Буквально недавно натолкнулся на термин "диванная философия"; разумеется, негативный. В массах вообще отношение к философии отрицательное - заумь, и всё такое; однако уже неоднократно показывал благотворность
повседневной философии. Скорее всего, дело в дозировке ;) - если погружаться в смыслокопательство полностью, то можно потерять всякую мотивацию к действию; ибо слишком многое в нашей жизни неправильно и несовместимо с логикой и здравым смыслом. С другой стороны, именно философия определяет мотивацию, через формирование определённой
культуры и
морали. Так что в философии перебор, как и недобор, как раз и ведёт к де-мотивации и деградации личности; собстно, я об это тоже часто гутарю: простых ответов у меня нет, всё нужно рассматривать с разных сторон и строго дозировать; а некто Ефремов говорил о том, что нужно идти по
лезвию бритвы, дабы не скатываться в деградацию. Сегодня пойдёт речь о недоборе и переборе философии, что влечёт за собой автоматизм и преждевременное старение; и это практически не шутка.
Речь в статье пойдёт за автоматизм в жизни человека; не путать с автоматизацией, гаджетами и прочей механической анафемой. Назову этим действия, выполняемые на уровне спинного мозга; практически без участия сознания. Таковых в нашей жизни немало; например, человек на первом-втором году жизни осваивает
прямохождение, которое является совсем непростым процессом; например, контора Boston Dynamics потратила миллионы долларов на
создание прямоходящего робота; есть аналогичные разработки и в РФ, по фамилии робот Фёдор:
Click to view
Речь тут совсем не за роботов; они - всего лишь иллюстрация того, что вещи, выполняемые нами автоматически, бессознательно, требуют преизрядных вычислительных мощностей. То есть не так просты, как нам кажется.
Даже когда речь идёт за "естественные" процессы, то там тоже срабатывает автоматизм, выработанный в определённом обществе. Что может быть естественнее, чем процесс пожирания пищи? Но мы же не ведём себя за столом, как скотина; стараемся не чавкать и не рыгать?.. Это всё неумолимо приводит к вопросу, что автоматизм - это и есть...
культура. Мы одеваемся определённым образом, ведём себя определённым образом, не задумываясь, автоматически, потому что так принято. Автоматизм - это своего рода энергосберегающая технология для человечка и для общества в целом; вместо того, чтобы каждый день изобретать велосипед, и разрешать связанные с этим конфликты, можно разработать более-менее оптимальные механизмы, и научить людей им следовать. Подчёркиваю, что автоматизм возникает в ходе обучения; просто мы об это не задумываемся.
И тут уже, надеюсь, заметен подвох и подводные камни процесса автоматизации человечьей жизни (не в "железячном", а в спинно-мозговом смысле). Если идти по пути наименьшего сопротивления, то нужно уменьшать энергопотребление, т.е. автоматизировать всё бОльшее число процессов (опять же в "человечьем" смысле, чтобы не нужно было задумываться, а делать всё "на автомате"). Но это в пределе приведёт нас к... автоматизации человечьей жизни в целом, и превращения личности в биоробота.
Click to view
С середины - нехорошие слова.
Не только лишь все догадываются, что автоматизация - это создание ограничений; через культурную или полицейскую составляющую, в данном случае не так уж важно. Культура - это своего рода "внутренний милиционер", который не даёт нам делать то и сё (что является Злом с точки зрения этой культуры), именно автоматически; но об это было уже
миллион раз.
Но у каждой медали две стороны. Создание энергосберегающей среды, через культуру или полицейский беспредел, по определению ограничивает свободу действий для каждого человечка и Общества в целом. И с какого-то момента эти ограничения начинают работать против этого самого общества и каждого конкретного организЪма. Например, в недавних статьях
поднял тему "безопасного общества"; в условиях, когда не нужно каждодневно бороться за выживание, произошла массовая де-мотивация и Общества, и каждого конкретного человечка; то же самое явление "диванных философов" - продукт этого самого "безопасного общества"; только в нём массы могут лежать и ничего не делать, размышляя о сути бытия. Те же древнегреческие мыслители, размышлявшие о движении планет и квадрате гипотенузы, эксплуатировали труд десятков и сотен рабов; и не могли быть массовым явлением; а теперь каждый может лечь и рассуждать. К тому же античные философы стремились к познанию мира и через это облегчению жизни, а нонешняя квази-философия зачастую представляет из себя просто гимнастику для ума, без каких-либо практических результатов. Хотя осознание необходимости астрономии пришло к людям через сотни и тысячи лет; а для современников это наверняка был такой же бред, как и "диванная философия" сейчас.
Про недостаток культуры писал уже неоднократно; современная "культура" поражена именно этим, заменяя внутренние культурные ограничения полицейским внешним давлением на обывателя; примат закона над здравым смыслом - альфа и омега либерализЪма. Но и избыток культуры также возможен; не путать с искусством, образованием и воспитанием; культура - это повседневные ограничители. Человечек в своих попытках сэкономить и закуклиться в
зоне комфорта незаметно для самого себя обкладывает себя этими самыми ограничителями; что приводит к формированию у него своего рода традиций и ритуалов; по пятницам у нас то, по субботам это. От кого-то слышал мысль, что когда жизнь полностью подчинена традициям, то это признак старости; когда человек теряет силы, он начинает всячески их экономить, и замыкается в коконе проверенных решений, выход за рамки которых чреват потерями и трудозатратами. В итоге становится невозможным какое-либо развитие, и наступает стагнация и деградация; хотя визуально всё выглядит точно так же, как и вчера. А в этом и проблема.
Ограничители человечка и общества вполне способны завести их в деградацию; что мы, например, лицезреем на примере Отечества в последние лет 30 как минимум. При разглагольствованиях о вставании с колен и духоподъёмности достаточно включить телевизор и убедиться, что такого падения нравов Россиюшка не имела даже во времена Смуты. Просто мы привыкли, что скачущие по сцене голозадые клоуны - это как бы несерьёзно, и "всего лишь" развлечение для быдла; но ведь на культуру российского общества влияют как раз они, а не батюшки в церкви, говорящие правильные вещи кучке прихожан. И пока это будут не-пересекающиеся миры - деградирующая аудитория "зомбоящика", и возносящаяся на высшие уровни бытия паства единственно верной церкви - обозвать это иным словом, нежели "деградация", не получится.
Периодически пишу про своё основное хобби -
народную культуру; не путать с русско-народным симулякром имени культпросвета. Если смотреть на неё изнутри, то всё хорошо и замечательно; одухотворённые люди, здравомыслящая и трезвая молодёжь, многодетные семьи (4-5 детей не редкость); всячески рекомендую. Но есть одно "но" - это своего рода
сектантство, пусть и в хорошем смысле; замыкание в некоей зоне комфорта, и игнорирование окружающего бедлама. Массовым это движение не станет никогда, без глобального апокалипсиса - для народной культуры этого типа нужна деревня и соответствующий сельскохозяйственный образ жизни; а мегаполисы с заводами и институтами ей лишь вредят. Да, народную культуру надо возвращать в нашу жизнь, дабы
вернуть субъектность простому трудовому народу; сиречь повернуть вспять процесс расчеловечивания обывателя; но этот процесс должен идти в сторону развития, а не консервации и мумификации дореволюционностей. И для осознания этого нужно кое-что помимо профильного образования и
исторических реконструкций.
Казалось бы, намешал всего - и биороботов, и народную культуру... Говорю же, простых решений у меня для вас нет, и нужно идти по лезвию бритвы, чтобы развиваться, а не деградировать. Нехватка культуры - это плохо, поэтому сейчас неравнодушные люди и бегут от телевизонного армагеддеца в сторону любой культуры - что народной, что "кришна харе", что Слава КПСС. Но и находясь в рамках определённой культуры, нельзя зацикливаться в ней и ограничиваться соблюдением условных заповедей - это лишь обязательная программа, а про
произвольную кто думать будет?.. Находясь в рамках неких ограничений, начинаешь их выполнять автоматически, бессознательно - и это хорошо, пока ты осознаёшь, что это такое. Главное - не подменить автоматическими действиями всю жизнь.
А что у нас может помочь против всепоглощающего автоматизма? Да
критическое мышление жеж. Применение его к основополагающим жизненным процессам и есть философия. Не-критическое мышление - первый признак
религиозного подхода к познанию мира; когда важнее верить и следовать канонам, нежели понимать, как что работает. А критическое - признак научного подхода. Опять же, во всём нужна мера; замена реальности постоянным смыслокопательством также вредна. Например, учёный действует вне морали; для него нет запретных тем, иначе это уже не наука получится; но если обыватель начнёт действовать так же, то либо ему, либо обществу придёт конец; мораль - это общественная ТБ. Ты должен осознавать, что творишь, даже когда лежишь на диване и выковыриваешь смыслы из носа.
Поэтому периодическое обращение к повседневной философии имхо не менее необходимо, чем соблюдение моральных норм и прочие автоматические действия. Мало уметь ходить; надо ещё понимать, куда и зачем. Иначе превратишься в блуждающего биоробота.