Не кочегары мы, не плотники - эх.

Nov 20, 2009 13:16

Под почти таким девизом - без моего личного "эха" - моя френдесса
m_petra предлагает всем нам (пролетарии всех видов труда, присоединяйтесь!) написать о своей профессии.
А у меня как раз профессий - сколько угодно.
Выберем самую диковинную.
Если кто еще не в курсе, я - балетный либреттист.
Ага, есть такая буква профессия.
Некоторые думают, что ее и вовсе нет, а она - и я вместе с ней - вот они мы, и не надо сводить нас с остатков ума, доказывая, что нас не существует.
Мы существуем, балетные либреттисты, да.
Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд, как будто не видна - это наш профессиональный гимн, прямо про нас писано.
Сколько опасностей и подводных камней подстерегает балетного либреттиста, это ни в сказке сказать, ни пером описать.
Либреттист должен уметь писать - хорошо, быстро, конкретно, сюжетно.
Он не имеет права на фразы "И он стал мечтать о том, как построит в своем селе школу" - либреттист, как сапер, ошибается только один раз, а такой ошибки ему не простят ни хореограф, ни (что страшнее) солист балета, который должен будет мечтать о той поганой школе - руками и ногами, ага. Знаете, что он потом сделает с тем либреттистом?
При совесткой власти судьба либреттиста хранила, и написавший приведенную выше фразу либреттист был всеми уважаем и дожил до глубокой старости.
А мне теперь переписывать.
Либреттист должен разбираться в балете - и особенно в характере балетмейстера, с которым он имеет дело. И отличать два притопа от двух прихлопов. Хорошо бы знать, что такое "па-де-труа" и "па-де-бурре".
Либреттист должен разбираться в балетной музыке - и ладить с дирижером, которому придется в месте бывших размышлений о сельской школе увеличить темп и свести все размышления к веселому танцу.
Либреттист должен хорошо знать театр - и ладить с директором, и понимать, для кого писать главную роль. А то есть такие либреттисты (по себе знаю), им говорят, что балет называется "Семь красавиц", и они верят, читают поэму Низами во всех переводах и пишут потом: "Семь..." - как это семь?! Как, я вас спрашиваю, в нашей труппе может быть семь одинаково луноликих, несравненных, волооких красавиц?! Либреттист еще не понял, кто тут прима - скока-скока у нас в театре красавиц?! Так и пиши, здоровее будешь.
Либреттист должен все понимать про декорации - тут у нас не Голливуд, пещеру вам с фреской? И чтобы потом туман? Ну, это вы уж совсем! А про дворец такой вы даже не упоминайте... небоскреб за окном? Ладно уж... и реквизита-то поменьше, поменьше, туфелька какая-то хрустальная - где мы возьмем?!
Либреттист должен понимать расклады.
Из переписки с хореографом. Далее - Л и Х.
Х: Либреттист, твою мать! убей ты этого короля, танцевать некому.
Л: Слушай, а вот тот Красавец? Чем не король?
Х: Он - народный артист этой страны. Пиши ему быстро сольный номер. Он на троне сидеть не желает.
Либреттист пишет.
Через час.
Х: Твою мать, либреттист. Сольный номер ему - без партнерши. Поругались они. Она заслуженная артистка, и они...
Контора снова пишет. Чтоб в сюжет попасть.
Через час.
Х: Переставь танец капелек в пустыню. Твою мать. Быстро. Они не могут сменить декорации - придумай, почему капельки должны танцевать в пустыне.
Л: Твою мать. Капельки в пустыне - это же бред!
Х: Прекрасная идея, так и пиши.
Контора либреттиста пишет.
Либреттист должен дружить с художником по костюмам и вовремя чуять запах концепции. Нет ничего более опасного для искусства балета вообще и для либреттиста в частности, чем концепция художника по костюмам.
Страшную историю о либреттисте, замученном нарзаном концепции, можно почитать в свое удовольствие здесь, здесь, здесь и вот тут.
Либреттист должен понимать, что декоратор и художник по костюмам либретто читать не нанимались - у них своей работы полно. Где написано "лестница"? Кто это написал - Пушкин?! Не буду я вам лестницу рисовать, я лучше дерево - оно красивше! При чем тут смысл? Я так вижу, у меня концепция... кто это - либреттист? мать его! Ну ладно, ладно... а как хорошо бы тут вот было дерево... а не знаю, на фига, просто красиво.
Либреттист должен придушить свою внутреннюю ехидну и писать.
Молча. Балерины же танцуют молча - вот и либреттист... да, балерины могут потом отвести душу, мы это слышали, так и либреттист может отвести свою душу домой, запереть ее там в клетку вместе с придушенной ехидной, и пусть там и сидят до премьеры... дожить бы... вашу мать.
Либреттист должен уметь молчать. Иначе он назовет имена, пароли и явки и понарасскажет тако-о-ого... вы-то их только на сцене видели, а я... либреттист молчит, как Штирлиц.
Либреттист должен творить.
Натворив, он может успеть добежать до дирекции, и там ему нальют рюмку кофию. Могут даже поцеловать ручку и пожалеть: все-таки либреттист свой человек, не машет перед носом большими батманами, с бумажками своими ходит, прям как мы.
Хороший либреттист - мертвый либреттист. Он всем привычнее. Он родной балету, как Мариус наш Петипа.
Живой либреттист по определению хуже мертвого, поэтому все в театре шарахаются от либреттиста, принимая его за призрак оперы, и стараются как можно быстрее отправить его на тот свет.
Ибо все хорошие либреттисты уже там, и там ему будет веселее.
Либреттист должен... он всем должен, вы уже поняли, да?
А ему никто ничего не должен... занавес давайте уже, вашу мать!
А теперь на поклон... букеты-фуршеты, спектакль получился, его все хвалят, его повезут на гастроли - у меня самая лучшая работа в мире, что бы вы понимали!

разное, театр, балет

Previous post Next post
Up