Сторонники материковой версии конфуцианства как государственной религии собирают подписи против санкционированного правительством проекта строительства нового здания в готическом стиле для христианской общины города Цюйфу в провинции Шаньдун. В петиции подчеркивается, что новая церковь может оскорбить чувства последователей Конфуция и причинить урон священному месту рождения
великого мудреца.
Хотя сама резиденция Конфуция (孔子) и группы его последователей во времена "культурной революции" были по наставлению Мао Цзэдуна (毛澤東) разгромлены хунвэйбинами, в последние годы очевиден интерес к пропаганде заимствованного у него принципа гармонии, ключевого для построения “гармоничного общества”, объявленного формальной целью однопартийного режима в Пекине. В начале 2010-го на экраны материкового Китая вышел созданный при поддержке правительства байопик, в котором Конфуция сыграл гонконгский актер Чоу Юнь-фат (周潤發), пожалуй, наиболее известный в России по фильму "Крадущийся тигр, затаившийся дракон". В России и других странах расширяется сеть "Институтов Конфуция", которые Пекин продвигает как центры “мягкой силы” материкового Китая за рубежом.
По данным
сайта конфуцианистов Chinarujiao.net, к 4 января под петицией, призывающей остановить строительство в деревне Юйчжуан (Yuzhuang) города Цюйфу, на расстоянии 3 км от резиденции Конфуция, новой церкви для патриотической протестантской общины, собраны 572 подписи, включая 128 ученых и 77 от конфуцианских групп.
Один из инициаторов обращения, директор центра изучения конфуцианства Нормального университета в Пекине Чэнь Мин (陳明),
заявил Global Times, что они добиваются признания правительством ведущей роли конфуцианства в религиозной сфере.
Выходящая в Пекине Global Times, издание редакции рупора компартии Жэньминь жибао, сразу отреагировала на петицию, опубликованную от имени 10 ученых в материковом интернете 22 декабря, отметив, что ее авторы предостерегают о возможной вспышке конфликтов на религиозной и культурной почве. "Мы уверены, что Конфуций приветствует и не будет вступать в конфликты с другими религиями; но нельзя гарантировать, что все прочие религии не вступят в конфликты между собой", говорится в петиции. Инициаторы обращения потребовали либо прекратить строительство, либо перенести его на расстояние 25 км от храма Конфуция.
Авторы петиции используют риторику, обычно характерную для партийной пропаганды по отношению к зарубежным инициативам: "Если взглянуть с другой стороны, то как ощущали бы себя местные жители, если бы в Иерусалиме, Мекке или Ватикане был построен сверхогромный конфуцианский храм, возвышающийся напротив существующих там религиозных строений? Могли бы тамошние власти и народ согласиться с этим?". Уже упомянутый Чэнь Мин в комментарии, полученном Associated Press по e-mail 24 декабря, напомнил, как возникшие более века тому назад трения между западными религиями и крестьянами в провинции Шаньдун привели к восстанию священных отрядов "ихэтуань", на волне националистической неприязни к иностранцам охватившему северную часть Китая и Пекин. “Конечно, я не согласен с тем, чтобы отвергать внешний мир, но при этом убежден, что необходимое уважение к местной культуре играет существенную роль”, заявил он.
Власти явно не ожидали, что распространенное в середине декабря 2010 года
сообщение о том, что в трех километрах от храма Конфуция будет воздвигнуто здание церкви Святой Троицы высотой 41,7 м и площадью 2667 кв м, вызовет подобные националистические отклики. Существующее здание, построенное в начале ХХ века, которым владеет насчитывающая около 10 тысяч членов "патриотическая" протестантская община Цюйфу, отметил глава городского комитета движения «Трех самостоятельностей» Фэн Цзунцзе (Feng Zongjie), это "временная постройка, которая может вмещать только 700-800 человек". Пастор Гао Мин (Gao Ming), глава комитета движения «трех самостоятельностей» и совета христиан города Цзицзин, в административных границах которого находится Цюйфу, сказал, что в проекте имеется также здание центра христианско-конфуцианских обменов, где будут проводиться форумы по обмену и диалогу между двумя цивилизациями. По его словам, "строительство церкви демонстрирует распространение христианства, тогда как центр обменов будет обеспечивать гармоничное присутствие христианства в Китае". Новое церковное здание, способное вместить 3 тысячи человек, обойдется в 20 млн юаней (3 млн долларов), и треть этой суммы уже собрана, добавил Фэн Цзунцзи. "Строительство предполагается завершить в течение двух лет", уточнил начальник управления по этническим и религиозным делам города Цюйфу Кун Вэй (孔偉).
Как сообщила Global Times со ссылкой на чиновника по фамилии Ли из управления по этническим и религиозным делам Цюйфу, проект одобрен центральным правительством и в июле 2010 года была проведена церемония закладки первого камня. Очевидно, в Пекине пока не намерены уступать, поскольку Global Times в заметке от 24 декабря приводит заявления в защиту проекта, нацеленного на укрепление влияния “патриотической” пропаганды в среде христиан. "Неуместно ссылаться на межкультурный конфликт в качестве причины отказа от строительства церкви", - подчеркнул заместитель начальника центра по изучению культурных ресурсов в Пекинском университете Чжан Иу (Zhang Yiwu). Тогда как некий “христианин из Шанхая” по имени Чжоу Чи (Zhou Chi), выразил явно официальное мнение, что данную церковь следует построить, поскольку здание будет использоваться исключительно для "патриотических" христианских мероприятий.
Однако споры уже вышли на межрелигиозный уровень. Кун Сяндун (孔祥玲), наследник Конфуция в 75-м поколении, заявил в опубликованном 3 января сетевом комментарии, что Цюйфу не является рядовым городом, это священное место конфуцианской культуры и символ 5-тысячелетней китайской цивилизации. "Любая попытка уменьшить Цюйфу до точки слияния всех учений станет преступлением против китайской культуры",
цитирует его South China Morning Post.
В ответ преподобный Мэй Канцзюнь (Mei Kangjun), исполнительный помощник секретаря всекитайского комитета движения «трех самостоятельностей», выразил огорчение в связи с такими проявлениями культурной гегемонии. Различные ветви культуры достигают величия именно тогда, когда относятся друг к другу как к равным и без дискриминации, считает он. "Конфуций является частью китайской культуры, такой же частью является христианство, - указывает Мэй Канцзюнь, - и даже власти признают, что мы имеем в Китае более 20 млн христиан".
1-я церемония вручения премии мира Конфуция, наспех придуманной неизвестными партийными пиарщиками в противопоставление Нобелевской премии мира, завершилась позорным конфузом: пекинская пресса предпочла промолчать, а бывший вице-президент Китайской республики Лянь Чжань ее вообще не видел. Пекин, 9 декабря 2010
Ассоциация последователей даосизма в Гонконге предложила объявить день рождения Лао-цзы общевыходным Обамао: Президент США был обязан встретиться с Далай-ламой, чтобы избежать «холодной войны» После вызванного земельным спором столкновения с милицией в округе Фошань задержаны до 70 крестьян