Про потребление культуры, ч. 2

Jan 18, 2017 16:41

Продолжаю статью про перепроизводство культуры; заявил тему про потребление, но так до неё и не добрался (бывает :)); навёрстываю. В первой части показал, почему обилие культ-работников не приводит к повышению культурного уровня со стороны культуры, теперь - с обратной стороны. Хотя, в целом, и так должно быть уже понятно, где собака порылась.

Постоянно говорю, что Человечество деградирует практически по всем направлениям - прогресс Айфонов не может заменить деградацию социальных структур и самого Человека, как личности. НТП объявил сам себя самоцелью, а какая-то там биомасса - это кто вообще?.. Нам предлагается потреблять продукцию НТП по всё большей и большей цене, и считать это за Прогресс, хотя прогрессом Общества и Человека это очевидным образом не является - Человечество всё больше превращается в обезьяну с гранатой, с каждым нарощенным мегагерцем и каждым деградировавшим и спившимся человечком. И одна из основных причин этой деградации Человечков - сбитые смыслы в культуре; том самом Сознании, которое определяется Бытием.

Мировой кризис гуляет по планете; я это ощущаю буквально, по количеству собственных командировок - в 2016-м фактически никуда не ездил, хотя несколькими годами ранее буквально дома не появлялся; нет денег в промышленности, несмотря ни на какие "импортозамещения". Однако до сих пор растут торговые комплексы - как будто кому-то не хватало уже настроенных ранее - и всякого рода развлекательные объекты; кинотеатры, кабаки с ресторанами и прочая. Людям необходимо развлекаться, вот эту потребность всячески и пытаются закрыть - от кабаков класса "рыгаловка" до изготовления "киношедевров" типа "Викинг". И некому вопросить " а зачем вы это делаете?" - раз народ просит, то надо исполнять.

Как-то так неожиданно получилось, что любое мероприятие, связанно с музыкой или танцами, рассматривается как "культурное". Даже сугубо развлекательная клоунада, в которой нет ничего плохого, как и в развлечениях в целом; но зачем называть вещи не своими именами? Це ж банальное враньё. Сходить послушать концерт - это мы считаем за культуру. А там нам показывают или арлекинов класса Пугачёвой (точнее, крайне бледного подобия "примадонны" отечественного вырождения), или кривляющихся фигляров из КВНа, либо просто какие-то наигрыши и танцульки. Чему это всё учит и как это развивает публику?.. А без этих вопросов ни о какой культуре речи вести и не надо - культура это возделывание, образование, развитие. А хрю-му в микрофон - это развлечение и выпуск энергии масс в свисток.

По идее чем больше человек приобщается к культуре, тем он больше социализируется, тем больше понимает общие для всех социальные процессы; не говоря уж за саморазвитие. И современная "культура" работает так же - чем больше мы слушаем творения класса "хоп-мусорок" или "в питере пить", тем мы становимся бОльшими и лучшими членами общества, исповедующего ценности класса "хоп-мусорок". Чем больше из динамиков звучит шансона, тем глубже в общество проникает эта, с позволения сказать, культура; тем больше в ней влияние Михаила Круга или Шуфутинского, и, соответственно, меньше влияния Пушкина и Лермонтова - потому что это несколько разные и противоположные пласты культуры.

С классиками вообще всё сложно. Часто вижу ситуации "смотрим в книгу, видим фигу" - современная культура не в состоянии донести до граждан, денно и нощно окучиваемых условным "Владимирским централом", мысли Некрасова и Достоевского, и ей приходится применять "современные прочтения" - сиречь выпускать версии "для тупых". Литература и театр требуют от зрителей умения погружаться в некую виртуальность (да-да, театр - это первая виртуальная реальность), причём чем "навороченнее" произведение, тем больше нужно усилий, чтобы понимать, что вообще происходит - нужно понимать традиции и реалии описываемой "вселенной", то есть описываемого окружения. С точки зрения культуры без кавычек это хорошо - без труда не вытащишь и рыбку из пруда; no pain, no gain. Но если подходить к вопросу с точки зрения извлечения бабла, то, разумеется, все эти входные пороги и усилия зрителей надо уменьшать вплоть до нуля - зрители должны потреблять готовый "контент" без остановки, иначе набегут конкуренты. Нетрудно понять, почему пердильный юмор заруливает любую классику. И культура "цивилизованного" общества начинает напоминать стих о Содоме и Гоморре.

Есть также разновидность современной "культуры", которая всё же подразумевает входные пороги - это так называемая "элитарная культура", которая намеренно создаётся так, чтобы простому гражданину имени шансона было непонятно, что это вообще за хрень. Это опять же культура в кавычках, ибо усилия предлагается прикладывать не для саморазвития, не для той же социализации, а для того, чтобы понять, "что же хотел сказать творец"; причём у каждого ответ может быть свой. Безответственность от культуры, как она есть. Помните, в "о чём говорят мужчины" - "Энди Ворхол, что ж ты вьёшься над моею головой" - это примерно оно.

В итоге получается, что от потребления "культуры" Человечку лучше-то не становится - он не становится умнее, чище, образованнее. Даже доскональное знание творчества "звёздочек" обесценивается через полгода-года - ведь в моду входят всё новые и новые стили и веяния; и толку, что ты наконец понял, о чём говорится в таком-то акте любимой пьесы, нет никакого - это всё равно давно старьё и дно.

Фактически мы имеем дело с полноценной деградацией культуры общества до уровня развлечений, то есть социальной манипуляции для достижения кратковременного состояния счастья. Послушал любимого артиста/посмотрел (кино)картину; и уже через 10 минут забыл, про что была речь, и снова идёшь в родную рыгаловку слушать фоном шансон. Да, культура - это всегда манипуляция сознанием, но манипуляция бывает с разным знаком - и с плюсом, и с минусом. Либерализму с его безудержной " свободой" один хрен, что ломать, что строить, так что для него и то и другое - равнозначные величины; а образовывать-то куда сложнее, чем развлекать. Вот и накручивается спираль бессмысленности - культура зверит и скотинит Общества, и оно требует себе новых и новых развлечений, бессмысленных и беспощадных - а в итоге оно само уже не может справиться с вызовами времени, поскольку ответом на проблемы привыкло считать этот самый симулякр счастья в виде псевдо-культурки. Культура отдыха - это тоже культура, знаете ли.

Вместо того, чтобы решать собственные проблемы, мы замазываем их псевдо-культурой - это какая-то разновидность социального наркотика получается, новый "опиум для народа". Послушал новый альбом "Метелицы" - и отпустило, и уже не так обидно, что зарплаты падают, а цены растут. Я уж не говорю про массовый психоз имени "Щеневмерлы" - это манипуляция культурой целой страны. И мы к тому же придём, если будем продолжать относиться к культуре как к чему-то ерундовому и предназначенному для развлечения биомассы.

Понимаю, что измерять всё в бабле проще и удобнее.Но во все времена культура была делом расходным, а не доходным; цели были совсем в другом. Упадок Общества начинается не с экономики, а с культуры, и восстановление, считаю, тоже должно начинаться отсюда. Ибо иначе спираль деградации не разорвать.

размышления, культура

Previous post Next post
Up