Про ограничения в религии и идеологии

Sep 25, 2015 14:53

Продолжу статью " О религии и идеологии" в разрезе важности ограничений и соблюдении собственных норм. Когда-то давно уже писал статью " Про важность ограничений", но в разрезе прошлой статьи тему надо углУбить и конкретизировать.

Частенько натыкаюсь на мнение не-воцерковлённых людей (я и сам такой), что-де христиане - они такие мракобесы, что-то там молятся себе во тьме, то им нельзя, сё нельзя - натуральное Средневековье, не то что в пресветлом будущем современном мире имени Айфона - всем всё можно! На эту темку как раз и хотелось бы поговорить.

Как я постоянно гутарю, налицо непонимание термина "культура" - именно культура задаёт рамки поведения людей, и она имеет куда большее значение в нашей жизни, чем те песенки и пляски, которые всплывают при слове "культура" в голове у современного хомяка - об это писал в давнем цикле статей " О месте культуры в жизни".

Как-то так получается, что чем больше свободы вседозволенности, тем меньше культуры - зависимость самая что ни на есть прямая, потому что культура - это в первую очередь нормы и ограничения, а уже потом - возможности и воспарения духом.

В этом плане христианство (и другие традиционные религии, вестимо) несут в себе мощнейшее культурное начало - да, на современный лад даже чересчур мощное, и соблюдать все эти нормы могут не только лишь все, мало кто может это сделать. (с) Возможно, кое-какие из этих норм устарели - но большинство из них вполне актуальны и по сей день, хоть в сельской местности, хоть в мегаполисе - суть человечья от места жительства не меняется, инфа 146%.

В качестве примера приведу экспедиционный опыт, подслушанный меньше недели тому в далёком алтайском старообрядческом селе Мульта (хотя и кришнаидов там уже тоже хватает) - многие слышали, что староверы не дают посторонним воды напиться, или выбрасывают посуду после чужаков. Дикий обычай - если подходить к нему с точки зрения "культурки" современного человека, которому всё можно; но у него есть совершенно тривиальное и вполне, если хотите, медицинское обоснование.

У староверов существует разделение посуды на "добрую" (название варьируется) и "мирскую". "Добрая" - для своих, "мирская" - для остальных. Сооцно в местах, где посторонних не бывает, вся посуда (и пища)  - "добрая", поэтому вам могут не дать или выбросить использованную посуду, ибо "обмирщеная" уже не нужна, она "нечистая".

Верующие относятся к этому буквально, но всё становится логично, если перевести это в термины... гигиены или стерильности. Есть "чистая" посуда и еда, и её можно использовать в "чистой" зоне - среди своих, для себя-родни-единоверцев, которым доверяшь - и "нечистая", то есть загрязнённая, которую в чистую зону вносить нельзя (нельзя из неё есть/пить, "обмирщишься" - заразишься в медицинских терминах). "Добрую" и "мирскую" посуду не смешивают, поэтому в случае общения с чужаками потенциальная зараза не проникнет в ваш дом - причём для этого не надо какие-то особые мероприятия выполнять, просто такова культура. Да, это кажется сложным для современного хомяка - но что поделать, у каждого свои привычки, и я не могу назвать подобное поведение мракобесием, скорее даже наоборот - перестраховкой, излишним усложнением; которое становится вполне оправданным, если учесть, что староверы не признают "классическую" медицину. Чем лечиться, лучше уж не болеть вовсе.

Также у них принято поститься. В старинные времена в условиях недоедания это была практически культурная установка (какая разница, когда не есть мяса, если его нет практически никогда) - но в современных условиях пост практически задаёт... диетические нормы и ограничивает потребление пищи, чтобы не обжираться. Да, это сложно; да, многие не блюдут посты, но это опять же, скорее слабость и тщедушность человечка, нежели мракобесие - соблюдай правила и будешь в норме, а нет - сам себе злобный Буратино.

И вот тут переходим от иллюстраций к основной мысли статьи - в христианстве (и прочих традиционных религиях) существует масса вполне формализованных аксиом (выражаясь языком прошлой статьи), морально-нравственно-поведенческих норм, которые необходимо соблюдать, чтобы оставаться в рамках культуры. Жрёшь мясо в пост, носишь шорты или мини-юбку - какой из тебя христианин? Не говоря уж за молитвы. С точки зрения современного безбашенного хомяка связи вроде как и нет - но это если скакать по верхам и не заморачиваться какими-то там смыслами. Схожу раз в месяц в церковь и замолю нафиг все грехи, а то, что курю, бухаю и матерюсь - так это мелочи, я свободный человек, не замай!

В данный момент я не столько обличаю не совсем правоверных христиан, сколько показываю, сколько условностей налагает на человека Вера. Тогда как "продвинутые" идеологии на своих единоверцев ничего подобного не накладывают и даже толком не формулируют, сводя все свои постулаты к экономическим требованиям. Отсюда, на мой взгляд, и такое стремительное разложение идеологических режимов по всему миру - покуда элита и народ удерживаются в узде с помощью идеологического пресса, всё в норме, но стоит дать слабину, как культурный код показывают всю свою слабость - а как же ему не быть слабым, если он даже не сформулирован! - и получите место у Кремлёвской стены.

Тот же "Кодекс строителя коммунизма" был сформулирован лишь в 1961-м, когда сам коммунизм уже потихоньку тронулся под откос стараниями хрущёвских ревизионистов, изменивших направление развития с построения Светлого Будущего на "догоним и перегоним Америку". Если бы он насаждался с таким же упорством, с которым детей учат Заповедям в христианских семьях, и за его нарушения налагали бы епитимью и отлучали бы от партии, не было бы никакой Перестройки и Горбачёва с Ельциным бы повесили прямо во Дворце Сьездов под аплодисменты всего Союза - они там столько "заповедей" нарушили, что гореть им в коммунистическом аду, или ещё глубже. Но нет же, никакого контроля за моральным поведением советских граждан, кроме весьма условного "облико морале", не было - причём сверху донизу.

Современная идеология либерализма (как и тот же коммунизм, кстати) уповает на повсеместное распространение Свободы, как панацеи от всех бед - но при этом подменяется само понятие Свободы, ибо что это такое, никто не задумывается - ни обычный хомяк, ни трансляторы либеральной чуши в СМИ... "Идеологи" либерализма наверняка задумываются, но что они там себе думают, нам неведомо, а последствия - вон они, на табло.

Свобода понимается нонче как отсутствие ограничений и ограничителей - включая морально-нравственные, естессно. Тогда как уже показывал выше, что этим самым отрицается понятие "культура" - и по сути современный хомяк разменивает "свободу" на "культуру" - чем более он свободен, тем менее он культурен и, соответственно, менее похож на человека. Таки да, утверждаю, что человека человеком делает культура - набор знаний и ограничений, наложенных этими самыми знаниями. В частности, труд - это тоже культура, культура труда.

И если мы действительно стремимся построить лучшее будущее (и вообще думаем о будущем, а не закукливаемся в "здесь и сейчас"), то надо разработать и соблюдать общие для всех культурные нормы, а не глумиться над уже существующими системами, особенно если не бельмеса в них не понимать. А уповать на Свободу - это уж больно по-либерастически; к чему это всё придёт, даже и думать особо не надо - выгляни на улицу и вон оно, Царство Свободы. Хотим ли мы и дальше так жить, или надо ситуацию разворачивать в нужную всем советским людям сторону?..

>>> Пояснения по поводу статьи >>>

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up