В защиту соц. сетей

Aug 21, 2014 16:45

Периодически встречаю у знакомых точку зрения, что "я не сижу в соц. сетях, потому что там АдЪ и израиль", по этому поводу хотелось бы высказаться. Будет много букв, как обычно.

Как говорю постоянно, инструмент не виноват в том, что его используют во зло - виноват его владелец - точнее, кто им пользуется. Социальные сети - тот же самый инструмент, позволяющий людям общаться на расстоянии, на невиданном ранее уровне информационного взаимодействия. Другое дело, что найдётся масса заинтересованных пассажиров, которые будут пытаться навязать вам ненужную вам информацию - и это, на мой взгляд, служит основной причиной неприятия людьми (особенно - традиционных взглядов) социальных сетей в принципе.

Основная проблема соц. сетей, как нетрудно догадаться, - попытки монетизировать людское общение; основной их задачей служит конвертация любой деятельности пользователей в деньги. Конечно, современные сети не будут брать с вас деньги за сообщения от Васи Пете, и даже за фоточки не будут (хотя в истории соц. сетей бывало всякое) - но, будьте уверены, их основная задача - навязать вам разные услуги, причём настолько неявно, что зачастую диву даёшься. В современном высоко-конкурентном информационном пространстве напрямую выманивать деньги за общение уже просто не получится, и запросто можно включить режим "ни за что не плачу ни в каком случае" практически в любой соц. сети - скажем, за годы общения в Контакте, Одноклассниках и тут в ЖЖ не занёс в их кассу ни копейки. Было бы надо - заплатил бы, но действительно не надо - например, с недавних пор вхожу в пятёрку "топ-блогеров" ЖЖ г. Нска, и до сих пор не понимаю, зачем платить за страничку в ЖЖ. Нет, как это может помочь в раскрутке, понять можно, но зачем такая раскрутка мне нужна - не ясно. :)

Собственно именно попытками монетизации можно объяснить не-защищённость неофитов от не-персонифицированной информации; когда люди регистрируются в сетях, им обычно сваливается информация от незнакомых людей, незнакомых им сообществ и так далее - пока у самих нет базы для общения, сеть как бы подсказывает и предлагает всякое - но вот беда: то, что в современном "бизнесе" считается нормальным, люди с традиционным укладом ума считают тем самым вышеупомянутым Адом и израилем, и в ужасе убегают из сети обратно в свой реальный мир, который куда разумнее.

Поясню. Современное общество, как часто упоминаю, построен на изначально неверных принципах (о чём. в частности, статья про относительность добра и зла), поэтому люди отгораживаются от всей этой "телевизионной" морали и "культуры" с помощью создания своих собственных кружков по интересам. Скажем, в среде продвинутой интеллигенции принято не смотреть телевизор - то есть черпать информацию не из телеканалов для масс, а по своим каналам. Другое дело, что эти каналы зачастую являются рупорами враждебной пропаганды. :) Но в общем и целом - люди успешно выстраивают какие-то свои сообщества, и при входе в соц. сети снова видят вокруг всю ту чернуху, от которой и убежали в свои сообщества - а зачем им ещё один "телевизор", который они не смотрят?

Но, на самом деле, как уже говорил, инструмент по большому счёту не виноват, что им можно зарубить старушку - хотя, конечно, если в инструкции по его применению в основном нарисованы методы рубки старушек, не грех и призадуматься... :) Точно так же и соц. сети - если минимально представлять суть их работы, то на любой их сотонизм можно найти противоядие, причём весьма легко.

По большому счёту, сети - это отражение общества. В отличие от традиционных СМИ, которые построены на в буквальном смысле пропаганде - "слушай, что я те говорю, и мне пофиг, что ты там думаешь" - соц. сети делают упор на контекстную обработку своих участников. А вот это уже можно и нужно использовать в своих целях!

В чём тут разница, спросите вы? На картинку по ТВ, радио и даже интернет-СМИ а-ля Газета-ру у вас повлиять нет никакой возможности - если только не задаться целью и не переквалифицироваться в профессиональные революционеры журналисты. А вот в соц. сетях вы сами можете генерировать контент, то есть создавать новости и распространять их! И хотя один человечек слаб и тщедушен, сама суть соц. сетей позволяет объединять усилия этих самых тщедушных одиночек - и это уже получается некий такой загончик Света и Добра посреди бурлящей грязи. :)

Какие новости может генерить простой человечек? - спросите вы. "Куда нам тягаться с CNN, BBC и прочими творениями Геббельса!" - скажет пессимист. А вот, на самом деле - и то и другое вполне реально, как бы наивна не казалась борьба галантерейщика с кардиналом. Вся фишка в разнице в подходах.

Как не раз писал в статьях по культуру (например, тут), в последнее время сама суть культуры искажена, и культура используется в монетарных целях, то есть для извлечения из людей прибыли, а не для передачи опыта и культурного воспитания. Ровно так же и с обменом информацией, который тоже в некотором плане - культура. СМИ заинтересованы в распространении "жареной" информации, и их совершенно не интересует, какой вред они ей могут нанести - им бы бабла нарубить. А вот в общении друг с другом вы наверняка не будете нести что-то такое, что может повредить кому-то - сработают культурные фильтры. Поэтому информация "от друга другу", скорее всего, менее броская, зато куда более безопасная, и наверняка более полезная. Как не раз писал, польза может быть далеко не только денежная, монетарная - но никаких других смыслов для "коммерсантов" нет, и поэтому "коммерческая" информация куда более бессмысленна с точки зрения нормального человека, у которого смыслы не ограничиваются кошельком.

И вот это уже позволяет выстраивать свои загончики для обмена смысловой информацией - не то чтобы в противовес "коммерческой", а скорее независимо. Поэтому посреди бушующего моря фекалий запросто можно возводить островки чистоты и света - потому что соц. сети это запросто позволяют делать!

Многие думают, что это всё мало-реально и куда там супротив махины-то. А вот, обратил внимание на следующий интересный факт: когда начал следить за нашим Нским топом блогеров, большая часть топов была либо а-политична, либо вовсе а-социальна; а на нынешний момент верхняя строчка "захвачена" камрадом amfora, пишущим в основном про события вокруг Новороссии, да и прочие патриотические бложики поднялись на несколько позиций. А тот рейтинг, хоть и как-то хитро считается, но тем не менее отражает активность пользователей, читающих и распространяющих соответствующий материал - то есть патриотические темы действительно стали более популярны в народе - даже в таком, казалось бы, рассаднике зла, как соц. сети. Да, эта тенденция совпадает с официальной линией, и во многом это не столько заслуга самих блогеров, сколько в повороте риторики федеральных СМИ - и тем не менее люди начинают больше интересоваться политикой, историей и культурой, нежели ресторанами да тусовками.

Взять, например, самую популярную отечественную сеть Фконтакте - все по неё знают, но мало кто в курсе, что это параллельно ещё и... одна из крупнейших в мире база данных пиратского контента. То есть в буквальном смысле там можно найти всё на свете, что интересно хотя бы кому-то. И если в этом море всякой всячины вам всё время попадается ерунда, то причины может быть две:

1) Техническая. Вы ещё не настроили собственные предпочтения, и сеть вам подсовывает наиболее популярные запросы - а они обычно не шибко приличные. Укажите свои предпочтения - и от вас отстанут.
2) Личностная. Вы общаетесь не с теми людьми - от них вам и прилетает непотребщина.

Если наладить интересный именно вам круг общения, то, повторюсь, практически любую социальную сеть можно превратить в свой личный уголок Добра и Света. Если отписаться от "общепринятных" рассылок информации и получать новости только от друзей - желательно ещё и реальных, не "интернетовских" знакомых - то вы практически наверняка гарантируете себе приличное и разумное общение в сети.

Как говорится, "разруха не в клозетах, а в головах" - это на 100% подходит и к социальным сетям. Если у вас у самого каша в голове и вы не можете определиться в предпочтениях, то и сети будут вам подсовывать всякую ахинею, если не сказать хуже. Но обвинять их в этом не стоит - они со всей силы пытаются определить ваши чаяния, это следует из принципа контекстной рекламы; и они не будут совать вам то, что вы считаете не нужным.

Одним из основных аргументов против соц. сетей можно считать их прозрачность для спец. служб - если люди сами выставляют про себя разную информацию, это существенно облегчает контроль общества соответствующими структурами. Тем, кто не следит за языком и при этом призывает ко всяким общественно-нехорошим делам, пожалуй, этот пункт, действительно, важен - но вот лично я, хотя постоянно призываю к изменению Конституции, существующего строя, а то и к повешению Чубайса, не особо боюсь сатрапов КГБ; ну, кто боится, тому таки да, опасно в сеть выходить. :)

Ещё одна весьма суровая проблема соц. сетей - в прозрачности информации о людях. По сравнению с до-интернетовскими временами, современный человек сейчас негласно контролируем обществом через неявный обмен информацией - даже если вы сами не выкладываете про себя информацию, она может просачиваться через не в меру активных друзей, или вовсе незнакомых людей - можно просто неудачно попасть в кадр, и про ваши похождения узнает пол-мира. Это - тема отдельной статьи, про информационную не-свободу современного человека - и игнорированием соц. сетей вы этому процессу никак не противодействуете, поскольку информация всё равно будет тиражироваться, только уже без вашего участия.

Поэтому, на мой взгляд, пользоваться соц. сетями можно - и зачастую нужно. Скажем, в идеологически близкой теме народной культуры тот же самый Контакт весьма и весьма помогает - мало того, что в нём координируются фольклористы, так ещё за базу данных этнографических материалов, которые ежедневно наблюдаю в ленте новостей, фольклористы 1980-х годов удавились бы шнуром от катушечного магнитофона... Материала всякого полно, причём зачастую существует интер-активная связь - если что-то непонятно, можно спросить у автора записей, или у специалистов, которые наверняка сбегутся в обсуждение материала. При том, что читаю новости от двух сотен друзей, из которых бОльшая часть - молодёжь, в основном только такая информация от них идёт - ну, пополам с вездесущими котами, конечно.

При этом, конечно, представляю, что где-то рядом притаилась и порнография, и педофилия, и прочие приметы нашего времени. Но, как говорится, "опасное это дело - выходить из дому". Можно, конечно, закуклиться в себе, а можно просто применять инструменты по назначению. Такое моё мнение.

Чуть ли не первая попавшаяся запись из френд-ленты - думал, это простонародная песня, а тут, оказывается, Шаляпин:



терминология, психология, размышления

Previous post Next post
Up