О вреде традиций

Jan 17, 2022 17:54

Накину провокационный заголовочек; регулярные листатели бложика в курсе, что я регулярно топлю за традиционную культуру, вплоть до противопоставления её современной анти-культуре. Тем не менее, во всём нужна мера, и сегодня пойдёт речь за тёмную сторону традиций - какие опасности они могут принести.

Зайду, как обычно, издаля, с небольшого лытдыбра. Записался тут на старости лет на курсы вождения, права хочу получить; до того было не надо, а тут, когда лет под полтинник, как-то внезапно стало надо. Страшновато немного, но это по части практики; что до теории, то с этим проблем не ожидаю, потому что и так постоянно учусь. Но это потому, что есть на это время, и образ жизни соответствующий. К сожалению, обыватель и того и другого, как правило, лишён, и с обучением у него могут быть проблемы; мощь анти-культуры (см. ссылку выше) направлена на то, чтобы закуклить его в сиюминутности, где нет "вчера" и "завтра", и учиться ничему не надо; ты и так уникальная снежинка, зачем тебе напрягаться? И в этом плане традиции вполне могут выступать против сознания обывателя.

В начале жизни мозг у человека фактически пуст, и ребёнок пребывает в постоянном поиске и познании мира. Причём первые годы жизни критически важны для формирования личности; если человек не получает достаточно развивающих импульсов извне, он вырабатывает какие-то свои собственные шаблоны поведения и превращается в т.н. Маугли; если с 3 до 5-6 лет ребёнок проведёт в обществе зверей, адаптироваться в человечье общество он уже, скорее всего не сможет. И вот про эти шаблоны поведения сегодня и пойдёт речь.

Обыватель в условиях современного общества вынужден учиться и вырабатывать общественные шаблоны поведения. Но с определённого момента необходимость учиться отпадает, и человек переходит в состояние сиюминутности; я уже и так достаточно знаю. И анти-культура ему в этом поддакивает; ты этого достоин, и всякое такое. Возникает застой в мозгах, который может возникнуть как в условиях современности, так и в традиционном обществе. Потому что прокрастинация. ;)))

Прокрастина́ция - в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам

Другими словами, банальная человечья лень. Но лень эта вполне объяснима, в том числе физиологическими причинами. Наши мозги, при весе в 0.02 от массы тела, в "рабочем" состоянии могут потреблять до 0.25 всей энергии тела, то есть думать в буквальном смысле энергозатратно. И энергосберегающие механизмы более чем естественны; включение мозга в режим обучения - в буквальном смысле напряжение сил и расход энергии; чего без надобности желательно избегать. И вот тут мы наступаем на вышеупомянутую культурную ловушку.

Человек так или иначе тратит энергию; физическую или умственную, в данном случае не особо и важно. На повседневные нужды (в том числе и на работу) у него уходит какая-то часть энергии, и вполне объяснимо сохранение её остатков на какие-то непредвиденные нужды. Так что не думать - это естественно. Но - с физиологической точки зрения; тут мотиватором к напряжению мозжечка может послужить культура. Ну, или нет.

Если человек делает только рутинные дела, и не хочет ничего более, он превращается в овощ или винтик; это плохо с точки зрения общества, уменьшает разнообразие. Поэтому общество поощряет уникальное поведение, чтобы человек выделялся из толпы. Но выделяться надо в рамках общественных шаблонов поведения; иначе его, это общество, просто разорвёт. Т.е. человек должен соблюдать общественные нормы и приличия, но вести себя уникально, чтобы не раствориться в массе и быть интересным обществу. Причём под "обществом" можно понимать любую общность людей, не только уровень государства или Человечества.

Соответственно, приходится балансировать между естественным энергосберегающим режимом, и желанием всеми силами выделиться из толпы. Тем более, что существуют и энергонезависимые методы выделения из общества, навроде покраски волос в разные цвета. Правда, когда все вокруг уже покрашены, этот метод не работает.

В этом плане самый надёжный метод выделиться из толпы - приобресть уникальные навыки, т.е. научиться делать что-то эдакое, что никто не умеет. В идеале ещё бы и общественно полезное, но тут уже возможны варианты. В  рамках сегодняшней темы главное - научиться, что означает большие затраты энергии. Соответственно, вполне естественно эту самую энергию экономить, и учится чему-то попроще. Поэтому и "уникальные" умения зачастую - из категории "мешать водку с пивом".

- А при чём тут традиции? - спросите вы. При том, что традиции, как и привычки, фактически выступают на стороне шаблонов поведения, т.е. ограничивают и нормируют поведение обывателя, что, безусловно, необходимо (см. дети-маугли), но не достаточно. Если ограничиться традиционным поведением, то человек будет действовать шаблонно, что приводит к деградации мозга.

Как уже писал выше, в молодости человек постоянно пребывает в состоянии беспокойства, напрягаясь и физически, и умственно, через это прогрессируя и там и тут. Когда с возрастом необходимость в беспокойстве отпадает, мы перестаём напрягаться, что отражается и на физическом, и на умственном состоянии. Жир на пузе виден сразу, а вот жир в мозгах - не очень, но он там точно есть. :) Да, мы не сможем бегать-прыгать в 40-50 лет, как в юности, но, например, пробежать марафон в таком возрасте - более чем реально. Но нам не надо, вот мы и не бегаем. То же самое и с мозгами - мы могли бы решать задачки, как в школе/универе, но уже не надо, так что и не решаем.

В итоге происходит в буквальном смысле деградация мозга, по аналогии с телом, с которым не занимаются физкультурой. Мозг приучается решать типовые шаблонные задачи, и напряжение для освоения новых для себя областей воспринимает чуть ли не как опасность - зачем, и так всё хорошо. Человек перестаёт учиться как раз по причине естественного энергосбережения. И если культура ему в этом поддакивает, то мозг закукливается в своём текущем состоянии; что вкупе с естественным процессом старения приводит к неминуемой деградации мыслительных процессов.

Причём из той же традиции мы помним, что старые люди - это не балласт, а, как правило, мудрецы и хранители знаний. То есть каким-то образом люди до старости сохраняли ясность ума (те, кто доживал); а значит, как-то сопротивлялись этой деградации. Умственное напряжение - не менее естественное упражнение для удержания разума в тонусе. Применение былого опыта к современности, равно как и попытки вспомнить что-то давно забытое - это, может быть, и не познание нового, но вполне пойдёт как умственное упражнение.

В этом плане сведение жизни к традиции и привычкам - это имхо верный признак старости. Мы настолько привыкаем экономить энергию, что сами не замечаем, как перестаём развиваться, и, сталбыть, начинаем яростно деградировать.

При этом традиции имхо нужны как культурный базис, как отправная точка, откуда и куда мы идём; они должны задавать нашу мотивацию, но вопросы "как" и "что" остаются на выбор каждого. Когда вся наша жизнь сводится к соблюдению ритуалов, это не только фундаментализЪм, но и, увы, деградация. При этом ритуалы тоже нужны и важны, но без фанатизма.

В рамках этой статьи хотел также поговорить о музыке; почему сложная музыка нужна и важна для каждого; но, пожалуй, об это - в следующей серии.

>>> Про сложную и развлекательную музыку >>>

>>> Про развлекательную функцию музыки >>>

>>> О вреде и пользе эмоций >>>

>>> Продолжение про эмоции >>>

>>> О перегрузке эмоциями >>>

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up