энциклопедии).  Но упомянуть хотя бы несколько предложений об этой теме необходимо.
Нас же интересует другой вопрос, изначально вынесенный в заглавии, посему продолжим рассматривать цитату выше из видео.
Об упомянутом празднике тот самый Доброхотов Василий Иванович писал :«Ни при одном гулянье не устраивается так много шатров с лакомствами и винами.»
Конечно, у традиций винопития есть определённые корни в язычестве, как аргументировано считают ряд исследователей, в том числе и указанный Борис Александрович Рыбаков Но относительно культа, тот же упомянутый Алексеем Доброхотов Василий Иванович  в газете "Владимирские ведомости" тех времён писал «это может быть заветная, священная роща наших предков «язычников».По преданию, на этом холме и по всей нижней долине реки Ирпень происходили «Ярилины» - народные торжества восточных славян в честь Ярилы [2]. Конечно, возможно какая -то часть культа с седых времён и сохранилась(ну ритуальная попойка, например), но во многом утратила смысл. И о чём - то таком писали мифологи тогда. Сам Алексей говорил на видео, дескать детские игры это «профанация древних важных обрядов, включая обряды инициации..»
Но вот в чём же живость  традиции, помимо повторений множество раз, не совсем понятно? Её остатки? Видео не вносят ясности:
««Вот ,а всё же всё о чём мы говорим, является  эволюционирующем предметом, то есть не когда -то такого не было ,чтобы у славян даже ста или двухсот лет, у наших предков восточных славян, абсолютные одинаковые мифоритуальные представления. Они менялись, незначительно, но менялись.»
Но опять таки где-то на 25 минуте он рассказывает об изменениях представлений о судьбе под воздействием греческой (византийской) культуры, приводя известия Прокопия Кесарийского и противопоставляя ему различные известия народного фольклора(«на роду написано»).
Интересное противоречие получается. Или представление о судьбе это мелочь незначительная неких «мифоритуальных представлений»!?
"Другое дело что мы его либо не используем , либо не помним, либо используем какие-то отдельные небольшие частички, например русская ментальность. Она не из Библии вышла, она вышла из русских сказок, и из прошлого, из XIX , из IV века. Тогда ещё русских не было, тем не менее, от наших предков пришла она к нам."
Ложная дихотомия Библия(и/или христианское учение) супротив русские сказки и так далее очень характерна для неоязычников(а в начале Валентинович сказал, что кто не знает их тот не русский человек). В действительности же, такая вещь как некая абстрактная ментальность  изменяется, развивается под влиянием разных причин  и различается  даже для разных социальных слоёв.  На сказки, как и другие элементы фольклора, что известны по записям, самое ранее с XVIII веков, оказало влияние множество  факторов, в том числе и та самая аутентичная культура и Библия[3].В том числе и на образ героя сказок и ряд других вещей.
Поэтому, даже если взять эту максиму(«русская ментальность вышла из сказок») - Библия всё таки повлияла на пресловутую ментальность русского человека!
Да и чего интересно Алексей предлагает использовать!?
Заложных покойников и сожжение колдунов, которые описаны у Серапиона Владимирского в том числе (а именно о его проповедях говорит наш экскурсовод в начале самом) и о которых читатель может прочитать, в том числе из предыдущих заметок ?!.
В организованном культе как у неоязычников или некой абстракции? Вопрос интересный…
В видео ясно говориться:
«это была очень жизнеутверждающая религия и есть(!) у нас»
То есть, видимо некие праздники, обряды как у неоязычников и полноценной религии....Или!?
С идеями так называемых славянских родноверов роднит (такой вот каламбур получается) ещё важный момент: восприятие славян как эдакого «закрытого» общества, не допускающих каких-то заимствований (либо в небольшом числе) от других не совсем родственных народов(кроме индоевропейцев, которых выделил отдельно Алексей в видео).
" Соответственно были заимствования у финно-угров и у тюрков. Ну их было очень не много. Ну у тюрков судя по всему это немного. Это не видно по источникам(!?). И во вторых тюрки скотоводы."(26:10-26:30)
Тот же самый Борис Александрович никогда не отрицал этого, более того всячески подчёркивал это сложное взаимодействие. Да и регион Ополья, как раз зона интесивного взаимодействовали  славян с финно-уграми.
Да и даже простой пример, если изучать научную литературу: "На противоположном полюсе коллективного танца находился индивидуальный экстатический танец, это были головокружительные пляски (вертимое плясание), проклинаемое в церковных древнерусских источниках средневековой Руси, когда в них говорится о волхвах-предсказателях. И это веские свидетельства угро-финского и тюркского импорта шаманизма, который, очевидно, ограничивался только восточнославянскими землями". [4]. Скорей всего,  это тоже мелочь для "Валентиновича, как и всё что не вписывается в его измышления!
Получается, под видом таких экскурсий можно нести и своё некое мнение, сходное в ряде случаев  с доктриной неоязычников (в том числе и неким пантеизмом, который у «Валентиновича» идёт как монизм представлений о Боге).
Надо сказать, что у экскурсовода от сохи есть ещё огрехи в указанном видео (на ютубе ещё есть  продолжение видео с  пометкой 18+, там можно было бы надолго углубиться, но просто так делать это не интересно) , помимо указанных выше,да и для раскрытия заданной темы это не так важно. Эрудиция и живой интерес Алексея, конечно выше всяких похвал, но видимо увлечение  некими идеями в духе неоязычества делают своё дело.
Конечно, не берусь судить о других экскурсиях сего гражданина(об одной из них добавил послесловие), с которыми я не ознакомился. Изначально интересовал другой вопрос, а не его профпригодность так скажем по всем темам. Любопытно, что в ВК у Алексея мировоззрение - светский гуманист,
Но поиск в интернете  сделал своё дело:в ВК сообществе «Родноверие и православие», посвящённой неоязычеству, хранятся интересные перлы «народного экскурсовода» от сохи.
Вот например, об озаглавленной теме и намёк на мировоззрение(ИЕ-это индоевропейцы):


Как он отвечает людям, аргументировано критикующим его, переходя на личности



Разговоры с православными в этой группе, понятно сопровождались этим же аргументам демагога ad hominem по отношению к верующим. Да и демагогия нормальная тема для Алексея.



Кстати,после бана в сей группе, он и занимается экскурсиями. Совпадение?
Но не будем страдать синдромом Киселёва.
Интересней, что после подобных экскурсий  происходит, а это есть в отзывах. Там и глаза Ярилы и прочее, в прочем всё на скрине.




Вердикт: если не хотите, чтобы вам мерещились глаза Ярилы,Хорса и прочее, а хотите знать о язычестве славян, то делать на этой экскурсии нечего, тем более терять свои деньги и время, а то и что-то большее.. Если же хотите погрузиться в мир нью-эйджа, то от Алексея это всё же будет поинтересней и ближе к истине.
Относительно же Ярилы (читаем энциклопедию "Славянские древности", что это скорее всего персонификация праздника) и Яриловой долины, то заметка автора была по данной тематике и ссылки там помогут разобраться во всём.


_______________________________________________________________________________________

[1] Богатство сюжетов и мотивов «светского» декоративного искусства древней - домонгольской Руси вдохновляло Б.А. Рыбакова на воссоздание даже не двоеверного, а «языческого мировоззрения русского Средневековья», присущего не только «народной», но и княжеско-боярской среде - ведь именно высшим слоям принадлежали драгоценные уборы, несущие «языческие мотивы». И хотя эти языческие мотивы представляли бродячие средневековые сюжеты, вроде вознесения Александра Македонского, а сами уборы имели византийское происхождение, что было продемонстрировано, в частности, в прекрасной статье А.Н.Грабара13, это не мешало Рыбакову и его последователям усматривать в тератологических мотивах на наручах «семарглов» (если уж летописный Семаргл сопоставим с иранским химерическим Сенмурвом), в пляшущих женщинах - русалок, в каменной резьбе владимирских соборов - культ богини матери и т.п. Систематизация и анализ источников при таком ассоциативном подходе были излишними, но необходима была относительная свобода ассоциаций: эту свободу и предоставлял метод т.н. исторической школы, согласно которому любому фольклорному мотиву должны были соответствовать вполне определенные исторические или археологические реалии. Этот метод, доведенный Рыбаковым до гипертрофии, спровоцировал исследователя на построения, которые приближались уже к пародиям на научные реконструкции. Так, сказочный мотив - бой на Калиновом мосту со Змеем - «чудищем хоботистым» - возводился Рыбаковым к палеолитической эпохе, когда хворостом покрывали ямы-ловушки для мамонтов14.

Полная свобода для привлечения к подобным реконструкциям всего восточноевропейского археологического и этнографического материала, начиная с каменного века, конечно, была очень заманчивой - ведь письменные памятники такой свободы не давали: напротив, информация собственно о язычестве в этих источниках чрезвычайно скудна. Неслучайно работы Б.А.Рыбакова стали «библией» для неоязычников.
13 Грабар А.Н. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и «Слово о полку Игореве» // ТОДРЛ. Т. XVIII. M.; Л., 1962. C. 233-271. Сам Б.А. Рыбаков отмечал расцвет «языческого» искусства на Руси именно в XII в., но характерно, что этот расцвет совпадал с «романским возрождением» в Западной Европе (повлиявшим, в частности, на каменный резной декор древнерусских соборов) и продолжением античной изобразительной традиции в Византии.
Мансикка В.Й. - Религия восточных славян, ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2005, с. 52
Комментарии в книге Мансикки писали С.М. Толстая и В.Я. Петрухин.
[2] Подборка материал Б. П. Николаев “К истории окраин Владимира» По книге Памятники истории и культуры. "Вып. 1, Ярославль, 1976, стр. 142-149.

[3] Например,изучаем:
Морозова О.М. Библейские сюжеты и русский фольклор // Путь в науку: Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. Ростов н/Д, 2003.
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1998&level1=main&level2=articles
«Библейские» легенды в фольклоре славянских и финно-угорских народов // Славянский альманах 2006. М., 2007. С. 229-241.
https://cyberleninka.ru/article/v/bibleyskie-legendy-v-folklore-slavyanskih-i-finno-ugorskih-narodov [4] Гейштор Александр, Мифология славян - М. "Весь мир", 2014 - с. 196

Дата обращение по всем ссылкам 29 октября 2019 года

рецензии, Владимирская земля, традиции

Previous post Next post
Up