Государственное управление по делам религий (Sara) объявило своей приоритетной задачей на 2011 год принудительное перемещение членов незарегистрированных протестантских общин в церкви патриотического движения ‘трех самостоятельностей’.
Как следует из опубликованного 24 января на
сайте управления документа, для выполнения этой задачи решено проводить в жизнь дополнительные ограничения на религиозную деятельность иностранцев, осуществляя непримиримую борьбу “с иностранным влиянием под предлогом религии”. В соответствии с принятыми в 2010 году мерами усиливается надзор за финансовым положением, местами богослужения и членами общин, не входящих в число патриотических. Sara приказывает добиться, чтобы деятельность протестантских церквей осуществлялась “нормальным и упорядоченным” образом, принимая ограничительные меры в отношении “религиозных персон”, которые, как сказано в тексте, “подобно кенгуру перепрыгивают с места на место, увлекая людей на поклонения” в арендованных залах.
В весьма лаконичном
сообщении Синьхуа содержится неявное указание на формальный перевод в разряд “подпольных” огромной массы “домашних церквей”, насчитывающих миллионы верующих. Как отмечается в тексте, по данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая (CASS) в 2008 и 2009 годах, численность протестантов в Китае составляет 23,05 млн, из которых примерно 70% молятся в зарегистрированных церквях, тогда как остальные 30% практикуют веру в незарегистрированных общинах, нередко собирающихся по домам.
Эти цифры невероятным образом отличаются от тех, что публиковались в материковой прессе со ссылкой на CASS в декабре 2009 года. Тогда
говорилось, что в Китае к концу 2008 года насчитывалось 70 млн протестантов, из которых две трети по-прежнему молятся в неофициальных "домашних церквях".
Складывается впечатление, что в Sara просто взяли за основу 1/3 от общего числа протестантов, введя в оборот свою цифру в 23 с лишним миллиона (впрочем, в последнее время специалисты нередко отмечают, что материковая статистика носит фиктивный характер). Более того, в рамках патриотического движения ‘трех самостоятельностей’ заведомо не может быть больше общин, чем незарегистрированных, так как в период “культурной революции” эта организация, учрежденная в 1954 году под лозунгом борьбы “за самостоятельность в трех отношениях, то есть движение за осуществление автономии, экономической независимости и автокефалию протестантской церкви Китая”, в течение 13 лет была под запретом. Только в 1979-партийные бонзы объявили о возрождении собственной “патриотической” структуры, основной задачей которой является активная борьба “за ликвидацию сектантских убеждений, привнесенных иностранными миссионерами”.
В плане Sara на 2011 год перечисляются установки для работы по пяти религиозным департаментам: буддизма и даосизма, католичества, христианства (так однопартийный режим обозначает протестантов), последователей ислама. Буддистским и даосским общинам предписано пропагандировать на мероприятиях по международному обмену “чистоту и гармонию” (имеются в виду“чистое правительство” и “гармоничное общество” как идейные установки однопартийного режима в Пекине).
Внутри Католической церкви Китая требуется укреплять "единение" в духе 8-го общенационального съезда, утверждать принцип самоуправления в церковной жизни, независимо” от Ватикана выбирать и осуществлять ординации епископов. В 2010 году Патриотическая ассоциация католиков и Конференция епископов Китая - две административные структуры патриотических католиков - завершили назначение и ординацию епископов и помощников епископов в 13 конгрегациях. Это самое большое число назначений за прошедшие годы, отмечается в опубликованном 24 января на сайте SARA отчетном докладе.
В отношении мусульман Sara обещает осуществлять “в соответствии с законом” запрет на паломничество в Мекку частным образом. В рамках Китайской исламской ассоциации намечено улучшить систему онлайновой регистрации паломников, медицинского обследования и услуг, подготовки “кадровых сотрудников”, сопровождающих группы паломников. Следует также углублять религиозную подготовку “кадровых сотрудников”, ответственных за идеологически правильное толкование ислама внутри мечетей, подчеркивает управление.
В 2011 году во всех пяти департаментах планируется серьезно учить "религиозный персонал правильному устройству с позиций социального обеспечения", ужесточить контроль за благотворительной и образовательной деятельностью общин. Подчеркивая, что возникли новые проблемы на уровне рядовых граждан, Sara заявляет о необходимости укреплять идеологическую подготовку ведущих кадровых сотрудников, отвечающих за работу в религиозной сфере, и провести ежегодные курсы для 1100 представителей религиозного персонала. Для этого намечено издать два учебника, названия которых говорят сами за себя: "Хрестоматия для кадровых сотрудников по марксистскому взгляду на религию" и "Религия и религиозная политика в Китае".
Этот план опубликован через две недели после общенационального
совещания по религиозной работе в 2011 году, прошедшего 10 января в Хайкоу на острове Хайнань. Выступая на совещании, начальник Sara Ван Цзоань отметил, что положение для "религиозного персонала по правильному устройству с позиций социального управления" было принято в 2010 году совместно пятью ведомствами на уровне центрального правительства. В процессе “нормализации и упорядочения” будут применяться также документы, выпущенные министерством людских ресурсов и социального обеспечения, министерством финансов, министерством здравоохранения. По его словам, в 2011 году нужно добиться "значительного прогресса, стремясь в основном завершить работу к 2012-му", когда произойдет смена политбюро. Среди участников совещания по религиозным вопросам упоминаются представители центрального отдела "единого фронта", провинций, автономных районов, а также Синьцзянского производственно-строительного корпуса, известного теперь как мощная корпорация “China Xinjian Group”, которая имеет на своей территории, разделенной на 14 дивизий (целинных районов), полную власть над населением.
Если судить по
заметке китайской службы Синьхуа, в Хайкоу не говорилось о каких-то особых мерах, однако 24 января на ленте английской службы государственного агентства появилось процитированное выше сообщение, перепечатанное практически на всех пропагандистских
сайтах, в заголовке которого говорится о решении Sara “перевести протестантов из незарегистрированных церквей в официальные”. И это подтверждает сведения о старте кампании по разгрому "домашних церквей" в материковом Китае, распространенные в начале декабря China Aid Association. Оказавшаяся в распоряжении организации секретная директива правящего политбюро компартии от 1 декабря 2010 года требует относить все эти общины в разряд “культов”, действующих вне закона. В директиве о проведении “Operation Deterrence” приводятся следующие доводы для подобного определения: домашние церкви отстаивают христианизацию Китая, стремятся к объединению всех христианских церквей Китая и единству Китайской церкви с церквями всего мира, а также добиваются диалога с правительством.
По
сведениям China Aid, к марту 2011 года для центрального комитета по комплексному поддержанию общественной безопасности, не слишком известного публике органа политбюро, координирующего деятельность карательной системы, должна быть собрана информация о "домашних церквях" по всей стране, и уже подготовлен “черный список” церковных лидеров и влиятельных верующих. Организация христианской взаимопомощи, которую возглавляет пастор Боб Фу, напоминает, что Пекин в прошлом уже использовал подобный прием навешивания ярлыка “зловредного культа” и “еретического учения” для расправы с приверженцами духовной школы ‘Фалуньгун’.
Нетрудно заметить, что - примерно так же, как в случае ‘Фалуньгун’ - основным поводом для этой “акции устрашения” могла стать численность членов “домашних” церквей, грозящая однопартийному режиму утратой авторитета. По крайней мере, именно с такого сравнения начинается
статья, появившаяся 27 декабря 2010 года на сайте Global Times, англоязычного издания редакции рупора компартии Жэньминь жибао, где сообщалось, что по данным CASS, в 2009-м в Китае насчитывалось 23 млн христиан и 78 млн членов партии, причем последние нередко являются членами христианских общин. Хотя здесь и не говорится о 70 млн протестантов, статья открывается примечательной цитатой из интервью, которое дал 12 апреля South China Morning Post профессор Пекинского университета науки и технологии Чжао Сяо (Zhao Xiao): "Если этот тренд сохранится, компартии придется в ближайшем будущем принимать в свои ряды христиан".
В статье подчеркивается, что в соответствии с действующим с 1991 года указанием центрального комитета “для сохранения чистоты компартии ее членам по-прежнему запрещается исповедовать религиозные убеждения”. Если члены компартии будут замечены в том, что открыто придерживаются религиозных убеждений, добавил начальник философского департамента Шанхайского института компартии Хуан Личжи (Huang Lizhi), главный эксперт по материковой версии марксистской философии, они “подлежат перевоспитанию”. По его словам, "в регионах, населенных этническими меньшинствами, члены партии несколько свободнее участвуют в религиозных мероприятиях, поскольку у меньшинств свои традиции".
Как
отмечает Global Times, “учебники в материковых школах наставляют, что религия является естественным продуктом исторического развития, зародившейся в первобытном обществе, когда люди легко испытывали благоговейный страх перед природными явлениями, которые не могли объяснить. В позднейших классовых обществах религия сохранялась эксплуататорским классом как инструмент контроля за трудовыми массами”.
Поскольку это и есть образец “научного подхода”, о котором любят упоминать партийные бонзы, едва ли стоит удивляться, что борьба с “еретическими учениями” ежегодно приобретает новый накал. И протестанты в последние месяцы
подвергались суровым репрессиям без громких заявлений Sara (упомянем хотя бы 15-летний срок в
деле пастора Алимджана Имити, в защиту которого в мае 2010-го открыт специальный
сайт). Но последние сообщения о готовящемся разгроме “домашних церквей” вызывают серьезную обеспокоенность.
В материковом Китае осуждены члены малоизвестной за рубежом общины "поддельных" шаолиньских монахов Сторонники государственного конфуцианства собирают подписи против новой христианской церкви в Цюйфу