Выкачу ещё немного обличений, только уже не на Запад, а на в некотором плане коллег - так как немного кручусь "в культуре", не могу не высказаться на тему происходящего кругом. В определённом смысле статья будет продолжением цикла статей
про место культуры в жизни.
На днях гр. Макаревич
обратился к Путену с призывом "защитить от травли"; и
целый отряд расейских артистов отказался выступать в Крыму (хотя насчёт последнего не вполне уверен - может быть, это обычный наброс в стиле "прэссы", которая в этом хороша во всём мире). Это же культурные деятели, которые должны проецировать российскую (вроде бы русскую, да?) культуру в головы рядовых граждан - а выходит всё наоборот; народ-то радуется возвращению Крыма и приветствует Новороссию, вполне искренне, а культурные деятели этого самого народа почему-то всему этому не рады, хотя сама культура России
в цивилизационном плане экспансионистская, расширительная, и это не хорошо и не плохо, а банальный факт истории.
Было в советское время такое выражение "сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст" - и нам в эпоху добродушного застоя и последующей криминальной Перестройки казалось, что это всё такие шуточки и нелепость. А вот жизнь показывает, что предки наши были мудры, в отличие от
сиюминутного айфононосного хомяка. Потому что, распространяя чужеродную культуру, ты волей-неволей становишься сам немного не-русским; и довольно странно, что про это не задумываются власть предержащие, которым, казалось бы, надо следить за ввереной паствой. А уж если культурные деятели поражаются проказой не-русскости, то чего ждать от простых граждан, этой культурой окучиваемых?
Начну обличения немного издалека. Регулярно слушаю
танковое радио, и заметил в последние месяцы подозрительную тенденцию - из эфира пропали советские песни, и остались только... англоязычные. Ранее я приводил это радио в качестве примера того, как можно совмещать современную культуру и исторические произведения; и, несмотря всю тематичность эфира, условный "джаз" переборол собственно около-военную культуру и осталась одна развлекалочка. Что характерно - в эфир изредка прорываются чешские песенки от группы
Wohnout (lolwut???), но русских песен нет вовсе. Уже чешская музыка там воспринимается как норма, а вот русскую как-то так потихоньку вымыло, причём процесс этот интересненько так совпал с русской весной...
Теперь ещё с другой стороны зайду. Так как занимаюсь народной культурой, то и друзей у меня много из фольклорных тусовок - а их на самом деле реально много даже у нас тут в Сибири, не говоря уж про центр России. И вот как-то так получается, что значительную и во многом определяющую часть этих тусовок составляют профи от культур - студенты и выпускники "культурных" и исторических ВУЗов. С одной стороны, это можно приветствовать, а с другой - налицо перерождение культуры от повседневного окружения людей в некую тусовку по интересам - обо что писал в статье
про синдром сектантства. Вместо несения
смыслов в головы рядовых граждан - а у народной культуры в буквальном смысле другой смысл, нежели у попсовых развлекушек - фольклористы либо тусуются сами с собой, либо опять же развлекают народ, аки Филипп наш Бедросович. Понимаю, что всё это не со зла, а от неготовности идти против системы, которая превратила культуру в развлекушечки, и тем не менее.
А что уж говорить за культурных работников эстрадного жанра... Они с советских времён привыкли развлекать народ, а уж после наступления торжества
монетизации и сведения всех на свете смыслов к получению
прибыли и вовсе какие-то другие задачи стали моветоном; культ-работники искренне не понимают, зачем людей образовывать и воспитывать, если можно слабать на гитаре или баяне озорные частушки, и все будут в восторге.
И если вспомнить
перерождение русской элиты, то становится довольно печально глядеть, как русская культура превращается в унылое обезьянничество за Западом. Тем самым, который ещё недавно собирался нашу с вами страну ядерно бомбить; хотя погодите, разве едрёны ракеты уже демонтированы и уже не направлены на Москву, Ленинград, Свердловск и прочие советские российские города?
Пример Ливии должен показать умному человеку, что бывает, когда ваши интересы пересекаются с Западом - а таких примеров в истории более чем достаточно. Самое время превращаться из русских в общечеловеков, разделяя западные ценности!.. Пример Восточной Европы показывает, что не нужны Западу процветающие страны, даже если эти страны - союзники; многовековой опыт
колонизаторской морали буквально заставляет их выжимать из колоний соки; даже когда эти колонии сами радостно бегут под ярмо белого массы. Прибалтика потеряла от четверти до трети личного состава,
Чехия переживает демографическую катастрофу, про Румынию с Болгарией и говорить нечего - давайте и дальше стремиться на Запад, ага.
Вот, опять завёл свою анти-западную шарманку, скажете вы, а при чём тут культура-то? Да при всём. Наши с вами "культурные" деятели учатся у западных исполнителей и считают их культуру своей - вспомним про те же битловские корни творчества Макаревича,
о чём ранее писал. Научатся всякому, такие продвинутые и культурные, и давай уже нас с вами учить, что такое культура. Вот и имеем что имеем - ни одной современной песни нельзя выставить в ряд с шедеврами советской эпохи, не говоря уж о предыдущих эпохах; Мусоргский, Шостакович и Глинка, наверное, дыру уже провертели от творчества современных исполнителей.
Мало того, что такое творчество глубоко вторично, оно ещё и несёт ту самую составляющую чужеродной культуры - то есть в буквальном смысле разрушительно для русской культуры, в широком смысле этого слова. С помощью дешёвого
пафоса - приёма старее Исуса Христа - нас разводят, как малолетних школьников,
навязывая европейские культурные стандарты.
Что это опять за всёпропальство и копетанство? - спросите вы. Согласен, что с валом современной культуры что-либо поделать сложно без массовых репрессий и прочих неполиткорректных методов; но один метод я могу посоветовать, и он знаком каждому верующему человеку - и даже мне, который отродясь не верил ни в какие вышние силы. Он называется "не сотвори себе кумира". Надо научиться видеть в "культурных" работниках не носителей добра и света, а рядовых ремесленников, которым не грех и леща выдать за тупорылость и злонамеренные козни. Даже если этот культ-работник выглядит уважаемым человеком, носит дорогой костюм и исторгает пафосное "творчество", следует напрячь мозжечок и подумать - а какой смысл в его творениях? Нет ли тут какой засады?
К сожалению, как постоянно повторяю, в современном обществе начисто сбито позиционирование культуры в целом. Комедианты и шуты воспринимаются населением как звёзды - но ведь это же, извините меня, бред с точки зрения любого традиционного общества. Любой римский легионер прогнал бы пинками под зад комедианта или куплетиста, вздумавшего учить его жизни - потому что его собственное понимание жизни было куда важнее, нежели какого-то-там певца ртом; ведь именно он несёт знамя Рима; а паяцы уже за ним прячутся и кривляются за его спиной. Ровно так же, наверняка, и наши с вами предки поступали; конечно, если воинов наставляли умудрённые опытом старцы, это одно дело; и совсем другое, когда на них возводили поклёпы безродные шуты, не способные ни к чему, кроме лицедейства.
Это я всё к чему клоню... умение извлекать звуки или кривляться не является культурой. Это, возможно,
искусство - но без смысловой составляющей оно является бессмыслицей. А много ли мы задумываемся над смыслами в искусстве, да и не только?
В качестве контр-иллюстрации приведу достаточно неожиданный для многих пример - творчество "
команды КВН Новоросии":
Click to view
Искусство ли это? Наверное, нет - голоса явно не сценические, инструмент вообще в розетку не воткнут, да и хореография хромает. :))) Культура ли это? Как ни странно, да - потому что несёт какие-то смыслы в военную жизнь, показывает, что "террористы, сепаратисты и колорады" - это всего лишь
миф, над которым Новороссы сами же прикалываются.
Вот придумал тоже - сравнивать какую-то даже не школьную, а лесную самодеятельность с уважаемыми работниками культуры! А на мой взгляд, со смысловой точки зрения вот эта самодеятельность имеет много большую культурную ценность, нежели многие наши звёзды, даже вместе взятые. Обратите внимание -
в обращении к зрителям эти люди, которые живут в буквальном смысле в военных условиях, просят воздержаться от нецензурщины и откровенной похабщины. В статье
про обсценную лексику уже упоминал про эту тему - тем не менее многие "культурные" деятели выражаются, как сапожники. А раз публичное сквернословие не является атрибутом русской культуры, значит, эти "культ"-работники являются проводниками какой-то другой культуры - может, общечеловеческой какой-нибудь, не знаю. И уж точно не им учить нас жизни.
Заметьте, я тут нигде не сказал, что Макаревич плохой, а тот-то хороший, по тем или иным признакам - это скорее к западной культуре,
разделять Добро и Зло по принципам выгоды. Я вообще, в целом - необходимо переосмыслить отношение к "культурным" деятелям и перестать наконец на них смотреть как на проводников культуры; то, что они проводят, по правильному УК зачастую карается расстрельными статьями.
Культура - это то, что мы с вами считаем своим и распространяем сами. Всё прочее - либо искусство, либо вообще пропаганда. Понимаю, что для многих и ПинкФлойд - культура, но задумайтесь, куда вы этой дорожкой зайдёте. Пример травли артистов, хотя бы как-то связанных с Каддафи, должен показать, что западная культура и политика связаны куда шибче, чем кажется простому хомяку. И соглашаясь и принимая эту культуру как должное, рано или поздно вы можете проснуться Макаревичем - борцом за мир, который обслуживает карательные батальоны в размбомбленном ими городе. А то и вовсе полицаем с белой лентой на рукаве.
А вы говорите "шуточки". Мир на пороге очередного бадабума,
как сто лет назад, и от нашей готовности к оному в том числе зависит то, будет ли он вообще. Культура современности развращает и отупляет хомяка, превращая его из гражданина в образованного потребителя, на что лично я пойтить не могу. Надо ей противодействовать, чего и вам желаю.