<<< Про утро в Мензе <<< Продолжаю описывать
экспедицию-2014 в Забайкалье.
В прошлом году мы впервые приехали в Мензу и Укыр, и в основном общались как раз с укырскими - там два села через речку стоят, рядом совсем, пешком дойти можно, хотя и долгонько. Но вот прошёл год и ситуация кардинально изменилась; несмотря на то, что одну из заводил Мензы -
Екатерину Забелину - увезли в "район", Мензенские бабуси собрались аж впятером и повспоминали кучу всего, и рассказов, и песен, и всё такое. А вот в Укыре в этот раз сложилось всё совсем не так благостно. Поэтому в этом посте будут в основном виды природы и животины, а посиделки по типу
этой или
вот этой подскукожились... хотя 14 июня нам всё-таки удалось посидеть и в Укыре, но всё по порядочку. :)
Итак, после общения с мензенскими бабусями мы рванули в Укыр. Заехали на удачу к зав. клубом Вере Арефьевой и попали на... репетицию "молодёжного" ансамбля, который также репетировал программу ко дню села. Как и
в первый день в Мензе. :) И ровно так же, как и в Мензе, более молодёжный состав села также не порадовал в плане перенятия традиций - хотя тут, на мой взгляд, ситуация немного лучше - часть коллектива нам даже спели втроём какую-то старую песню; но всё-таки до "старушечьих" песен дело и тут не дошло.
Напоминаю, что по-прежнему выкладываю вообще никак не обработанные "превьюшки", если обратное не подписано снизу.
Три из "молодёжного" ансамбля поёт песню.
Проявлено из raw
Разница тут в том, что совсем старинные песни - они поются для себя, а современные - для других. В этом - центровая разница на мой взгляд между подлинно народной культурой и псевдо-народными развлекушками. Хотя вполне допускаю и исполнение современных песен для души, но всё же большинство из них ориентированы на внешний эффект, а интересно ли их петь самому - это уже дело десятое. Каким бы вы не были фанатом битлов или ДипПёплов, вряд ли вы при встрече со старинным другом за рюмкой чаю будете распевать "Йестердей" или "СмоукОнЗеВотер". Из культуры для общения всё выродилось в культуру развлечения, увы.
Но хватит разглагольствований. Поехали мы дальше - в Ключи, самый дальний от Мензы (и ближний к Чикою :)) край села:
Виды с. Укыр
Возле дома тёти Маши, где в прошлом году были вторые посиделки в Укыре, опять обнаружилось целое море свинства. Выложу небольшую серию фоточек, уж больно характерная животина:
Оксана пошла пообщаться с подрастающим поколением свиней. Не тут-то было!
Тревога!
...Кто там шагает правой? Левой, левой, левой!
Don't worry, be happy! )
Потом зашли на минутку к тёте Маше - у которой в прошлом году сидели на скамеечке и потом пили, так скажем, чай... У неё несколько дней назад умер муж, ещё 9 дней не прошло, так что по сути подарили
прошлогоднюю фотографию и всё, не стали больше мешать.
В воротах у тёти Маши, Арефьевой Марии Ивановны
Затем зашли к тёте Тане, у которой в прошлом году видели ткацкий станок, да и вообще она - первая ткачиха на селе (или последняя, с какой стороны посмотреть). Стала плохо слышать. Попросила нас спеть песенку - исполняем.
У домика тёти Тани, Татьяны Платоновны Афанасьевой
Затем дошли до ещё одной тёти Маши - самой старшей из знакомых по прошлому году укырских бабушек - и не только; она стала много забывать, нас так и не вспомнила, хотя и пообщалась вполне позитивно. Шутка ли - 92 года!
Арефьева Мария Варфоломеевна, 1922 г.р.
Выехали из весьма живописных Ключей и помчались обратно в центр села, к тёте Поле и остальным участницам первых прошлогодних посиделок; по пути, естественно - масса фотокарточек:
Лошадки в Ключах
Тут такое место, что даже разруха лишь добавляет живописности, а не вызывает уныние
Маскировка 55%.
Танк обнаружен! :))
Приехали к тёте Поле (Ольге Максимовне Кареловой); к ней пришла в гости соседка, также знакомая по прошлому году тётя Аня, Арефьева Анна Демидовна. Мы к ним с ходу пристали с вопросом - как повязать местный головной убор, по фамилии "камлычка". В прошлом году тётя Поля что-то такое
соорудила на нашей Аните, решили повторить пройденное. Нашли шаль и повязали на Оксанку:
Тётя Аня под надзором тёти Поли и кучи камер повязывает камлычку
Проявлено из raw
...а потом и на Наталью завязали. Но там оказался платок коротковат
Проявлено из raw
Укырские "камлычки" в фас и профиль.
На заднем ракурсе объектив вспомнил традицию наведения в бесконечность, увы.
Потом тётя Поля и тётя Аня вспомнили несколько песен
А в это время борзый котёнок тёти Поли играл с хвостом соседской собаки
Как я уже упоминал неоднократно, собаки тут какие-то необычные. В частности, когда мы впервые пришли к тёте Поле в гости в этом году, на нас из ограды принялись лаять целых две собаки - эта и похожая. Но оказалось, что они вообще не её, а соседские - родственницы, и лают просто так, по приколу - после слов "Пошли вон!" они... полезли на забор и сбежали на улицу. Мега-защитнички, чего уж. :)) И в этот раз они опять оказались тут, сперва полаяли, а потом тоже сбежали - уже через калитку. Такое вот тут место.
Улочка. Идём к тёте Маше
Зашли ещё к одной участнице прошлогодних посиделок - Зориной Марии Елистратовне. У неё тоже со здоровьем стало не очень - в основном сидит, ходит мало. Даже к тёте Поле вытащить не удалось, хотя это совсем рядом.
У Зориной Марии Елистратовны
Затем зашли и к тёте Ане в гости; у неё обнаружился полный костюм с. Укыр, нарядили в него Аринку. Процесс отснят подробно, выложу несколько фоточек, для специалистов и не только:
Тётя Аня повязывает кушак на Аринку.
Здесь пояса зовут кушаками, и они отличаются даже от чикойских, не говоря уж о "бурятской" ветке семейских
Девичий костюм с. Укыр - в фас...
...в профиль...
...и задний вид.. :)
После общения с укырскими бабусями отправились обратно в Мензу, по пути сделал пару фоточек:
Околица Укыра
Памятник в Укыре о событиях 1921-го года
Про непростую историю села Укыр я уже упоминал в прошлом году (в конце
поста про Мензу); в этом году выяснились ещё немного подробностей, надо будет отдельный пост написать...
После весьма продуктивного дня в Укыре помчались обратно в Мензу, где у нас была запланирована
встреча с Елизаветой Ивановной...
<<< К сводной странице экспедиции <<<