Про традиции в узком смысле

Feb 04, 2014 18:41

Несмотря на слово "узкий" в заголовке, тема весьма широка, но раз уже начал баловаться с провокационными заголовками, то почему не продолжить в том же духе. Буду, как всегда, идти к сути кружными путями.

Начну с того, что само слово "традиция" в последнее время фактически поменяло смысл и стало чем-то навроде привычки или даже тренда... Например, "традиция" отмечать Новый Год в бане... Тогда как по определению:

Тради́ция - множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Традиция - это множество, комплекс. Не просто монотонное повторение одного и того же, как это видится из сиюминутной современности, а сразу куча всего, окружающая человека со всех сторон.

Дело тут упирается даже не в традиции, а в понятие культуры. Для современного человека культура - это нечто навроде элитного развлечения - сходил, послушал или посмотрел, получил +5 очков утончённости и +2 возвышенности. Вовлечённость в процесс и обратная связь - про что вы, сэр? Культура - она для специалистов, а не для какого-то там быдла. У термина "культура" масса значений, и почти все они используются нынче не по делу - во всяком случае, в СМИ. Про журналистику уже писал, не буду повторяться.

Наткнулся сегодня во френленте на видео, обличающее культпросвет. Собственно про это дело также уже писал не раз, а здесь хочется подчеркнуть лишний раз, что подлинно народная культура отличается от общепринятой "народной" культуры имени Бабкиной или Кадышевой наличием традиции в своей основе. Если можно установить происхождение на основе территориального распространения, то это почти наверняка будет народная традиция, а если творчество придуманное, авторское - то перед вами "народное" творчество, с акцентом на кавычки.

Настоящие, кондовые, дипломированные фольклористы к такому определению сразу привяжутся и будут нудеть - конечно, это далеко не определяющая составляющая народной традиции, куда важнее её длительность, историческая глубина, а также много других полезных и нужных параметров, но речь попробую сегодня повести именно в территориальном смысле.

Как уже писал, одна из ключевых проблем современного человека - отсутствие причастности к чему бы то ни было, зачастую даже к родственникам и семье. После "отмены" идеологии коммунизма крайне небольшая группа людей (относительно всей массы населения) начала ассоциировать себя с православием, Церковью, христианским миром - на словах-то у нас чуть ли не 90% народа православные, но если покопать чуть глубже, то никакой причастностью там не пахнет; люди просто используют внешние признаки и атрибуты - отмечают Рождество и Пасху, изредка ходят в церковь, и зачастую тут же могут твитить или фейсбучить про часы Патриарха или зажравшихся попах на Мерседесах. При этом на голубом глазу они объясняют эти свои деяния заботой о чистоте Церкви, как-то незаметно упуская направленность собственных дел наружу, за пределы собственно Церкви, что попахивает уже вовсе не заботой, а возведением поклёпов, напраслиной и просто банальным выносом сора из избы. К слову сказать, в поздних СССР и КПСС происходило ровно то же самое, что какбэ намекает.

И, к сожалению, массовой технологии приобщения народа к культуре в обществе потребления по сути нет, кроме навязывания стандартов через СМИ. Современная культура - в широком смысле - это некий котелок из музыкально-танцевально-развлекательной попсовой культурки, а также отношения к жизни и вообще взгляде на жизнь, основанном на цинизме, в противовес критическому взгляду на жизнь. И всё это идёт через СМИ, то есть не от человека человеку - как народная культура без кавычек - а от какой-то не очень внятной группы медиа-деятелей к бессловесному быдлу. Здесь я не пытаюсь демонизировать СМИ как таковые - телевизор или интернет это по сути инструменты, которыми можно и дом построить, и старушку зарубить - но в нынешнем их виде против них только радиоактивный огнемёт поможет.

А, к сожалению, "народная культура" имени баянов и девочек в кокошниках в данном случае находится на стороне СМИ. Она не несёт культуру снизу, а повторяет и распространяет кем-то надуманные критерии русской (и не только) "культуры", тем самым гася потребность людей в обращении к собственным корням, без какого-либо ущерба для больших Заказчиков - потому что причастность к чему-то большому этот эрзац дать не может.

Что с этим можно поделать? Я регулярно намекаю на обращение к традиционной культуре в широком смысле этого слова - не только с песням и пляскам, но и к истории, философии и прочим атрибутам жизни на земле. Для того, чтобы полноценно понять, что это такое, слушать записи профессиональных исполнителей - и даже этнографических "бабушек" - категорически недостаточно. Крайне желательно прикоснуться к традиции физически, получить территориальную привязку, то есть по-простому посмотреть, как оно на самом деле есть, прямо на месте.

Вот только теперь подкрались к теме статьи. Традиции в широком смысле - понятие неохватное, на их тему профессиональные этнографы могут ломать копья и писать диссеры, а уж непосвящённому в это дело лезть и вовсе страшно. Поэтому начинать надо имхо с традиции в узком смысле - с понимания, как жили и живут люди в каком-то конкретном месте. Не только про песни и танцы речь, а в целом про отношение к жизни.

Да, я фактически открытым текстом призываю к экспедиционной работе. :) Если вас пугает слово "экспедиция", то можно придумать какой-нибудь другой аналог, типа "ознакомительная поездка в деревню". :) Многие из горожан периодически выбираются на отдых на природу, так что совместить приятное с полезным достаточно просто, нужно только захотеть. :)

Ключевое отличие от просто туризма - в том, что нужно поменять подход к общению с природой и людьми. Не глазеть в "вау"-режиме, а учиться. Многим горожанам это покажется чуть ли не диким - как же так, я весь такой образованный, и чему-то должен учиться у деревенщины и простофиль? И тем не менее для того, чтобы почувствовать себя не общечеловеком, а русским, это фактически необходимо. Чтения Пушкина или просмотров фильмов Шукшина для этого категорически не хватит. Не надо бояться простого человека - по большому счёту, городскому интеллигенту им никогда и не стать, это надо с дедства впитывать основы и особенности жизни "на земле" - но поучиться у него есть чему, в деле понимания народной сути.

К сожалению, просто так поехать в первую попавшуюся деревню - мало. Надо ещё найти место, где что-то глубинное сохранилось. В типовом колхозе "Путь Ильича" максимум на что можно рассчитывать, так это на уже упомянутый выше хор тётушек в кокошниках, у которых зачастую даже и поучиться некому - потому что деревня за последние годы сильно люмпенизировалась, и вместо пользы может и вред получиться.

Недаром фольклористы держатся за существующие традиции - найти что-то яркое в живом виде сейчас уже весьма сложно, хотя ещё и можно. Найти новую традицию довольно сложно, и не-спецам вряд ли под силу, поэтому уж лучше приобщиться к уже известным.

Войти в традицию - достаточно сложное дело, там без удачи или системы ссылок не обойтись. :))) В деревнях народ ещё вполне благожелателен, смотрит на приезжих не как на потенциальных врагов или мошенников (ну, кроме туристических зон типа нашего Алтая), а как на диковинку, и вполне могут навести на нужных людей, но лучше заручиться рекомендациями каких-либо людей "в теме". Кстати, в плане рекомендаций вполне можно использовать "культурную" линию - пусть представителям "эрзац-культуры" традиции зачастую неинтересны, но использовать их в качестве системы ссылок вполне полезно. Одно дело приехать с бухты-барахты - вот они мы, встречайте нас цветами и конфетами! - а другое дело сказать, что "нас послали с отдела культуры"; разговор будет другой наверняка. Хотя бы в начале.

И самое главное - потом не бросать это дело. Приехали раз - приезжайте и второй, и так далее. Важно не терять чувство причастности к традиции, к местности и территории, чтобы не уносило в ту же самую эрзац-культуру, или вовсе в бескультурье.

По этой причине желательно входить в традицию поближе к дому. Обычно фольклористы так и поступают - "копают" что поближе, это и даёт причастность к родной культуре, и экономит время и деньги. :) Это мы "даём стране угля", мотаясь в экспедиции в Забайкалье - ну, исторически так сложилось. Питерская "Братина" мотается же аж на Терек, и нам можно. ;)

Городской человек живёт в постоянно изменчивом мире, который по сути меняется-то только внешне и незначительно, но специально обученными дяденьками это подаётся чуть ли не как ключевая особенность эпохи. Хотя толку от этой суеты никакой нет, если подумать, конечно. От того, что вместо старой хрущобы построили супермаркет, а на месте старого деревянного магазина - здоровый небоскрёб, фактически ничего не поменялось - разве что всем стало хуже, где жило 100 человек, стала жить 1000 - но почему-то это подаётся как превосходство города перед деревней. Ха-ха три раза.

Как говорил кто-то из классиков, "свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека". И эту особенность свободы всегда советую помнить жителям мегаполисов, в плане того, насколько мы все рабы по сравнению с "деревенщиной". :)) У нас в мегаполисах столько ограничений, что шагу ступить в сторону нельзя, только это не чувствуется, и будьте уверены - с больших экранов вам это не скажут, разумеется, в ваших же интересах. А настоящая свобода - она где-то там, где никого и ничего лишнего нет, и где можно делать что захочешь - ну, в рамках уголовного законодательства, конечно. :)

Таким образом, приобщение к традициям == обретение чувства внутренней свободы. Когда внутри у вас будет не суета жизни горожанина по типу "дом-работа-кабак", а хотя бы "Ой ты степь широкая", то жить станет много проще - и не только вам, но и окружающим.



Дорога в Мензу

Конечно, обращение к традиции требует некоей смены приоритетов, ну а что вы хотите... Мерить всё в бабле и оставаться при этом русским не получится, инфа 146%.

>>> Ко второй части статьи >>>

терминология, психология, размышления

Previous post Next post
Up