Продолжаю статьи
о необходимости сомнений; в этот раз они не выстроены в какой-то единый цикл, каждая немного про своё. В этот раз хотелось бы снова поднять вопрос соучастия обывателя в происходящем вокруг бардаке, переходящем в сотонизм, причём я практически не преувеличиваю. Обычно в моих статьях можно встретить словосочетание "наивно обличать обывателя в том, что..."; а в этот раз будет, увы, наоборот. Постоянным листателям бложика вряд ли что новое скажу, но залётные могут получить дозу облучения.
Постоянно в своих статьях намекаю на то, что мы все живём в условиях господства
либерально-монетаристской идеологии, которая на словах постулирует примат Свободы, а на деле стремится к максимизации денежного обращения. Культурой этого общества пропитано буквально всё вокруг, и надо иметь весьма чёткую жизненную позицию, чтобы иметь какую-то другую культуру, отличную от
культуры общества потребления. Упоминаемые мной регулярно (православные) фундаменталисты - пример такой культуры; их достаточно много, и у меня к ним ровно один вопрос - почему вы не видите, что окружающий вас мир сошёл с ума и не боретесь с ним? У староверов, к которым
регулярно наезжаем, хотя бы есть понимание, что в мир уже пришёл Антихрист, а у остальных-то нет; нам разрешают молиться и строить храмы, значит, всё хорошо.
Бороться с миром можно не только методами ИГИЛ и Талибана; регулярно намекаю, что до возникновения
революционной ситуации выбегать на улицы не нужно; но можно хотя бы отрицать культурные нормы и бороться с происходящим культурными методами?.. Не в смысле "пардон, месье", а на уровне норм и ценностей?.. Вы не видите, как на сограждан (да, поражённых скверной монетаризма) "творцы" выливают тонны помоев с экранов кинотеатров и телевизиров; да банальная реклама - это фактически проповедь Золотого Тельца. Тётке без платка в церковь - незя, а ежечасные призывы к
гедонизму, нарушению поста и прочая и прочая - можно? Не есть ли это признак сектантства?
На самом деле, аналогичные вопросы можно задавать и не только к православной публике. Например, в последнее время практически перестал смотреть Гоблина; на его канале всё ещё появляются приличные люди, но сам ДимЮрич имхо изрядно скатился, фактически популяризуя примитивную уголовную культуру. Понятно, что, он,
как Мао, сделал больше хорошего, чем плохого, но всё же границы Добра и Зла надо бы уже увидеть.
Про Добро и Зло, разумеется, я упомянул не зря; они определяют нашу культуру (и наоборот), и хорошо бы понимать, что это такое. Обыватель такие рассуждения обычно не любит, и не зря; разговоры о Добре и Зле обычно являются морализаторством, ибо они давно
заменены Выгодой, в той самой идеологии либерал-монетаризма. Начинается всё с
толерантности ко Злу, а потом хоба-на, и Добра тоже нет, кушай-кушай-кушай-кушай. Но они должны быть, чтобы мы все понимали, куда двигаться, какие дела хороши и имеют смысл, а какие вредны. Ибо иначе любые телодвижения по определению превращаются в бессмыслицу.
Современник Добро и Зло сформулировать обычно не может (за вычетом вышеупомянутых фундаменталистов, и то не всегда); это приводит к персонализации этих понятий. Например, вна сейчас проблемы у
партии Шария; я симпатизирую этому движению, как одному из адекватных на оккупированной территории; и вижу, что основная его проблема - в не-сформулированной Идее партии. По сути её Идея сводится к фигуре Толика Шария; хотя они постулируют честность и непредвзятость, это все говорят, и судя по многим инцидентам, они часто скатываются в "мочилово" тех, кто задел Толика или партию, то есть фактически Добро и Зло для них сводятся всё-таки к персонам Шариёв. Что неизбежно приводит к конфликтам - не с Идеей, а с персонами; попытки раскрутить какие-то другие персоналии, кроме собстно Шариёв, постоянно приводят к фейлам - бывший лидер партии Тоня Белоглазова
слилась, "икона партии" Никита Роженко
слился. Принципиальности Анатолия можно позавидовать; он не цепляется за "раскрученные бренды", но как так получается, что ближайшее окружение и многим знакомые люди раз за разом оказываются перебежчиками? Это всё от полу-феодальной морали, основанной на персональном
оммаже.
И тут у меня плохие новости для
квасных патриотов - современный российский патриотизм во многом основан на той же
персонализации Идеи. Хорошо, что современная Россия встала с колен (хотя бы частично) и противопоставляет себя коллективному Западу; это признак пробуждения самосознания. Ещё лет 10 назад
небрежение ко всему русскому было нормой; теперь уже немного ситуация поменялась, но, увы, пока что лишь виртуально, в сознании людей. Подлинного разворота к русской культуре как не было, так и нет; пройдя по Абрикосовой и свернув на Виноградную, вы увидите на своём пути больше
басурманских названий, чем кириллических букв. В практической сфере почти ничего не изменилось; мы всё так же потребляем импортные технологии, и весь наш патриотизм сводится к флагу, гимну и фигуре президента. Даже если он сам предельно чист и свят (хотя это очевидно
не так), как минимум его окружают бояре, которые могут точно так же слиться сами и слить всех нас, как в случае с ППШ.
Без какой-то ясной и проверяемой Идеи наша Вера в пресветлого Царя будет являться ничем иным, как... средневековым мракобесием. Не зря я в прошлых статьях упоминаю о научном и религиозном методе; для думающего человека совершенно нормально сомневаться и перепроверять; и если наши слова не будут расходиться с делами, то сомнения нам будут не помеха. А вот если для вас сомнения == повод обличать сомневающихся в предательстве и ереси, то у меня для вас плохие новости.
Либерал-монетаристская идеология - более свежая, чем средневековые нормы, и для них вот это вот всё - мракобесие. Что не делает её менее бесчеловечной. Потому что для неё все ценности сводятся к (американскому) баблу, и никакие оммажи не спасут вас от цепляния за шасси самолёта, если вы перестанете приносить прибыль. Человек в этой системе
сведён к товару, и вполне может быть измерен денежной линейкой, как и всё остальное. Если бы современная РФ была бы феодальным государством, в котором работали бы феодальные законы, можно было бы бодаться с псевдо-либералами хотя бы "законной" плоскости, но ведь мы уже 30 лет как строим Швабоду и Демокрадию, т.е.
обезьянничаем за Пресветлым Западом (см. ВВП 20.8.1991). Именно за этим был разрушен СССР, чтобы старые косные нормы не мешали обогащению и "столбовой дороге цивилизации".
И это достаточно легко доказать, буквально одним словом. Наши записные патриоты уверены, что мы бодаемся с Западом потому, что он бездуховен, а мы-то ого-го, мы знаем, что такое Добро и Зло; однако, граждане и старушки, где в современном политическом лексиконе богоспасаемой России
слово "грех"?.. Его не обязательно использовать в религиозном смысле, можно и в переносном; но если мы понимаем, где наши Добро и Зло, почему мы не отвергаем негативные явления на культурном уровне и не обличаем их греховными? Интересно так получается, что обыватель может грешить, а страна или "общество" не может? Или можно замолить любые грехи, занеся куда нужно суммы денег? Тогда это - тот самый вышеуказанный "либерализм", который сводит Добро и Зло к баблу.
Я постоянно пишу в своих статьях о том, что "национальное достояние" Газпром рогами упирается, чтобы вывезти наш народный газ
в Немеччину, в то самое время, когда газифицированность Западной Сибири, в которой этот газ добывается,
составляет от 5 до 20%. Это ведь не от того, что у нас прибыль понад усе, нет?.. Подобное поведение в "старых мракобесных" терминах попросту грешно, но у нас нет такого слова, так что увы, мы будем рубить бабло там, где можем. И все надувания щёк в патриотическом угаре не проходят фильтр сомнений; надо Веровать, и тогда ты - наш. А нет - ты еретик и повинен смерти. Но ведь это же "славаукраини", только с другим знаком?..
Всё это решается формулированием Национальной Идеи и совместным движением к ней. А пока у нас все рубят бабло сами по себе, никакая Вера в Царя нас не спасёт от разочарований в случае малейших сомнений, сиречь
рефлексии. Можно, конечно, и не думать, но наш ли это метод?