Частенько слышу обвинения в свой адрес, и в адрес коллег, в том, что мы амбициозны и вообще снобы, типа всё время прикапываемся к деталям и нет бы чтобы мыслить позитивно. Постараюсь тут изложить своё видение, почему оно так, как есть.
Как я уже писал, настоящий фольклорист
не должен быть амбициозен. Когда человек начинает ставить собственные амбиции выше музыки, которую исполняет - даже в узком кругу - он начинает катиться в направлении масс-культуры, которая с фольклором практически перпендикулярна.
Немного объяснений, почему иногда наши высказывания пованивают снобизмом -
тут.
Одна знакомая, исполняющая песни в этно-стиле, хотя имеет и неплохой фольклорный багаж, как-то в сердцах мне выпалила, что нам бы пообсуждать, где какая бабка завывала, а крутизны и вообще творчества мы не замечаем. Ну да, примерно так оно и есть. Почти.
В отличие от стандартного современного музыканта, фольклорист не может быть расслаблен. Он не может улыбаться Солнцу и творить так, как ему вздумается. Точнее, может - в своём собственному кругу, с друзьями и родственниками; почему нет? В повседневной жизни такая музыка - вполне себе оттяг. Но. Когда речь идёт о популяризации, то тут уже речь идёт совсем на другом языке. Здесь "народный" музыкант находится фактически на вражеской территории - на территории масс-культа, который всё перемалывает на свой лад, ещё и приговаривает - "так и надо, только так и надо, сопротивляться бесполезно, русский Иван, виходи сдаватса".
Многие не разделяют такой "военный" уклад - я пишу свои собственные мысли. Лично мне такой подход вполне помогает разделять "наших" и "не наших", отделять подлинное от наносного, и так далее. Безусловно, я не считаю сценические коллективы своими врагами - но к делу, которое они зачастую пропагандируют, отношусь негативно, о чём не забываю намекать. За что и получаю упрёки в снобизме - хотя по сравнению со многими я не такой уж и сноб, просто я говорю что думаю, а другие - нет.
Как уже писал в приведённой выше
статье про аккуратность, фольклористы должны быть аккуратны в деталях, чтобы не вытаптывать и без того слабые ростки подлинно народной культуры. Это современному музыканту можно творить как угодно и что угодно - правда, выходит зачастую не ахти - а фольклористу надо держаться корней, иначе ты пропагандируешь не народную культуру, а что-то другое. По тебе люди делают выводы о русской культуре. Парадокс, но большинство русских сталкивается с настоящими русскими песнями именно на фольклорных концертах, в зрелом возрасте, а до того самой русской песней считали "Катюшу" или "Ой мороз, мороз".
Почему "Катюша" или "Мороз" не являются традиционными песнями? Да потому, что они авторские, и распространялись не устно, от поколения поколения, а через радио и пластинки. Ничего не имею против ни той ни другой, но если считать их русскими народными, то завтра придётся признавать таковыми творчество Цоя, Димы Билана и "Камон эн Дэнс" бурановских бабушек. Хотя, думаю, песни военных лет прошли испытание временем, и вполне можно их называть народными, но - советскими народными песнями. Они такие же русские, как и украинские и белорусские, и грузинские, и даже узбекские.
К костюму тоже у многих разное отношение. Некоторые фольклористы умудряются выходить на сцену без головного убора (что у замужних женщин считалось большим грехом), в джинсах и чуть ли не в кроссовках. Это - тоже к вопросу про аккуратность. Никто не просит исполнять воронежские песни обязательно в воронежских костюмах, но если ты представляешь народный костюм - то представляй его правильно. Скажем, привычные по учебникам истории лапти в среде сибирских староверов не носились, и поэтому одевать их с сибирским костюмом - не
комильфо, хотя, казалось бы, вполне народная обувь.
При этом в своей среде - в семье, на репетиции, на сходках единомышленников - делай что угодно. Если все "в теме", то какие проблемы-то? Но у многих людей, особенно давно находящихся в этой среде, напрочь перепутана семья с работой, а сцена - с личной жизнью. Далеким от "культуры" людям это слышать, наверное, странно, но тем не менее - если это работа, чуть ли не каждодневная; да если даже и не работа, а просто постоянное хобби, то в общем-то всё смешивается в кучу, и начинаешь вести себя на сцене почти как в семейном кругу. Вот и начинается дрейф в сторону не-аккуратности; кому-то хватает такта и здоровья держать марку, а кому-то нет.
Кого-то начинает заносить в сторону "народничества" - в сторону
культпросвета, о чём уже писал ранее. Это - тоже очень опасная тенденция, и она, к сожалению, характерна для очень многих исполнителей подлинно народной песни, которым приходится много выступать. Когда концертов становится много, то главным уже становится не донесение песни и традиции до масс, а "как бы прокачать зал", тут уже идут в ход гармошки и проверенные временем хиты типа "Не для меня" или там "Чёрный ворон"; а там уже и до рэпа недалеко.
Вот собственно на фоне таких вот деталей и начинаются взаимные упрёки - вы не так это делаете, а вы не так - то. В итоге коллективы, начинавшие одно и то же дело в одно и то же время, зачастую через некоторое время перелаиваются до состояния "в одном поле не присяду". Целые идеологические войны начинаются, хотя дело делается одно, и дьявол кроется в небольших деталях - а поди ж ты. Понятное дело, что причина таких войн - во взаимной критике и указаниях на неточности и неаккуратность (кто из нас без греха?) - в отличие от современной культуры, тут деталей на порядок больше, тут не только в нотки попадать, но и костюм носить правильно надо, и держаться соответственно, и говор важен - в общем, мильён аспектов. И все важны.
Не говорю, что фольклористы обязаны выходить в рубищах и завывать что-нибудь помрачнее; взять тот же
ансамбль Покровского - они первые лет несколько выступали вовсе в пиджачках, и ничего. И в общем-то в небольшом кулуарном кругу считаю народный костюм зачастую излишним - если его ношение не является для исполнителей естественным, бывает и такое. Костюм отделяет зрителей от исполнителей - вот, смотрите, какие мы, а какие вы. А на самом деле разницы-то и нет, мы - это такие же вы, по сути-то. Просто сейчас мейнстрим такой, хвастаться друг перед другом костюмами; была бы моя воля, я бы в джинсах и вассерманке выступал. А лучше бы и вообще не выступал, конечно, не сценическое это творчество. Но это уже оффтоп получился.
Проще всего тем фольклористам, которые вообще не лезут на сцену, а предпочитают собираться на вечорки и посиделки среди своих. Там, как правило, никаких ругачек не происходит, никто друг друга не гнобит и не снобствует. Такие люди есть, и их довольно много - у нас в Новосибе есть сразу несколько точек, где фольклористы собираются и
тусуются на вечорках, просто так, для себя. Вообще, конечно, это в некотором роде
копетанство, но там, где нет амбиций, а есть обычное общение, и конфликтов в общем-то меньше на порядок.
А вот за пределами относительно узкого (пока, но это "пока" как-то не шибко расширяется за прошедшие десятилетия) круга, некая здравая доля снобизма и критиканства должна присутствовать. "Что такое хорошо, а что такое плохо" надо уметь различать. К сожалению, нам на головы уже лет 20+ льют какой-то странный буддистский подход к жизни - что типа нет ничего плохого в том, что не преследуется уголовным кодексом; ну и что, что снимаются
фильмы про плохих русских и хороших фашистов, это просто автор так видит; ничего, что поются песни про хороших уголовников и плохих "ментов", это типо наше, русское. Поэтому попытки назвать чёрное чёрным, белое белым, мерзость мерзостью вызывает у многих даже вполне вменяемых (пока) людей некоторое недоумение - чего это вы привязались к аффтару, он же просто так, поколбаситься на народной крови и за ваши деньги решил.
Можно, конечно, включить пофигизм и "вау"-режим и всем казаться хорошим и своим парнем. Только как бы не потерять что-то главное в этой буддистско-растаманской виртуальности. Потому фольклористы и шипят по углам на всё, что не соответствует традициям - не со зла, работа у них такая - Родину защищать традицию блюсти.