<<< К сводной статье поездки <<< Продолжаю описание поездки с Дальнего Востока. После
заезда в Кочон и эпического местного мостика вернулись в Чикой и оттуда выехали в сторону финальной точки сегодняшнего дня, с. Хасурта, что в 500+ км. отсюда. Обычно ездим по той же дороге,
как и приехали, но в этот раз решили заехать в ещё одно знаковое с разных точек зрения село Урлук, которое в другую сторону; и, чтобы два раза не вставать, дальше двинули по новой для нас дороге, через Кяхту. Про дорогу будет потом, сейчас - про Урлук. Фоточек будет совсем немного, зато будет видео, а также немного расскажу, что почём и зачем.
По дороге Чикой-Урлук-Кяхта; проехали Бурсомон
Дорога, как видно, не хайвей, но и не разбитые ямы; ехать можно под 100 км/ч
Стелла на въезде
Отсюда начали съёмки клипа про село; увы, подвела дымка,
преследующая нас ещё с Читы; плюс низкая облачность и туман не дали толком заснять всё село одним кадром.
Недалеко от клуба
Там же
На выезде в сторону Кяхты, у разрушенных ферм
После короткого
налёта 2011-го года были тут всего второй раз, и тоже бегом-бегом - до темноты надо было добраться до Хасурты, и то в итоге не успели, даже несмотря на "призовой" час разницы во времени между Читой и Улан-Удэ; солнцу-то всё равно. :) Тем не менее, немного "полетали", результат - в конце статьи.
Теперь немного расскажу, зачем мы сюда вообще потащились. Село Урлук -
семейское; это не просто научная классификация, но и самоназвание; в Красночикойском районе есть поселения "сибиряков" (переселенцев из центра России чуть ли не с 17 века), казаков-забайкальцев, и семейских - переселенцев-староверов; причём все довольно чётко себя идентифицируют; хотя за годы Советской власти все уже поперемешались. Специалистам-этнографам и фольклористам семейские известны по самому яркому селу этого суб-этноса -
Большому Куналею; там, где янтарные бусы, расписные крашеные дома и "
Полынь горькая в поле трава"; но это понятие несколько поширше, и Урлук - тоже его часть, только ещё более кондовая.
Это село мне знакомо с дедства, и, в отличие от остальных окрестных сёл, тут максимален контраст между детским и нонешним восприятием села - раньше казалось, что тут совсем-совсем глушь, и село довольно маленькое - как бы не так, село с 500 метров высоты в "рыбий глаз" не помещается;
Академ помещается, а Урлук - нет; и стоит он на трассе между двумя райцентрами - Чикоем и Кяхтой, пусть и на границе между Забайкальским краем и Бурятией, в 15 километрах от монгольской границы.
Просто раньше в основном общались с совсем старыми бабушками, 190*-х годов рождения (уже в 1980-х им было за 80 лет), вот от них и ощущение глуши и кондовости места, а так-то это - большое село, колхоз "Родина" и всё такое. В основном общались с трио бабушек - Настасья, Василиса и Хавронья, а также с более молодым поколением, записанным на широко известной в узких кругах грампластинке "
Песни села Урлук"; но, будучи в 1993-м году в последней моей "детской" (уже студенческой) экспедиции,
пообщались с бабушками, которые в том же селе поют несколько другие песни; а в первой нашей самостоятельной экспедиции
записали ещё и третью традицию в этом же селе; причём даже скорее две в одной - на разных хуторах по разному поют.
Изначально хотел подставить в качестве звукоряда что-нибудь с пластинки, но потом решил, что надо всё-таки и про трио самых старых записанных нами исполнителиц не забывать. Бабушки Анастасия (запевала) и Хавронья, несмотря на преклонный возраст, и
на пластинке записаны, и
к нам в Нск на фестиваль приезжали, а вот верхний голосок этой особой тройки, бабушка Василиса, никуда не выезжала, а без неё песни звучат несколько не так.
Трио старейших исполнительниц с. Урлук. Скан слайда начала 1990-х годов
Слева направо:
- Потапова Василиса Сергеевна 1908-1996 (вывод, верхний голос)
- Андреева Анастасия Михайловна, 21.2.1908 - 25.2.2002 (запев)
- Пыткина Хавронья Ивановна, 17.6.1919 - 9.5.2000 (средний голос)
Именно от них записаны самые цветастые песни этого села ("Сторона моя сторонушка", "Между гор", "Куды едешь" и другие); а вот на пластинку они по разным причинам не попали; не в последнюю очередь из-за отсутствия бабушки Василисы. Поэтому и в ролик про село решил вставить именно запись старейшего трио, хотя и запись та совсем не студийная, в моно и в процессе вспоминания песни.
Также хотелось бы сказать пару слов про манеру исполнения у старейшин. Регулярно встречаю и у любителей и у профи представление, что народная песня - это громко; но, как слышно, старики поют без рёва. И не потому, что голоса слабые - та же бабушка Настя в свои 87 лет сольно "пробивала" тысячный зал Дома Учёных без микрофона; просто, видимо, незачем реветь-то, когда сидишь втроём с подружками.
В общем, итоговый ролик про село Урлук на песню трио из этого села "Кольцо души девицы":
Click to view
Этнографическая запись 1980х годов.
Не всё получилось заснять; но через год (даже уже через 9 месяцев) собираемся сюда снова. Надо было как минимум заснять
домик бабушки Василисы, где обычно собиралась эта тройка; но не помню, где искать. Может, в следующий раз.
>>> Про дорогу Урлук-Кяхта-Хасурта >>> <<< К сводной статье поездки <<<