Очередная статья, гарантирующая баттхерт сторонникам нынешнего положения дел в экономике и культуре.
Вчера заехали с друзьями в новоооткрытый мега-супер-маркет. Магазинчик и правда хорош - огромные пространства, открытые галереи, чуть ли не фонтаны с пальмами внутре - и по этому поводу практически сразу у меня родилась идея данной статьи. Ибо достаточно очевидно, что в окружающей нас действительности именно подобные "маркеты" и прочие торговые точки являются ХРАМОМ, позволяющим человекам подняться над суетой бренности и осознать собственное величие; именно тут человек - не какое-то там быдло, а всегда прав, и всё такое. Буквально за забором - разбитые дороги и "совковые" сараюшки, а тут - эскалаторы для инвалидов, зеркальные окна и всё такое прочее. Аналогии возникают самые прямые.
Не говорю, что современные магазины это плохо. Наоборот, считаю, что именно появление большого числа доступных магазинов можно зачесть в плюс современной "экономике" - хотя и не безусловный, обо что и статья. Всё остальное "наведение порядка" (типа чистоты в вагонах РЖД или доступности турпутёвок в Тайланд или Египет) откровенно воняет гнильцой недоступности для большинства населения, в отличие от кровавого совка, где если что-то было, то доступное всем, включая студентов, живущим на одну стипендию. Магазины - особенно те же гипермаркеты - доступны также всем, и цены в них зачастую ниже, чем на колхозном рынке. Лепота, да и только.
Магазины это
инфраструктура, и улучшение (увеличение) инфраструктуры улучшает работу всей системы, всего общества. По сути магазины у нас - чуть ли не единственная быстро растущая инфраструктура в стране; дороги (за исключением Москвы и Питера) развиваются мало, энергетика - ну вы поняли; социалка - покажите новые больницы или школы?.. В общем, магазины по сути тянут на себе всю блаародную сущность инфраструктуры. В условиях взрывного роста городов (за счёт высасывания молодёжи из всей остальной страны) уровень жизни населения тотально падает - за счёт увеличения нагрузки на существующую инфраструктуру; и только магазинов становится больше, что создаёт картину улучшения (или хотя бы не-ухудшения) жизни. Там, где при СССР проживало 100 человек, сейчас живёт 150 - при этом больницы/школы/дет-сады/дороги остались в лучшем случае "как тогда", их "производительность труда", мягко скажем, не особо изменилась - то есть на одного человека приходится нынче в 1.5 раза меньше учителей, врачей и прочих соц. работников, нежели при кровавом совке - зато стало в разы больше продавцов. Ну, и на этом спасибо.
И вот теперь потихоньку добираемся до сути статьи - хотя стоит ещё притормозить. Неоднократно заявлял, что основным проводником культуры в современном обществе является... реклама; звучит странновато, если путаться в понятиях. Но ведь культура - это не Стравинский или Вивальди, это наша модель поведения, наши ценности и отношение к жизни - и именно реклама задаёт стандарты поведения современному человеку - в этом сезоне модно играть в теннис и отдыхать на Лазурном Берегу; а в следующем ожидается рост интереса к горным лыжам и Таиланду. Даже человек, который не может себе позволить лыжные покатушки на соседней горке с подъёмником, всё равно измеряет свои желания по рекламе: "все люди как люди, я тоже так хочу" - при тотальном засилии рекламной информации это работает на 146%. Даже ротация клипов или саундтреков в СМИ по сути также является рекламой исполнителей, чтобы народ шёл на концерты и заносил им бабло в кассу. Кто про что, а я всё
про место культуры в нашей жизни.
Теперь подумаем, а для чего же нам нужна реклама? Нетрудно догадаться - она зазывает потребителя как раз в эти самые магазины - не только в супер-гипер-маркеты, но и в любые другие места, где простой советский народ расстаётся с кровно нажитым. То есть реклама служит рычагом, которые двигает массы в сторону магазинов - купи то и это. Обращаю внимание, что в традиционном обществе нет никакой рекламы, кроме рыночных зазывал - люди исходят из собственных потребностей; надо - пошёл, купил или сделал; но с изобретением
общества потребления и
монетаризма произошла подмена понятий и
смыслов. Я здесь не пытаюсь копетанить или там праведно обличать - сейчас покажу, где собака порылась.
Как показал выше, реклама завлекает народ в условные "магазины", где можно предаваться шоппингу и прочим около-культурным развлечениям типа просмотра подросткового кино (а
никакого другого у меня для вас нет), и делать прочие духоподъёмные деяния. Если немного напрячь мозжечок и провести аналогии, то достаточно очевидно, что современные супер-гипер-факен-маркеты являются... храмами современного общества. Как Церковь давала смыслы людям для ковыряния в земле и воспарения духом, как ДК являлись рассадниками кровавой коммунячей культуры, так нынче магазины дают смысл существования современному общечеловеку. Ты крут настолько, насколько можешь позволить себе чего-нибудь купить, и это не я придумал. Условные магазины (сюда также входят рестораны, СПА-салоны и прочая и прочая) приподнимают хомяка над бренностью бытия и показывают ему, ради чего стоит жить.
Можно возразить, что нифига подобного, что сейчас массово строят церкви и монастыри - но достаточно глянуть на Европу, как там безлюдеют церкви; мы к этому придём, если будем продолжать строить нашу отечественную цеЕвропу - а мы её строим, инфа 146%. Жить по-европейски - это как раз так, с центром бытия в условном магазине. Именно "магазины" задают цели рекламе, которая уже ведёт массы туда, куда им (магазинам) нужно - достаточно очевидная аналогия с церковью или идеологией?..
Если представить, что завтра исчезнут все церкви/мечети и священники - представим на минутку - то для современного общества не изменится вообще ничего. Да, для верующих людей это будет сродни обрушению Российской Империи, но для экономики и большинства общества не произойдёт ничего особенного - разве что освободятся земли во вкусных местах. А теперь представим, что изчезнут все магазины... Система современного общества без них существовать не может в принципе, они являются основой экономики и культуры; и это показатель относительной важности Церкви и условных Магазинов в нашей жизни. Скажем, в советском обществе можно было бы заменить магазины какой-нибудь другой системой распределения продукции - советская
торговля была не коммерческой, а распределительной системой; в Российской Империи 80+% населения жило натуральным хозяйством и исчезновение Магазинов также не заметило бы вовсе. А вот для современного общества отказаться от торговли и Магазинов невозможно в принципе - это самый центр и основа мира.
Не призываю немедленно бежать и палить ближайшую "Пятёрочку" - но важно понимать, в каком месте простой народ держат за стадо. Без понимания ключевых опасностей современного общества невозможно построить общество будущего - потому что "просто больше работать" в таких условиях - всё равно что копать себе более глубокую и красивую могилу.
Магазины такие красивые не потому, что они "много и хорошо работают" - а потому, что по сути нонешняя система торговли паразитирует на остальном обществе. Если устранить торговые расходы вовсе, то покупатели будут платить меньше, и при этом производители будут получать больше - но, как показано выше, это физически невозможно в современных реалиях. И никакие замены больших и красивых Магазинов интернет-магазинами также не помогут - всё равно там будут оседать львиные доли прибылей, пока мы не пересмотрим самое отношение к жизни в целом на уровне всего общества.
Не надо бороться с магазинами, надо пересмотреть экономические и культурные основы современного общества, и сместить приоритеты с бездумного потребления на что-то более подходящее для вида Homo Sapiens. Не магазин должен быть основой мироздания, такое моё мнение.