Ещё немного мыслей
по мотивам фестиваля "ВотЭтно", хотя эта тема к нему относится постольку поскольку.
Как-то шёл от фестивальной сцены к штабу, и по пути встретил мужчину, примерно моих лет, как оказалось, земляка. Он был на нашем
мастер-классе в этот день, и признался, что на одной песне просто расплакался. При том, что вида был далеко не ботанического, да и вещества никакие не принимал; по виду типичный сибиряк. Тут, имхо, речь идёт про подсознательное воздействие музыки.
"Высокая" музыка, как правило, аппелирует к высшим чувствам - здесь можно привести в пример классическую музыку. А вот народная музыка действует на уровне подсознания, пробуждает чуть ли не генетическую память.
Онотоле бы не одобрил такую терминологию, но ведь так оно и есть.
Поэтому и эффекты у этих разновидностей музыки в общем-то разные. Классика (и не только она, вестимо) просветляет человека, но до этой музыки надо ещё дорасти - надо, чтобы было на что воздействовать. К сожалению, общемировые процессы, и не только в музыке, идут к упрощению, в том числе - к упрощению человека в целом. Поэтому такая музыка, если не обратить процессы дебилизации общества, обречена на сокращение аудитории.
Народная же музыка действует на совершенно любого человека, независимо от возраста и состояния мозга. Несмотря на слегка негативное отношение к ней, очень многих людей начинает переть и плющить, когда они сталкиваются с живой традиционной музыкой. Именно потому, что она воздействует на какие-то подкорочные процессы в мозгу. До классики надо дорасти - а народная музыка сама растит людей, входной порог у неё почти отсутствует.
Как уже многократно писал, разделяю музыку на сценическую и не-сценическую, народную. К сценической относится практически вся современная музыка, а к не-сценической - традиционная музыка, и, пожалуй, барды. Бардовская культура также не ориентирована на сцену, но она, в отличие от традиционной - музыка сознательная; ей тоже нужна какая-то база. В советское время эта база была, и был настоящий взрыв КСП, а теперь всё сильно сдулось, под воздействием поп-культуры.
Поп-культура, на мой взгляд, также является подсознательной, как и традиционная культура - этим и обуславливается её популярность. Но при этом она является не массовой, а сценической (то есть элитарной по сути). Сейчас она фактически используется для зомбирования населения - так как её хавает и стар и млад, и будет хавать независимо от её качества (см. подсознательность), то грамотно встроенные посылы запросто можно использовать в своих целях. И в этом главная её опасность. Поп-культура сейчас перебарывает народную музыку, потому что вытащил колонки - и перебьёшь звучание хоть десятка народных ансамблей. Ну и деньги там совсем другие, и это - главное.
Понятно, что одним и тем же топором можно и дома строить, а можно и старушек рубить; инструмент не виноват, виноват исполнитель. Поэтому исполнителям надо быть аккуратными в работе с материалом, дабы не уподобиться всяческим "руки вверх" и прочим представителям зомбо-ящика. Поэтому наш кружок фестивального снобизма так болезненно реагировал, когда на "ВотЭтно" группы уходили от высокой музыки в тумц-тумц - по сути это смена жанра, и не в лучшую сторону. Вообще этно-музыка занимает достаточно узкую нишу посерединке между многими музыкальными жанрами, и её надо бы чувствовать. Я сам, конечно, не большой спец по этно, но когда музыка переходит в попс или в рэп, и чуть не в дабстеп, то это ж видно сразу.
Народная музыка тоже может быть опасной - не зря разнообразные сектанты её используют для проведения своих идей в неподготовленные головы. Поэтому у настоящего фольклориста или этно-музыканта должна быть этнографическая
база; сейчас, в эпоху интернета, её можно взять, не сходя с дивана; всё должно быть подтверждено ссылками или литературой. А вот сектанты особо не заморачиваются - это просто так и всё, просто верьте. Но это - уже другая тема.
>>> Про коллективы фестиваля - Pragnavit и Дэвид+Ортал >>>