Посмотрел тут пирацкую копию
фильмы "Движение вверх" (ну не в кинотеатру же на такое идти, чесслово), и по просмотру могу охарактеризовать данное творение
россиянского (см. пояснение) кинопрома одним слово - паразитизм. Понимаю, что фильма многим понравилась, и на это есть причины, но попробую показать, в чём её основная проблема и засада; понятно, что это уже не тренд, но когда узнал, что это, оказытца, самый кассовый фильм в стране, то не могу уже молчать об такое.
Фильм можно условно разделить на две части - предысторию и собстно матч, на котором он паразитирует. Ко второй части претензий у меня меньше, что и неудивительно - я не ракетчик, то есть не баскетболист - но и там есть за что зацепиться; а первая часть - это просто лютый треш и угар. Обычному пост-советскому обывателю, не обладающему системным мышлением и - что более важно - без какой-либо морали (о чём
было две статьи назад), может показаться странным, почему обычный быт россиянских советских спорстменов я обзываю трешем, но, как говорится, в нашем деле нет мелочей.
Фильм снят как будто бы по мотивам знаменитого финального баскетбольного матча 1972-го года на олимпиаде в Мюнхене, о котором даже есть отдельная
статья в википедии. Почему "будто бы", ведь значительная часть показанного (особенно в последней части кина) действительно соответствует действительности - сборная СССР действительно вела в счёте весь матч, пропустила на последних секундах, и затем после нескольких попыток доиграла финальные 3 секунды и довела матч до победы, хотя противник уже пару раз успел отметить успех. Но, как это бывает у "отечественных" "элиток", вся подводка и даже местами фрагменты матча сняты в стиле "творец так видит", так что реальные участники матча и их родственники отзываются о фильме крайне сдержанно, а некоторые и не очень; например, главное действующее лицо,
тренер Кондрашин, настолько расходится со своим экранным прототипом, что его (кинохероя) пришлось переименовать по просьбе родственников в некоего Гаранжина.
Сознаюсь честно, что идея написать собственную реакцию на фильму появилась в ходе просмотра свежего разбора оного "шедевра" от Егора Яковлева и Гоблина:
Click to view
А ещё раньше я уже видел смысловой разбор кина у Ивана Диденко, мнению которого я также доверяю:
Click to view
Историк Яковлев рассмотрел исторические факты, режиссёр Диденко разобрал техническую часть; зачем ещё мне лезть-то? А я попробую посмотреть на фильму с точки зрения морально-мотивационной, как раз последние статьи про это.
Основная проблема фильмы имхо - в том, что фильм про победу советской сборной показали не с точки зрения этой самой сборной, не с точки зрения СССР и всех нас, а с точки зрения... американских холуёв. Пост-советская элита - которую я называю россиянцами и все их творения, сооцно, россиянскими - патологически ненавидит кровавое прошлое, и пытается максимально дистанцироваться от него; но это иногда не получается, когда приходится иметь дело с наследием тупых совков. Поэтому надо показывать события прошлого с точки зрения современного россиянца - как бы повёл себя на месте героев нынешний дурачок в рваных джинсах. Это кино не про советских людей, а какая-то буффонада в костюмах а-ля "Красная жара".
И это не попытка как-то обелить советский строй; это обычное стремление к Правде. Ведь есть же реальные герои, реальные события - зачем их перевирать и ставить с ног на голову? Понимаю, что сюжет фильмы не может быть документальным пересказом событий, что тут нужны какие-то конфликты, дуги характеров и прочая режиссёрско-сценарная галиматься, чтобы пипл хавал - но ведь это можно сделать по-разному. Если нужно показать конфликт в коллективе - зачем-то - то можно же использовать вполне реальный факт смены состава сборной при смене тренера; это будет не очень правдиво, но по крайней мере ахинею можно плести про выдуманных персонажей, а не мазать дерьмом реально существующих людей.
К чему у меня почти нет претензий - к освещению грузин, и особенно к эпизоду в Грузии - хотя тут, опять же, не ракетчик; возможно, настоящие грузины и тут найдут, за что зацепиться; например, те же грузинские песни можно было
показать как-то иначе, чем невнятное мычание в фильме. Это - грузинские песни, заставившие американку болеть за "наших"?.. Пффф. Просто россиянцы не умеют в грузинскую песню. Хоть грязью не измазали, и ладно; в данном случае это просто одна из многих упущенных возможностей.
Но совершенно обратным образом показан литовец Модестас Паулаускас, который в кине зачем-то показан лютым русофобом и по сути предателем, хотя реальный Модестас другой; по его собственным словам, «в
Шакяе в спортшколе я веду несколько групп. А сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам».
Это означает, что в угоду интриге фильмы нарушается один из основополагающих принципов советской морали - интернационализм. Для россиянца нормально ненавидеть "чернож*пых", хохлов, пиндосов, и это в общем-то укладывается в логику россиянства - "я свободная личность, кого хочу, того ненавижу". В сборной СССР открытый националист появиться не мог ни при каких обстоятельствах - потому что он бы представлял не СССР, а что-то принципиально другое. Какие бы пасы он не отдавал.
В аналогичной
мини-рецензии на фильму "Матильда" я уже показывал, что "твАрцам" всё равно, про что снимать - они всё равно снимуть фильм про себя, т.е. про малолетних дебилов. Это - тренд отечественного синематографа в целом, и то, что "Движение..." не вызвало отторжения, определяется именно тем, что мы уже привыкли, что фильм - это примерно вот так. Все бегают, истерят как бабы (это маскулинные спортсмены-то и не менее мачистые их тренеры), и непрерывно думают про бабло. Бабло занимает изрядную часть первой части фильмы, и также появляется в финальном фрагменте, перед титрами.
"ТвАрцы" не могут понять мотивации советских людей, для которых бабло не было верхним идеалом; и это не какая-то бравада, это просто другая система ценностей, т.е. другая мораль. И если вы думаете, что я тут пытаюсь выгородить "совков", то пересмотрите "Матильду" - в ней царь-государь показан таким же малолетним дебилом, думающим пусть не про бабло (в тех реалиях оно вторично), но о личном счастье. А "Викинг", где ровно так же
показан святой равноапостольный князь Владимир? Этим - россиянцам - пофиг, про кого снимать свой треш, они всех покажут в стиле Михалкова - истерящим тупым ничтожеством; потому что они сами такие же. И тут дело не столько в обзывалках, сколько именно в морали - если человек не верует и не хочет верить в какие-то ценности, он будет говорить про них со своей точки зрения, во что верует он. А элита у нас -
либерал-монетаристская, как и в Хохляндии, как и в США.
И поэтому первая половина фильма -
осанна американцам. В победу над ними не верит никто, и любое упоминание о них вплоть до самого финала можно назвать одним словом -
низкопоклонство. Вместо работы в фирменном советском стиле - решаем задачу системно - одни истерики и пученье глаз. Надо было показать силу сборной, и наверняка это можно было бы сделать нормально, через сводки, просмотры матчей NBA и прочими художественными приёмами - нет, как будто было два разных баскетбола - США и все остальные. Почему-то в Легенде-17 это было показано как-то более щядяще, а тут - какое-то позорище. Ну, холуи - они во всём холуи. Как Михалков старательно вылизывал немцам в своей Цытадели (лизать фашистам - это пять), так и тут зачем-то сборная страны проигрывает уличным неграм. А это - на минуточку - плевок не только в "совков", но и во весь европейский баскетбол, ведь только что "совки" выиграли, не напрягаясь, чемпионат Европы. А вот о том, что в Мюнхене-72 играла не сборная NBA, а самая молодая в национальной истории сборная США ("сборная студентов"), фильм почему-то умолчал. Историческая достоверность - нет, не слышали.
И понятно, откуда это всё берётся; когда россиянцы снимают фильмы про СССР (они бы и не снимали, но заказ есть), они смотрят на ситуацию с точки зрения собственной морали - бабло понад усе. А в СССР денег действительно не было, в современном-то понимании;
двух-трёх-контурная экономика, все дела, но кого парят такие детали, если речь за баксы. И нищие "совки", конечно, с треском проигрывают богатеньким американцам практически во всём, и спасаются только чудом. Вот и фильмы россиянские все про чудеса - что у Михалкова, что у Бондарчука, что вот это барахло. Уже все свесили лапки, но кто-то кинул-бросил, кто-то куда-то попал, и аллилуя, все спаслись. Ну что это за ахинея?.. А вот, жрите, лохи, дерьмецо за собственные деньги.
Россиянцы не могут снять про СССР фильм с точки зрения СССР, они всегда снимают кино про себя. Советские фильмы старались хоть как-то придерживаться исторических реалий; и хотя из "Трёх мушкетёров" по идеологическим причинам выпилили слуг, которые тащили на себе значительную часть повествования, стал ли от этого фильм про-советским и анти-французским? В "17 мгновениях весны" нацисты показаны тоже не как карикатурные ироды, а как расчётливый и умный противник, без пропаганды нацизма, но и без откровенной ахинеи. А во всех без исключения россиянских фильмах "совки" показаны тупыми дебилами, и ведут себя как современные московские тинейджеры, причём ещё и скорбные умом - молодёжь сильно разная бывает и сейчас. Это, к слову сказать, американская кино-традиция - показывать всё, от хроники до космических саг, с точки зрения среднего класса американцев. Как говорил гр. Бжезинский, "
Вы разберитесь - это ещё ваша элита или уже наша?" Не могу с ним не согласиться в этом вопросе.
Почему фильм может понравиться - во-первых, он снят так же, как и обычные россиянские фильмы, только декорации другие, так что отторжения у пользователя, погружённого в россиянскую культуру, картина не вызовет. Ну и, конечно, посмотреть, как мы надавали хозяевам по мордасам, всегда приятно - тем более, что это всего лишь на экране, и нам за это ничего не будет. Вот только победа-то была не россиянской, а советской, и победили не несколько игрецов и их переименованный тренер, а весь советский народ - система спорта была принципиально другой, основанной на физкультуре, через которую просеивались "звёздочки", а не элитарно-ориентированная коммерция, как сейчас. Другая экономика, другая мораль, другая мотивация.
Победу одержали "тупые совки", а деньги теперь на этом поднимают какие-то мутные россиянцы, которые при этом на этих же самых "совков" старательно испражняются, причём и по площадям, и точечно - привет киногруппе от тренера Кондрашина, например. Победившие
Человечество в 1991-м году паразиты продолжают поедать его, Человечества, труп, вот и считается нонче нормальным вместо объединительных идей вбрасывать какую-то ахинею, которую мы должны зачем-то хавать, ещё и платить и кланяться. Это в биологии называется
паразитизм.
Как в финальной песне фильма поётся, "мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена".
Click to view
Вот только смысл этой песни в фильме совсем другой, чем в оригинале - если под словом "мы" понимать россиянцев, то вся картина начинает вонять совсеми другими красками. Эти-то конечно, хотят, чтобы все рекорды ассоциировались не с "совком", а со звонкими именами создателей отвратительных картин.
Фильм - банальная попсня. Если вам он нравится, то, возможно, как говаривал тов. Летов,
в ваших ж*пах гниёт морковь. Увы и ах.
>>> Разъяснение про россиянцев, по мотивам >>>