Несколько отойду от морализаторской
темы за Добро и Зло и поворочусь на привычную около-культурную тему, хоть я, повторяюсь, ближе к ракетчикам. Почему постоянный рост числа
культ-работников и культурных мероприятий не приводит к росту культурного уровня населения?
В очередной раз напомню про первую мысль из своих "
видео-лекций" - в обществе начисто перепутаны понятия "культура" и "искусство"; в общем-то они должны быть взаимосвязаны, но сейчас верхняя часть "культуры" - искусство - занята, как и все, заработком бабла, то есть переродилась в банальное ремесло, навроде торговли или там починки электрики. Всё, как обычно, от смыслов - если целью "культуры" является не просвещение, образование и воспитание населения, а развлечение масс и рубка денег, то искусство перестаёт нести культурную функцию и становится шутовством и инструментом манипуляции общественным настроением.
Наткнулся во френд-ленте на очередное прекрасное -
статью про Пугачёву как признак вырождения советской империи; в целом не могу не согласиться, говорю примерно про то же самое; как только СССР
смыслово перепрошили с построения Светлого Будущего на гонку с Америкой, так сразу понадобились и соответствующие "звёзды", и заместо Бернеса с Утёсовым по сцене заскакали арлекины типа Пугачёвой или Леонтьева. Да, не вся эстрада сразу стала такая, но тут коготок увяз - всей птичке пропасть; не-отрицание Зла приводит к его, Зла, принятию, и пошло-поехало; со "звёздами" отечественной эстрады и "культуры" в одном поле присесть-то стыдно.
Именно поэтому не считаю нарастание количества "культурных мероприятий" в современном мире чем-то положительным, скорее даже наоборот - в подавляющем большинстве своём это акты
информационной агрессии против
обывателя, поскольку с его, обывательской, точки зрения, что Пугачёва, что тот же
погибший недавно ансамбль Александрова - это один хрен пение ртом, и у Пугачёвой зачастую поинтереснее будет. Я уж молчу про "свою" этнографию - попытки
возродить народную культуру разбиваются о непонимание граждан - ведь эстрадные певички и танцовщицы жгут куда как бойчее, а тут то нельзя, сё нельзя - какое-то мракобесие, а не "культура"...
В традиционном обществе культ-работников всегда было мало, из-за низкой производительности труда их просто было не прокормить в большом количестве, и поэтому любое "культурное" представление было событием - хотя за культуру тогда отвечали скорее религиозные институты. В советское время религию задвинули, вместо этого подняли идеологическую работу - в том числе через ту самую культуру, которую приходилось лепить буквально на лету; это нам досталось советское наследство, а у Советов наследие было сплошь буржуазным, и на культурное окормление подходило мало (хотя лучшие произведения классиков были приняты в культурную жизнь в годы самого лютого культурного террора). Разумеется, не обошлось и без перегибов и без отровенного уродства - скажем, современная "русско-народная" культура суть продукт тех времён, когда надо было срочно чем-то заменить буржуазную культуру, и это аукается до сих пор.
Когда мы начинали
проводить свои фестивали, в середине 1980-х, народ на них валил такими толпами, которые сейчас и представить сложно - иногда по несколько концертов в день было, и почти всегда набивался почти полный зал Дома Учёных, самый большой в Академе. Прошли годы, уровень участников с тех пор объективно вырос, их количество и разнообразие также выросло, а вот зритель на подобные мероприятия ходить стал в разы меньше, даже забесплатно,
как в этом году - потому что общее число "культурных" мероприятий в районе выросло на порядок-другой, выросла конкуренция - и в итоге зритель скорее пойдёт на условную Пугачёву задорого, чем на фестиваль забесплатно - потому что там прикольнее и смешнее, и уровень шоу куда выше. А культура ведь совсем не про шоу, но кого это парит.
Одним из своих учителей народной культуры в целом считаю
Дмитрия Покровского, на чьи концерт родители водили меня ещё в дедском возрасте - его концерты больше походили на лекции, чем на представления, и тем не менее всё смотрелось на одном дыхании; во многом с его подачи всегда рассматриваю культ-работников именно как просветителей, а не как шутов. Тем не менее, в конкурентной борьбе за внимание зрителя шуты выигрывают, как клоун неизбежно выигрывает внимание у лектора.
Фото-раритет: Дмитрий Покровский с новосибирскими фольклористами: Вячеславом Асановым, Оксаной Ильиничной Выхристюк и гармонистами Арсением Павловичем Шлюбченко и Геннадием Фёдоровичем (фамилию запамятовал, но вспомню). Середина 1980-х.
И здесь проблема имхо как раз в том, что перепутаны смыслы и определения - "культурную" поляну нонче занимают пассажиры и пельмени, не имеющие к культуре никакого отношения. Да что говорить - целое Министерство Культуры занимается примерно тем же: заработком денег на населении и проведением мероприятий "для галочки", шоб було; вон, недавнее
кино "Викинг" не даст соврать, а также "исторические" сериалы "Стена" и "Софья". Не могу сказать, что Минкульт занят исключительно сотонизмом - те же "
28 панфиловцев" сняты с его помощью, да и культ-работа на местах во многом происходит при его поддержке; но всё, как я и говорил выше - нет понимания, что есть Добро, а что Зло, и поэтому деньги вливаются и туда и сюда; причём, как нетрудно видеть, в основном именно "туда", прямиком во Ад.
Тут, к сожалению, нет хорошего выхода, как и в целом у всей нашей экономики и даже жизни в целом - тут всю систему менять надо. (с) Как НКО начали помечать "иноземными агентами", так и культ-работников пора уже помечать подобными знаками: отметился в роли клоуна, получи сооцное клеймо, и в культурное пространство больше не ходи. Не говорю, что клоунов надо запрещать - но их место в цирке, а в просветительско-культурном пространстве от них один вред. Вот и надо огораживать цирк и доводить до людей, что это именно цирк, и никакого отношения к культуре ЭТО не имеет.
Ситуация, когда любой певец ртом или танцор пятой точкой воспринимается обществом за "культурного человека", а режиссёры и сценаристы класса
Кости Райкина, изрыгающие на простой советский народ продукцию класса кины "Викинг", на полном серьёзе считают себя совестью нации, не-нормальна и ни к чему хорошему не приведёт, кроме как к мировой революции. Хотите опять по-плохому, как говорил в своей
эмоциональной рецензии на "Викинг" Денис Селезнёв из ДНР?.. Чем больше мы будем относиться к культуре как к тупому развлечению стада, тем ближе новый 17-й год.
Не сказать, чтобы я был бы против
Мировой Революции, но это означает, что куча народу умоется кровью, а это не сказать, чтобы было хорошо. Должен же быть у Общества какой-то инстинкт самосохранения уже? Сколько можно называть чёрное белым, а шутов и паяцев - культурными людьми.
Апдейт:
знаменитая питерская "Братина" снова осталась "на улице" и ищет помощи:
Click to view
Вот такие вот особенности отечественной культуры.
>>> Про потребление культуры >>>