Рассмотрю одно из ключевых понятий в нашей жизни - справедливость. На схожую тему уже
писал год назад, но так, чтобы разобрать именно само по себе понятие справедливости, руки до сих пор не доходили. А вопрос интересный и весьма существенно влияющий на нашу жизнь; хотя казалось бы, философия - для умников, а простому человеку она не нужна. Тут как в политике - если ею не заниматься, она займётся тобой; и если не задаваться философскими вопросами, то будешь жить и действовать без цели и смысла - точнее, с чужими смыслами в голове.
Недавно упоминал
в статье, что выступал на конференции по культурным вопросам; где поднял вопрос - какова общая объединяющая идея для России вообще, учитывая многообразие культур и народов?.. Прозвучал ответ - Справедливость; кроме неё, больше ничего не придумалось, за вычетом веры в Путина. Фактически так оно и есть; Справедливость была и остаётся одной из основ русского-советского-российского миропонимания. Но при этом мы не задумываемся, что это такое, не формулируем её, не обсуждаем, и не доносим до окружающих, что же мы на самом деле хотим и почему так поступаем. То есть, в общем-то, главная идеологическая составляющая нашего общества сохраняется у нас исключительно в виде рудиментарных представлений, оставшихся от былых эпох.
Идея Справедливости была бы весьма интересна не только для россиян, но и для окрестных народов, потому что в мире видят, что нарастают процессы не-справедливости, и Россия как проводник Справедливости могла бы не только запустить наконец интеграционные процессы на своей исторической территории, но и наконец-то снова выбраться на арену мировых держав уже без всяких оговорок. Но, повторюсь, эта идея всерьёз не рассматривается, не обсуждается, и остаётся на уровне разговоров "за всё хорошее против всего плохого". Потому, что всерьёз в Справедливость никто в отечественной элите не верит, и, более того, она противоречит
культурному базису современности,
либерал-монетаризму.
Одно из определений справедливости по версии
википедии: Справедли́вость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём.
То есть, если вкратце - Справедливость подразумевает соответствие действий и воздаяния за них, а также социальное равенство. Замечу, что здесь нет деления людей на группы, цвета и национальности - справедливость абсолютна. Старик Энштейн говорил, что "всё в мире относительно"; здесь относительность можно придумать только относительно Человечества в целом. Не бывает справедливости для рыжих или для немцев, для художников или велосипедистов - она по определению для всех.
Что характерно, Справедливость не означает "всеобщее счастье"; справедливые решения вполне могут не понравиться вообще никому, но если всех устраивает, то и ладушки. Также Справедливость не подразумевает уравниловки - недаром во первЫх строках постулируется соответствие деяния и воздаяния; лентяй Вася не должен быть во всём уравнен с трудягой Петей. Вообще само по себе понятие крайне сложное и многоуровневое, недаром пишу про пагубность
примитивизации решений - игнорирование любых аспектов бытия запросто приводит к несправедливости.
И как только мы начинаем разбираться в том, что такое справедливость и не-справедливость, как практически моментально приходим к выводу, что это понятие культура современного общества попросту игнорирует, а то и прямо отрицает. Если почитать американских икономиздов, до сих пор являющихся иконами и для отечественного истеблишмента тоже, то там видны такие фразы, как "Я не сторонник справедливости. Я сторонник свободы, а свобода и справедливость - это не одно и то же. Справедливость подразумевает, что некто будет оценивать что справедливо, а что - нет" (
Фридман); или "«эволюция не может быть справедливой». Поскольку любые изменения приводят к выигрышу одних и проигрышу других, требование справедливости равнозначно прекращению развития" (
Хайек). Недаром я постоянно повторяю, что
монетаризм одномерен, и игнорирует любые другие ценности, кроме денег.
Разбор справедливости и не-справедливости неминуемо приводит нас к понятиям
Добра и Зла, а также показывает, что ничего этого в современной культурной парадигме попросту нет; вместо Справедливости, Добра и Зла единственное мерило любой деятельности -
Выгода. Это не голословность и не наветы - попробуйте привести примеров деятельности, направленной на Справедливость в ущерб Выгоде в современном мире. Простые граждане частенько так и поступают, а вот на уровне политиков или экономистов - примерчики в студию. Любые примеры "социальной справедливости" по сути являются подачками населению с ожиданием прогнозируемой отдачи в будущем, то есть по сути всё равно та же самая Выгода. Никто не будет отказываться от Выгоды, даже если очевидно, что планируемые действия плохи и несправедливы - нет таких понятий для господствующей идеологии либерал-монетаризма.
Нас ещё с советских времён
перепрошивают на эту идеологию - вся ботва по разрушению СССР началась с песен о красивой жизни на Западе. Клятые коммуняки говорили, что цеЕвропа так живёт за счёт ограбления остального мира, что
"первый мир" паразитирует на "третьем", и они были правы; но правы в своей культурной парадигме, где Справедливость чего-то стоит. СМИ и руководство страны уже к тому моменту было поражено монетаризмом, и с утра до ночи долбило по мозгам про то, что важнее всего Выгода, а всякие там Справедливости - это для лохов. Вот и результат.
Важно понимать, что разрушение идеологии, содержащей Справедливость в своих основах, как один из краеугольных камней, и замена на одномерное "бабло понад усе", шли сразу по нескольким направлениям. Для наиболее несознательных шло неприкрытое насаждение "западных ценностей" - посмотрите, как вы бедно живёте, не то что Европа с Америкой. То, что капитализм - это и Африка и Азия и Южная Америке, а процветание почему-то только в десятке стран мира, никого в этой парадигме не удивляет, хотя факт паразитизма налицо - если выгоднее грабить, то давайте грабить! Для тех, кто такую мораль не приемлет, сработал другой вариант - показать, что "эта ваша Справедливость на самом деле - Зло", через фальсификацию истории. На прошлое СССР и России в целом навалили кучу соЛЖЕницынщины, причём этот процесс продолжается и сейчас. Буквально сегодня меня призывали... покаяться за убийство Николая 2. Нет, я не против покаяния и даже обещаю больше так не делать, но штааа?.. Из истории дёргаются произвольные факты, произвольно же толкуются, и их используют для борьбы с народом и его культурой - дескать, вот ваша Справедливость, вся в кровище и дерьмище!
Никто и не говорит, что Россия - это воплощённая Справедливость, а всё, что вне - наоборот. Идеальной Справедливости вообще быть не может, такое моё мнение, как минимум до Второго Пришествия или до наступления полного коммунизма. Но к ней надо стремиться, и учитывать её в принятии любых решений - это наша национальная цивилизационная идея, если хотите.
Click to view
Если не очень понятно, что такое Справедливость, то можно пойти "от противного" - уменьшать несправедливость. Если действие несправедливо, то надо его блокировать, даже если оно выгодно. Да, понимаю, Хайек не одобрит, но, может быть, он как-нибудь "перезимует"?.. Если идти по пути цеЕвропы, то мы неизбежно упрёмся в противостояние её со всем окружающим миром - не потому, что мир такой плохой, а из-за несоответствия концепции Выгоды мировой Справедливости. Действие равно противодействию, и если всю дорогу грабить мир, то рано или поздно он соберётся и вдарит в ответ. И лучше в таком случае быть на стороне мира, чем на стороне грабителей, такое моё мнение.
>>> Про абсолютность справедливости >>>