Святая София- Богородица.

Dec 01, 2015 18:20

Во время написания поста " Новгороды и Рюрики", в списке городов я постоянно натыкался на упоминание собора "святой Софии", как главного храма тогдашнего Русского мира.Меня заинтересовало- а в честь кого он собственно был назван, какой святой? И выяснилось странное - информации по этом вопросу практически нет.В соответствующих статьях в Википедии о храмах святой Софии в Новгороде и Киеве,полная тишина.Как же так ? Я еще немного поискал  в Вики и нашел довольно большой список святых Софий:



Т.е. вроде бы есть в честь кого храм называть. Но почему то именно эти Софии чем то не устраивали создателей храмов.Там же есть и полный список всех храмов Святой Софии:





Как видите это храмы исключительно на Руси и в Византии.В статье о "Святой Софии" в Стамбуле тоже тишина по поводу происхождения названия.А ведь это главнейший храм всей, так называемой Греческой религии, которую мы сейчас называем Православной.В принципе кое где слово София трактуется как -Премудрость Божия, конкретно в статье о храме в городе София..В Википедии есть даже соответствующая статья :

Софи́я, Прему́дрость (греч. Σοφία - «мастерство», «знание», «мудрость», ивр. ‏חכמה (Хохма́)‏‎‎‎) - понятие в античной и средневековой философии, иудаизме и христианстве, выражающее особое представление о мудрости или олицетворённая (воплощённая) мудрость.
В дофилософском употреблении (Гомер) - разумное умение в творчестве; «знание о сущности», о «причинах и источниках» (Аристотель).
В иудаизме и христианстве - олицетворённая мудрость Бога. Представление о Софии как о «Премудрости Божией» получило особое развитие в Византии и на Руси. В русской религиозной философии XIX-XX веков учение о Софии развивали В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский.
В иудаистических и христианских религиозных представлениях космическое (часто женское) существо, содержащее в себе начала и идеальный прообраз мира. Аналог Тары в буддизме и Матери Книги в исламе.

А еще хорошо известны иконы "Софии, Премудрости божей".Только вот изображена на них богородица да и называются они очень интересно - ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СОФИЯ - ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ» (КИЕВСКАЯ) Икона Софии, Премудрости Божией (Киевская), занимает особое место в Русской Православной Церкви. На иконе изображена Божия Матерь и воплотившаяся из Нее Ипостасная.Премудрость - Сын Божий. Под Премудростью, или Софией, разумеется Сын Божий, о Котором в Книге Притчей Соломоновых сказано: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь» (9, 1).



Как то тут у святых отцов от РПЦ идут расхождения. Так премудрость как философский термин или все таки Сын божий ?
Или вот еще подобная икона ,Икона «Премудрость созда Себе дом» (Киевская).На самом верху у нас бог Саваоф.А внизу, в самом центре как раз все также Божья Матерь.От которой, как я понимаю, вся премудрость и происходит.Интересно что тут написано на фронтоне?


Опять же на куполе головного алтаря храма "святой Софии" в Киеве изображена  Божья матерь.Причем она называется - Ора́нта (от лат. orans - молящийся) - один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображения Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе, сооружённой при Василии I в период с 867 по 886 г. (не сохранилась) было изображение Оранты в конхе апсиды. Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению - «Нерушимая Стена».



А теперь давайте почитаем, что у нас в Википедии сказано о имени Божьей Матери:

Богоро́дица[1][2][3][4], Богома́терь[1][3], Де́ва Мари́я[1], Пресвята́я Де́ва[2], Мадо́нна[1] (~ третья четверть I века до н. э. - ~ середина I века н. э.)[5] (арам., др.-евр. מרים‎ - «Мирья́м», обычно переводится как сильная[1], прекрасная[1], а также как Госпожа[2][6])) - в христианстве земная мать Иисуса Христа[1], одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых[2]. В исторических церквях и ряде других почитается как Богоро́дица (Матерь Божья)[1][2], Царица Небесная (лат. Regina Coeli)[4].
Мариам (араб. مريم‎‎) - единственная женщина, упомянутая по имени в Коране (сура № 19). Она чудесным образом родила Божьего посланника и пророка Ису. В исламе известна как Сеиде Мариам (Госпожа Мариам) и почитается как одна из самых праведных женщин[9].


Личное имя матери Иисуса - Мари́я - восходит через греч. Μαρία к еврейскому личному имени Миръя́м, др.-евр. מרים‎ (предпол. - «горечь, возмущение ). В Пятикнижии это имя носит старшая сестра пророка Моисея. Также существует предположение, что имя могло произойти от корня MRH, что значит «быть тучным», а в переосмыслении - «сильная», «прекрасная»; ср. также корень MRR («быть горьким»)[10][11][12].
Во 2-й главе Евангелия от Иоанна Мария называется Матерью Иисуса (Иоанна. 2:1).
В Западной традиции основным наименованием матери Иисуса являются производные от лат. Virgo Maria («Дева Мария»): англ. Mary, валл. Y Forwyn Fair, словацк. Panna Mária, словен. Devica Marija, фин. Neitsyt Maria, швед. Jungfru Maria.
По личному имени мать Иисуса называется также в странах исламской традиции: араб. مريم‎‎, тур. Meryem.
В православных церквах наиболее распространены названия, восходящие к греч. Θεοτόκος: слав. Богородица (и соответственно русск., болг. , серб. Богородица, укр. Богородиця, белор. Багародзіца); груз. ღვთისმშობელი - гвтисмшобели; рум. Născătoare de Dumnezeu. Ср. также лат. Deipara, эспер. Dipatrino, англ. Theotokos. Впервые Дева Мария была названа Богородицей в сочинениях Дионисия Великого (середина III века)[13].
В католической традиции встречается также наименование Мадо́нна[10] (итал. Madonna, сокр. от итал. Mia Donna («моя Госпожа»), фр. Notre Dame, англ. Our Lady).

Я вот тут чего подумал- а может быть в традициях Греческой церкви мать Христа звали София?Просто потом мы во многом "легли" под Западную церковь и нам об этом пришлось "забыть"?Кстати не исключено, что первоначально ее могли звать и "Оранта".Кто же теперь разберет, что и как там было? Никто. Приходится только гадать, к сожалению.

Кстати по теме поста , я когда то обратил внимание на то, что у нас как то очень много церквей назывались в честь ИКОНЫ Божьей Матери.С точки зрения здравого смысла как то это все более чем странно выглядит.Причем, опять же, святые отцы нам никак не поясняют логику данного факта. По существу мы ничего не знаем о религии, в которую верили наши предки.

Дополнение :

Книга: Древняго летописца часть первая - [вторая]. - Санктпетербург : При Имп. Акад. наук, 1774-1775. - 4°.
Ч. 1: Ч. 1, содержащая в себе повесть произшествий, бывших в России при владении четырнадцати великих князей, с перва владимирских, по том московских, через сто двадцать пять лет, начиная с 6762/1254 года по 6887/1379: то есть от времен княжения великаго князя Александра Ярославича Невскаго до победы великим князем Дмитрием Ивановичем, прозванным по том Донским, одержанной над татарами у реки Вожи в Рязанской земле, в годе выше сего на последи упомянутом: изданная по высочайшему повелению, преславным сего 1774 года июля 10 дня заключенным стурками миром возвеличившияся, покравительницы и защитницы мус. - 1774.

Тут новгородцев призывают стать за правду Новогородскую и за святую Богородицу,




А дальше, в тексте, прямо соотносят Бога и святую Софию, как равноправные величины.




А в этом отрывке , как я понимаю, олицетворяют храм святой Софии с самым святым местом, которое надо защищать.И опять же с нами Бог  и святая София.




И вот ттут Бог и святая София как последняя надежда новгородцев.



Кстати, если вы думаете, что тут говориться именно о Великом Новгороде, то спешу вас разочаровать. Этих Новых городов у нас на территории региона Русь было много.

Честно говоря не понял, что владыка снял со святой Софии, но  она была явно градообразующим сооружением. Кстати город каменный это не дома каменные а огород, изгородь т.е. стены.




А тут говорится о ремонте святой Софии.По тем временам, я думаю, покрыть ее свинцом было дороже чем сейчас чистым золотом.




Погорел Новый город.К онец это несколько улиц, квартал или даже район, по старому. Подозреваю, что святая София были в Новгороде единственной церковью.




А еще в святой Софии хоронили самых почитаемых и уважаемых людей города.Впоследствии  эта эстафета перешла к храму Архангела Михаила.







Кстати, если вы заметили то в книге почти нет дат. Тоже примета времени. Я думаю, что их вообще потом, в 18 веке вписали, когда переводили и издавали летопись.

В общем можно  предполагать, что изначально Софией у нас на Руси и в Византии, которую у нас во всех летописях называли просто Греческим царством,  в религии, которую сейчас на Западе называют - Ортодоксальной греческой,  звали богородицу. Хотел написать - мать Христа, но не буду. Есть очень основательные предположения, что там не все было так , как мы себе сейчас представляем.

Дополнение:

Книга:Андрей Кесарийский (архиепископ Кесарии Каппадокийской; V-VII вв.).
Апокалипсис толковый в лицах с толкованием Андрея архиепископа Кесарийского [рукопись]. - [Б.м.], XVI в. -
В самом конце книги, на последней странице есть такой текст:

Прибавления: о Софии премудрости Божии, списано с местного образа, иже в великом Новгороде.
Нач. Церкви Божия София Пречистая Дева Богородица, си речь девственных душа.



Кстати у меня есть стойкое подозрение, что образ Богородицы во многом трансформировался из образа Золотой Бабы, славянской богини. О которой у меня тоже есть обширный пост.

Previous post Next post
Up