В продолжение вчерашней статьи
про маркетинг и пиар. Попробую показать ущербность интеграции маркетинга во все сферы нашей жизни; вещи, в общем-то, банальные буду объяснять (впрочем, как всегда), но про них почему-то мало кто говорит.
В прошлой статье показал, что маркетинг - это экономическая разновидность
пиара, сиречь безбашенной пропаганды, не взирающей ни на какие морально-этические нормы. Мы уже привыкли, что
"экономика" и мораль несовместимы, о чём я писал в статье про
Выгоду, Добро и Зло. Но ведь
монетаризм одномерен, он не признаёт никаких других ценностей, кроме финансового интереса, и "экономика" проникает во все сферы жизни - культуру, науку, образование, медицину и т.д. И маркетинговые нормы определяют нашу жизнь гораздо сильнее, чем это кажется
обывателю.
Часто говорю, что всё в нашей жизни от смыслов. Эта конструкция, скорее всего, доходит не до всех, но как раз на примере маркетинга её проще всего проиллюстрировать, подменив слово "смысл" аналогом - "цель". Маркетинг - это не просто рекламные буклеты и биллборды в метро; это, извините, главный метод современного хозяйствования. Если в прошлом главное было вырастить бульбу с цыбулей, а продажа была уже делом десятым - товар был универсален, а спрос большой; основное приложение усилий было именно на производство. Теперь же смысл, он же цель, любой деятельности - заработок бабла, и соответственно уже на этапе планирования (даже ещё не производства) мы уже в первую очередь думаем о том, как мы будем это продавать, а производство - дело десятое.
Фактически маркетинг подмял под себя производство. Ещё остались островки дивного старого мира, где производственники держат маркетоидов на коротком поводке, но они сокращаются и дни их сочтены - ведь во всей мировой "экономике" главное не произвести, а продать; и по части продаж "производственники" неизбежно проиграют "продажникам".
Именно отсюда растут ноги у постоянного ухудшения качества товаров на рынке. Там, где идёт технический прогресс, это заметно слабо, лишь придирчивый взгляд заметит, что цена на определённую категорию товаров не падает, хотя, казалось бы, прогресс, оптимизация и всё такое. А вот там, где прогресса особого нет - например, в той же пищевой промышленности - мы наблюдаем повышение цен на товары одновременно с понижением стандартов качества. Та же беда в автопроме - несмотря на весь вой о качестве импортных марок авто, сравнивать "ту фанту и эту" с каждым годом всё сложнее; и практически в любой сфере "экономики" происходит то же самое.
Если призадуматься, говоря о маркетинге, мы подразумеваем не только продажи, но и производство. Маркетинг нельзя просто взять и выкинуть из производства - а для чего оно тогда нужно? Людям-то понятно, что машинки делаются для того, чтобы ездить, а бульба - просто шоб було; но ведь для "экономики"-то
потребление какими-то унтерменшами нафиг не нужно, ей важны исключительно продажи и деньги. В капиталистической экономике невозможно производить товары просто так, для удовлетворения чьих-то там потребностей - а деньги откуда? На что покупать сырьё, как платить зарплату? Деньги первичны, вся остальная
биомасса - вторична. Это в буквальном смысле
идеология и практически религия - "рыночника" мыслить по-другому научить, боюсь, невозможно.
Соответственно, маркетинг интегрирован в любое производство. И невозможно "бороться с маркетингом", находясь в рамкам капиталистической экономики - это получится "пчёлы против мёда". Да, маркетинг есть "плохой" - разрушающий остатки культурных норм, и такой мы тоже видим по федеральным каналам ежедневно; и есть "хороший", интегрирующий социальную рекламу; но, опять же, одной рукой лечим, другой калечим - со смысловой точки зрения это просто эксплуатация ностальгии и сентиментальности:
Click to view
Вроде бы "фосфаты в колбасу", а цель-то какая? Впарить вам продукцию торговой марки, в которой, вполне возможно, обнаружатся не только фосфаты.
Особый цинизм маркетинга - в интеграции рекламы в цену любого продукта. И не рекламировать нельзя, конкуренты сожрут; а любая реклама - это одновременно удорожание продукта и навязывание потребителям ненужного товара. Для тоталитарной "рыночной" экономики это нормально, но для конечного потребителя (простого советского человека) кругом один вред. Невозможно игнорировать маркетинг, находясь в капиталистической экономике: либо уходить в пампасы и жить натуральным хозяйством, к чему современные порядки в РФ всячески толкают крестьянство; либо же смириться, что при оплате любого товара ты платишь за совершенно бесполезный (а сооцно и вредный для тебя) маркетинг.
А если припомнить упомянутую выше особенность маркетинга в виде игнорирования Добра и Зла в угоду Выгоде, то как-то так исподволь мы все и получаемся соучастниками в одном большом сотонизме планетарного масштаба. Бороться с маркетингом нельзя, игнорировать нельзя, а принятие его за норму автоматически подразумевает толерантность к Злу; вообще это понятие становится бессмысленно - Зло это просто не Выгода. Причём буквально за 26 лет "независимости" уже удалось привить это отношение к жизни изрядному количеству населения - в обсуждениях статьи "
О добре, зле и грехе" и
продолжениях всякое о людях просвечивает; а что уж говорить за целевую аудиторию популярных блогеров и СМИ. Люди просто не задумываются о том, что кроме Выгоды есть и какие-то другие ценности, и это также норма, навязанная маркетингом, как образом мышления.
А уже из тотальности маркетинга следует его
тоталитарность - ты не можешь с ним бороться, ведь это означает покушение на самые первоосновы общества и "экономики". Мыслить по-другому - значит быть против. Пока в этой роли выступают маргиналы типа меня, их можно игнорировать; но как только подобная точка зрения выплывает на более высокие уровни, доступные массам, так тут же на них начинают спускать собак и бороться; в этом плане могу припомнить лишь несколько исключений, например,
Костю Сёмина, который до сих пор вхож на федеральные каналы, хотя режет правду-матку вполне системно. А всё остальное информационное пространство загажено апологетами маркетоидного взгляда на жизнь, увы.
Если мы толерантны к тоталитаризму, то нечего удивляться, когда он, тоталитаризм, начинает прорываться и в других отраслях народного хозяйства. Например, сейчас на Западе РФ огульно обвиняют во всех грехах - от подкупа Трампа до Брексита; просто впаривают одно мнение по всем каналам, и не волнует. Ведь это же тоталитаризм, ну и что - мы и так тоталитарны, веруем в примат Выгоды над всем остальным, а кто думает иначе - тот совок и его надо убить.
И если вы думаете, что я преувеличиваю, посмотрите вна
бывш. Украину. Вся цеЕвропа и пресветлые США всесторонне выступают на стороне этой недо-страны, которая ежедневно убивает бывших собственных сограждан - в основном, конечно, мирных; постоянно нарушает свободы слова; указ Порошенки о запрете Контактика и Одноклассников (
приложение) вообще прекрасен. Ещё года три назад большинство "укро"-элиты двух слов на мове связать не могла, а теперь борется с "российской агрессией" до последнего украинца, нарушая при этом основные
права человека тащемта; но это для нормальных людей Человек - это звучит гордо. Для курильщиков "либерал"-монетаристов человеки - это те, которые выгодны лично им; это напрямую следует из
морали переродившегося протестантизма, откуда вырос капитализм, и для которой совершенно нормально тоталитарно объявлять унтерменшами целые континенты.
Ещё раз - для поражённых маркетингом людей, стран и цивилизаций нет понятий Добра и Зла, есть Выгода. Соответственно можно одновременно говорить и о Свободе и о пользе концлагерей, порицать тиранов и тут же затыкать рот недовольным - это всё следствия одного и того же,
одномерности монетаризма и игнорировании всех ценностей, кроме
власти денег.
Вот такие невесёлые мысли про безобидную, казалось бы, рекламу. Подумаешь, пытаются впарить барахло - не покупай, и делов-то. А нифига - стоит принять этот подход за норму, как быстро
приходишь к фашизму. Логика-с.
Альтернатива есть - это
социализм. Только настоящий - просто сменой
флагов и восстановлением памятников тут не отделаться. Надо по-взрослому
убить в себе либерала, начать мыслить другими категориями, и строить любую деятельность (в том числе экономическую) на основе человеческой системы ценностей, а не только на личной Выгоде. А вот это сложно, доказано СССР - своя рубашка оказалась ближе к телу, вот и результаты. Чем дальше от социализма, чем дольше мы живём в сотонинском маркетоидном обществе, тем неизбежнее наступление нового мирового порядка по фамилии фашизм; кое-где он-таки уже. Уж лучше работа над собой, такое моё мнение.
Апдейт: вот вам пример мышления поражённого маркетоидами человечка:
Скрадено у bydloman. Для справки - Павел Дуров - основатель сети Фконтакте.
Смена одного правителя на другого ничего глобально не решает, увы. Лично вам может быть чуть лучше, или чуть хуже - но всё Общество, системно игнорируемое капитализмом, будет продолжать падение.
Апдейт2: может, и не совсем в тему маркетинга, зато в тему фашизма -
что означает любимый "либералами" жест "рука к сердцу" при исполнении гимна.