Очередная статья-измышлизм на тему виртуальностей - вроде бы и не очень серьёзно и вообще связано, но постараюсь, как обычно, провести аналогии и проекции на реальное положение дел в мире.
Начну издалека. Шёл вчера с работки, как обычно, через лес; после перевода часов "на зиму" обратный путь проходит в полной темени, насколько это вообще возможно в условиях города. Можно пройти и по цивилизованному асфальту, но зачем, если есть кошерная лесная тропка? Вот там, в лесочке в условиях темноты и безлюдья, приходит ощущение одиночества и расчёта исключительно на себя - если вдруг на тебя свалится дерево или медведь волк какой выскочит - только на свои силы придётся расчитывать... у горожан такого чувства наверняка не возникает, там совсем другое одиночество -
одиночество в толпе, то есть всем пофиг на тебя, пусть даже ты будешь помирать у всех на глазах (и то, надо сказать, ощущение ложное). А вот так, чтобы только ты и пространство вокруг - такого наверняка в городе не возникает, всё время кто-то мешается. А это чувство придаёт какой-то самостоятельности, что ли; только сам, всё сам.
В этом плане вижу отличия нашего русского менталитета - в котором данная самостоятельность играет заметную роль по объективным причинам - от западного, который транслируется через СМИ, кино и сериалы - западная культура, несмотря на все "крымняши", по прежнему свирепствует в нашей общественной жизни. Так вот в западном кино постоянно кто-то кого-то выручает, связывается, подстраховывает, герои постоянно с кем-то трещат по связи, даже если надо просто доехать из точки А в точку Б. Какая-то болезненная - на мой взгляд - зависимость от других получается. Связь пропадает - всё, анархия, капец и разорение, потому что действовать самостоятельно не приучены. А жизнь в российских бескрайностях любого приучает к самостоятельности; и только нынешняя бездумная
централизация страны убивает это важное качество нашего народа - в мегаполисах, конечно, не до того.
Теперь перейдём к следующему и основному пункту статьи... На почту пришла очередная замануха - 10 дней бесплатной игры в космический симулятор-песочницу
Eve-Online, в которую немного ковырялся несколько лет назад... Решил в очередной раз попробовать полетать в бескрайних просторах космоса, и на эту тему всплыли очередные аналогии с экономикой и политикой, что и в статьях про "Цивилизацию" (см.
тег Цыва). Об этом и подумаю сегодня.
Почему я упомянул в описании игры слово "песочница" - для тех, кто не в курсе, это означает открытый мир, где игрецы вольны делать всё, что им вздумается (в рамках установленных правил и возможностей), и где нет чётко заданного сюжета; а также нет окончания игры. Эдакий мир, управляемый и создаваемый игроками - в некотором роде идеальная виртуальная реальность. :) Понятно, что идеал недостижим - как и в реальной песочнице фантазия ограничена свойствами песка и наличием формочек. :)
В мире EVE (по-русски обычно просто "Ева" :)) правил достаточно много; и первое из них - что игрецы не могут воротить что хотят в охраняемых государством полицией зонах - есть т.н. "хайсек" (hi-sec, зоны высокой безопасности), где поддерживается порядок усилиями самой игры, и где нельзя городить собственные постройки (вообще) и нападать на других игроков (получишь по башке от полиции). В т.н. "нулях", или "лоу-секе" (сооцно зоны низкой безопасности) можно делать что угодно, но тут уже вступают в силу законы PvP - всё, что вы делаете, должно согласовываться с окружающими игрецами, иначе огребёшь чуть ли не быстрее, чем от полиции в "хай-секе". :)
Про ПвП не буду рассказывать, ибо оным не занимался - попробую поговорить на близкую мне тему производства (по-ненашему - craft). Практически всё, что в игре летает, стреляет или просто горестно висит в виде контейнера, создано игроками; исключение - "государственные" станции в хай-секе (и немного в лоу тоже), патрули полиции там же, некоторые стартовые корабли и вооружение, а также пиратские "неписи", то есть монстры. Так или иначе, большинство игровых объектов, которые может купить или использовать игрок - созданное кем-то имущество. Попробую вкратце нарисовать картинку, как тут что работает - а там и будет понятно, зачем я это рисую. :)
В отличие от чистых и незамутнённых "песочниц" типа
Майнкрафта, здесь создание и использование предметумов ограничено не только фантазией творца, но и его навыками. Навыки мало того, что стоят денег, так ещё и требуют времени на изучение - а с этим основная проблема в игре, хочется и того и сего, но на всё не разорваться, приходится изучать что-то одно в каждый момент времени. Посмотрим, как это работает в производственной цепочке.
Первое, что игрок может освоить из производственных профессий - это добыча ископаемых. Буквально в самом начале ему могут выдать кораблик и буровые модули - и вперёд, к лаврам Газпрома или
ExxonMobil! :) Но тут есть несколько проблем - мало того, что стартовый кораблик бурит медленно и плохо сам по себе, так ещё и навыки игрока ему почти не помогают - так что для улучшения процесса необходимо вкладываться в изучение новых кораблей, модулей для копки и поиска руды, а также учить навыки, улучшающие сам процесс копки руды (а позже и газа :)). То есть кажущаяся банальной добыча даже простейшей руды не так уж проста, как кажется - если вам хочется бОльших объёмов и вообще какого-то прогресса в профессии. Можно, конечно, бурить в час по чайной ложке - толку не будет ни вам, ни кому другому. :)
Допустим, бурить мы как-то научились. Что можно дальше делать с полученной фигнёй в грузовом отсеке? Можно, конечно, смело продать ушлым молодчикам, скупающим труды "нубов" (новых игроков) за копейки, но мы же говорим за производство? Руда занимает много места, и даже чтобы ей перевезти в другое место, где вы хотите продать подороже, вы можете либо потратить время и деньги на развитие транспортных кораблей, либо же переработать руду в более полезные и компактные материалы. Материалы сами по себе на хлеб не намажешь и в пушку не зарядишь, но из них в дальнейшем делаются вещи, так что вещь это нужная в хозяйстве как воздух. Переработка - это отдельная категория умений, и специалистам по добыче и производству она практически необходима. Можно, конечно, продавать руду и покупать готовые переработанные материалы, но в большинстве случаев это будет дорого, неудобно, а также скорее всего потребует всё тех же транспортных расходов - потому что вряд ли кто-то продаёт нужные вам материалы прямо на той же станции; а даже с соседней станции переложить материалы через какой-нибудь бесконечный "банк" в EVE нельзя; садись на "грузовик" и вези. Сооцно - учи переработку, это тоже разветвлённый и не очень простой процесс.
Допустим, мы набурили мегатонны руды и забодяжили из них килотонны материалов. Чтобы затем сделать из них хоть что-то, требуется участие... учёных. В общем-то можно обойтись и без них, значительная часть чертежей для производства продаётся просто в государевых магазинах, но во-первых, это только самая база, а во-вторых - производство из таких чертежей - медленное и затратное, требуется больше ресурсов. Если провести над базовым чертежом исследования эффективности, то производить из такого будет проще и дешевле; можно скопировать чертёж и либо продать, либо исследовать; таким образом можно получить чертежи более продвинутых предметумов (так называемая "технология" 2 и 3). Данный шаг производственникам нужен менее всего (обычно и так предложений от учёных хватает); но в целом в производственной цепочке без него не обойтись.
Получили мы на руки нужный чертёж, и шо таки с им делать? Пора ехать на завод и уже запускать уже процесс художественной резки по металлу - но опять же, не стоит торопиться. Без соответствующих навыков производство будет долгое и затратное - даже по "прокачанным" чертежам; и вы не сможете производить более чем на одной производственной линии; если в производстве уже находится пушка, то снаряды к ней производить паралелльно не получится; требуется отдельное изучение тонкостей производства. :)
Итого, чтобы произвести какой-нибудь банальный патрон для пулемёта, нужно столько всякого познать. :) Можно, конечно, наплевать на какие-то там навыки и производить всё как есть - нарубил руды, наплавил из него металла, купил базовый чертёж, вставил в завод и получил на выходе предмет, который стоит в разы дороже, чем банально купленный в магазине - а времени-то при этом потрачено - караул! :) Поэтому необходимо найти себе определённую нишу, в которой развивать свои навыки, и оптимизировать расходы в какой-то отрасли, пока они не станут приемлемыми для перехода к следующему этапу производства.
И тут приходит на помощь механизм торговли. Пока вы не обладаете всеми навыками на уровне "идеал" :), выгоднее часть работ заказывать или просто покупать у людей, которые специализируются на чём-то, нужном вам. Например, вы производственник, который умеет производить и плавить руду, но ваши шахтёрские навыки оставляют желать лучшего - покупайте не обработанную руду у спецов-шахтёров и пускайте её в дело. Для этого, правда, опять же придётся изучать навыки следующего уровня "производства" - торговли. :) Торговля нужна всем, даже и совсем не производственникам - я сегодня про производство гутарю, но значительная часть игрецов им вовсе не занимается, исключительно летая и шмаляя во всё, что движется - но этот процесс требует регулярного пополнения боезапаса, равно как и периодической замены подбитой фашистами бронетехники; а я напомню, что в государевом магазине оно не покупается, только у других игроков. Торговля - это тоже определённый процесс, требующий навыков - можно, конечно, пустить в ход и свои собственные реальные навыки "купи-продай", договариваясь о покупках в чате с другими игроками, но в общем и целом покупки и продажи проводятся в режиме, похожем на магазин или "аукционный дом" - кто-то выставляет предложения на покупку, кто-то - на продажу, всё автоматизировано, чтобы не терять время. В общем и целом торговцам не нужны навыки остальных веток производства, за исключением транспортных - можно делать деньги и в режиме "купи-продай", но это также потребует изучения массы навыков, а также времени на регулярное отслеживание рынка.
В игре реализована практически незамутнённая концепция "свободного рынка", которая в общем-то вполне работает, что доказано 10-летней историей игры (да,
Ева вышла 11 лет назад и с тех пор "живёт" на единственном сервере без каких-либо мощных пертурбаций в области рыночных правил). По сравнению с реальным "рынком" по фамилии "мировая экономика" в игровом мире отсутствует фондовый рынок и вообще банковская система; а также существует единая валюта - даже враждующие государства, кланы и альянсы вынуждены пользоваться общими "Исками". В таких условиях рынок более-менее стабилен, хотя и его тоже несколько раз
чуть не обвалили сугубо игровыми методами.
Казалось бы, какая тут мораль, какое-то описание виртуальности и всё? А я в очередной раз показываю, что даже в сугубо упрощённой, игровой модели экономики та же самая торговля занимает пусть и важное, но всё же вспомогательное место. Когда торговля обслуживает нужды производства и потребителей оного - да без проблем, пусть шахтёры покупают новые корабли у кораблестроителей, а те - руду у шахтёров; препоны в этом чинить - всё равно что контрреволюцию разжигать; я про это
уже писал в приложении к текущему моменту.
Но очевидно, что в современном обществе нужды шахтёров, учёных, заводчан и даже вояк и охотников за пиратами никого не интересуют - потому что рынок нашёл себе занятие поинтереснее, чем обслуживание какого-то там быдляка. Деньги, полученные в реальном секторе, идут в сугубо виртуальный сектор, где нет никакого производства, и оборот денег в нём плодит исключительно инфляцию и долги. "Производственные линии" торговцев заняты тем самым надуванием финансовых пузырей, и на нужды промышленности всем пофиг; в итоге шахтёрам приходится самим искать себе клиентов и самим тащить свою руду на десятки джампов сотен километров; хотя в общем-то это скорее задача "торгашей".
Всегда ругаюсь, что производству в нашей жизни отводится неподобающее место - не потому, что я большой фанат рудной добычи или плавки металла, но я понимаю, что без этого не обойтись, чтобы ездить на машине, да и просто для того, чтобы в розетке ток был. Но различными методами псевдо-культурной обработки населения удалось внушить мысль о том, что всё неважно, если у вас есть деньги - причём не только массам быдляка, но и вполне высокопоставленным пассажирам. Если можно распилить завод и сделать на этом профит - то наша "производственная илита" даже не задумается и так и поступит, примеров тому несть числа. А ведь мы с вами живём тоже в своего рода "песочнице" - товары и услуги не с неба валятся, и купить какие-нибудь бесконечные батарейки не выйдет - всё, что мы видим вокруг, кем-то создано. И закрывая собственный завод, тем самым повышаешь цену на производимый товар и множишь безработицу - такой вот обмен денег на общественные неприятности получается.
Но самое главное - такой перекос в виртуальность реально ухудшает дело в производственном секторе; как в мировом, так и тем более в локальном масштабе. Вот мы живём сейчас, условно говоря, за счёт торговли энергоресурсами (рудой и газом в терминах EVE) - взамен собственного производства, разрушенного в пост-советское время. Плавить руду мы ещё как-то там умеем, но уже науку поддерживать, чтобы чертежи держала в порядке - увы. Про производство готовой продукции и не говорю - скоро уже и навыков заводского производства не останется, учитывая не-бесконечность жизни людей. Кругом одна торговля, выводящая деньги из реального сектора в банковский и на фондовый рынок. Даже если считать, что промышленность у нас заведомо убыточная (условно говоря, купить готовое изделие дешевле, чем произвести), нам всё равно нужно поддерживать её хотя бы в стратегических отраслях - в военной (аналогии с EVE более чем понятны) и в той же самой добывающей - как минимум мы сами должны уметь обслуживать и в случае чего заменять выбывающий парк шахтёров - в EVE шахтёров могут покусать пираты или вражеские налётчики, а в реальном мире аварии и срок эксплуатации никто не отменял. И мы даже свою собственную "кормовую базу" обслужить не можем.
Недавно наткнулся на
статью про палладиевый дефицит; Россия реально может ответить на санкции Запада торговыми войнами в области не шибко обработанных ресурсов, да вот проблема - даже в этой отрасли у него есть рычаги противодействия. Периодически наведываюсь в Норильск, и знаю, что как минимум часть автопарка НорНикеля переведена с отечественных самосвалов и тракторов на... продукцию краснознамённой конторы
Caterpillar. А ведь это непосредственно касается добычи руды. И в случае начала санкционной войны одной аварии достаточно, чтобы без палладия остались не только клятые буржуины, но и мы с вами; палладий можно заменить... золотом или платиной, да вот беда - они ведь там же и добываются, чуть ли не теми же баржами машинками.
Один человек, разумеется, не может делать сам всё и жить при этом как король - самостоятельность означает отсутствие зависимостей, но за уровень жизни там речи не шло. :) Но вот крупная корпа страна, для того, чтобы считаться самостоятельной и вообще значимой среди других, должна быть самодостаточной - пусть не на 146%, но в каких-то своих базовых областях - безусловно. Если ваши основные доходы поступают от торговли рудой, и вы не можете обеспечить весь тех. процесс этой самой торговли - от добычи до продажи - то это либо пионерия (в смысле детский сад), либо авантюризм. Особенно, если вы привыкли при этом жить на широкую ногу.
Езжу по стране постоянно, и вижу,
в каком состоянии находится производство... не сказать, чтобы его совсем нет, но с хлеба на воду - очевидно. Экономия на всём, в основном - на основных фондах, то есть базовых и основных элементах производства...Наука - в соответственном состоянии - уже не катастрофа 1990-х, но и не нормальное существование; учёные со степенями получают какие-то совершенно не престижные зарплатки, не говоря уж опять про основные фонды... А что мы в итоге хотим от нашей промышленности, если "экономные" манагеры вынуждают экономить на тех же "чертежах", тем самым и учёных оставляя на прозябание, и итоговый процесс выходит много дороже... В итоге навыки производственников теряются, и даже обеспечить техническую поддержку собственной далеко не высокотехнологичной торговле ресурсами мы не сможем, уже скоро. А за чей счёт банкет с шикарной жизнью в Москве и окрестностях???
Ну и в конце как бы не связанный с вышенаписанным примерчик. Зашёл на днях в Сбербанк - надо было получить карточку, контора поменяла банк, ну и зарплатку перевели в Сбер. Попал я там на какого-то мальчика уже вроде не детских лет, и тот вместо простой выдачи карточки попытался мне впарить весь миллиард услуг, который предоставляет его трижды чуть не награждённое заведение. Естественно, всё за деньги, причём не одноразовые, а периодические - раз в месяц заноси в кассу, точнее с тебя автоматом вычтут. А также в очередной раз попытался впарить мне "бесплатную" кредитку, которую Сбер типа выделил мне в награду за пользование его услугами. Я кредитами никогда не пользовался и вам не советую, так что тут они промахнулись - и так уже две карты, ещё и третья?
Так о чём это я? Обстановочка в Сбере, молодой персонал - и разруха производственного сектора, и пенсионеры в качестве работяг... При этом первые пытаются тебя наколоть всеми способами, выманить у тебя денег - заработанных в том числе и на тех же заводах - а вторые производят полезные в хозяйстве агрегаты и механизмы. Почему общественно вредные сектора экономики - а торговля, замкнутая на производство денег из денег, производит только инфляцию и общественную напряжённость - престижнее, нежели необходимые и полезные?
И ещё раз приложу ролик про образование - в общем-то вполне связанные вещи, как нетрудно видеть.
Click to view
Даже пример из виртуальной реальности 11-летней давности показывает, насколько текущая "экономика" неполноценна и перекошена. И давно пора её заворачивать на рельсы
Красного Проекта.