Продолжаю тему
современной российской культуры; в прошлый раз немного
разобрал проблемки само-осознания культ-работников, в этот раз несколько больше внимания уделю упомянутой в обеих статьях проблеме борьбы со Злом; а точнее, её отсутствии. Которое не позволяет говорить о какой-либо культуре вообще.
Сперва - небольшое лирическое отступление. Часто предваряю свои статьи предупреждениями, что "будет обидно"; это не потому, что я собираюсь на всех наезжать и хамить, просто данная статья предназначается для поисков неудобной Истины. Современник, запаренный пропагандой "общечеловеческой" культурки, уже привык ставить во главу угла
Мнение, а не какую-то-там Истину. Именно она, эта культурка, разрушает
научный подход и мировоззрение, формируя взамен даже не религиозный, а какой-то абсурдный
псевдо-либеральный взгляд на жизнь, где нет Добра и Зла (в отличие от чисто религиозного подхода), а также в одном предложении может содержаться противоречивые высказывания, типа "я ненавижу расизм и негров". Когда я показываю вещи в их истинном виде (хотя бы в первом приближении), то это зачастую идёт против Мнения, сформированного пропагандой, что, разумеется, немного обидно. Поэтому и понимаю, что популярности пропагандистов мне не достичь; люди любят, чтобы их хвалили, и виноваты во всём были всегда кто-то "они"; как там говорят укро-президенты, "вы потрясающие"?.. Им неважно, что это брехня; а мне важно. Поэтому уж извините, если и в этот раз пострадают чьи-то нежные чувства.
Из вышеприведённого параметра может показаться, что аффтар зовёт на борьбу с общечеловеческой культуркой; и да и нет. В моих примерах именно она обычно выступает в качестве предмета критики, но проблема не просто в абстрактной "общечеловечности", а в присущей данной культурке
толерантности ко Злу. И именно в этом месте имхо кроется ахиллесова пята нео-российской культуры, возникшей на обломках культуры советской - у той были понятия Добра и Зла, и этим она могла противостоять "общечеловекам"; но как только мы выработали в себе эту самую толерастию, как сами стали "общечеловеками", хотя кое-кто изо всех сил пытается выставить себя наследником былинных предков.
O'rly?
Сейчас кому-то обратно может показаться, что кое-кто ушёл в общие слова и бла-бла-бла; но давайте всё-таки подумаем не о том, что нам нравится и не нравится, а о том, что для нас действительно важно, и с чем мы готовы всерьёз бороться. Как уже тыщу раз
повторял, в т.ч. в данном цикле, культура - это не песни и не арфы с Мариинским театром, а нормы, ограничения и шаблоны поведения в обществе. В головах и обывателя, и уже и культ-работника понятие "культура" заменилось понятием "искусство", и это ЖЖЖ неспроста; в искусстве у нас ещё осталось что-то, чем мы можем гордиться - в основном всё те же предки, Шостакович, Мусоргский да Толстой с Сашей Пушкиным; а вот по части культуры уже аллес капут.
Дабы не перегружать мозги листателя, сделаю ещё одно отступление по теме; под "культурой" изрядная часть поздне-советских образованцев, наша самопровозглашённая "элитка", зачастую понимает соблюдение неких ритуалов - в речи и письме. В интернете такой подход называется "
граммар-наци", и я к нему всегда относился отрицательно; именно поэтому намеренно пишу с применением просторечий. Даже отдельных статей на эту тему у меня вроде бы нет; но вот, недавно с подачи коллег по опасному бизнесу нашёл ролики
Микитко, сын Алексеев - рекомендую к просмотру прямо все подряд:
Click to view
В грубой форме, но кратко...
Click to view
...и аргументированно, но длинно и витиевато. Там таких разборов ещё предостаточно.
...опять же, может показаться, что тут я противоречу сам себе - граммар-наци героически борются со Злом в виде ошибок и опечаток, и я (с точки зрения обывателя) должен быть на стороне нациков, а не на стороне лингво-толерантного гражданина; но то-то и оно, что Зло должно быть настоящим, а не надуманным. Само по себе объявление Злом Януковича, Бацьки или велосипедистов не делает вас высококультурным; нужно, чтобы это действительно было Злом для общества. Даже засорение языка англицизмами - не всегда Зло, потому что более-менее понятно, про что речь (при знании наглийского); а уж если вас понимают (одеть/надеть, звОнит/звонИт), то и вовсе граммар-нацизм превращается в борьбу с ветряными мельницами, тоись в абсурд.
Ворочаясь к нашим баранам; граждане культ-работники (особенно те, кто рассматривают свою профессию не как тупое ремесло для заработка) нацелены на нанесение людям Добра; веселим, трогаем эмоции, ностальжи и всякое такое. Это, безусловно, тоже часть культуры; то, что человек слушает или смотрит, может многое сказать о его культурном уровне. Хотя может и не сказать, тоже бывает. Искусство задаёт некий фон, который подталкивает человека к определённому поведению; но это ничего не гарантирует. Среди любителей радио "Шансон" лично знаю молодых мамашек, положительных со всех сторон; в то же время многие
диктаторы различного толка уважали, например, классическую музыку. Так что ярлыки ляпать, как вышеупомянутые граммар-наци, всё же ни к чему.
Говоря А, говори и Б; и призывая к чему-то доброму и светлому, надо отвергать что-то тёмное и злое. Иначе получается упомянутая выше толерастия - и нашим, и вашим за копейку спляшем. А вот это уже далеко не так очевидно; ведь "культура" - это что-то возвышенное, а борются нехай специально обученные органы.
Click to view
Чисто не наши проблемы - жизненная позиция не только "блогеров", но и большинства культур-шмультур-работников (с 6:50)
То есть мы за всё хорошее, и даже не против всего плохого; это даже инфантилизмом не назвать, тут нужны выражения покрепче. К сожалению, это - пусть и не в таком агрессивном виде - типичная позиция культ-работника современности, даже не ремесленника. Тут вижу, тут не вижу.
Именно из-за этого подхода я и упомянул в прошлый раз, что современный культ-работник == шут на зарплате, вне зависимости от пафосности внешнего вида. Потому что его основная и единственная функция - развлечение толпы (плебса или элитки - без разницы). Задумываться о других функциях культуры - чисто не наши проблемы.
Не обязательно уходить в классовую борьбу или политику, к чему призывает на видео Сёмин; но кроме развлечения, надо нести разумное-доброе-вечное, и при этом, разумеется, противостоять неразумному-злому-сиюминутному. Если уж мы - проводники культуры, то мы должны понимать, в чём она заключается, и действовать соответственно. Но мы понимаем, например, традиции предков, и в тот же момент идём ручкаться со знаменитостями, скачущими по сцене с голым задом, на что те же предки ответили бы нехорошими словами, а то и делами; так вам важны традиции предков или сиюминутная выгода?
Или крестик, или трусы.
К сожалению, не первое десятилетие (формально - с 1991-го, но реально - много раньше, о чём писал в статье о
перепрошивках сознания) мы движемся в сторону "общечеловеческой" морали, где нет
Добра и Зла, есть Выгода. И если нам помогают дела славных предков, как в День Победы или там во время концерта традиционной песни - то они молодцы; а когда они нам мешают - то можно завесить Мавзолей, или запрятать традиции куда подальше и выступать в режиме "я творю как дебил". Ведь это же противоречие, спросит внимательный листатель; да, оно самое, которое вообще никак не смущает носителей псевдо-либеральной идеологии. Так что большой вопрос, какую мы с вами культуру несём в массы; точнее, это у вас вопрос, а у меня уже давно никаких иллюзий
нема.
Потому-то и не видят в современной России альтернативы загнивающему Западу, потому что мы такие же. Наши плюсы выражаются в
недоразвитости отечественной экономики и культуры по сравнению с "цивилизованными" - у нас пока ещё сильны традиционные ценности, но это, как говорится, не благодаря, а вопреки. Чем дальше в лес, тем границы всё призрачнее; посмотрите на молодёжь, а ещё лучше - на детей, что им интересно или не очень. Дальше -
демография всё заборет. Стараниями декоммунизаторов культурное пространство русского языка
сократилось, местами в разы; и даже если мы с завтрашнего дня начнём нести настоящую культуру в массы, в мире этого просто не заметят. Хотя последнее под вопросом; как ещё будем себя вести. Если так, как сейчас - то все наши завывания останутся в сокровищнице мировой культуры рядом с обрядами племени мумба-юмба. Потому что искусство без контекста не равно культура, увы.
>>> Продолжение, про либерализЪм >>>