ナナ
Жанр: дзёсей, ангст, романтика, трагедия, шоу-биз (рок-музыка)
Выходил: апрель 2006 - март 2007
Английское название: совпадает с нихонским
Русское название: совпадает с нихонским
47 эпизодов
Оценка: шедевр
I need your love, I am a broken rose… © (“Rose”,Anna Tsuchiya inspi Nana @ Black Stones)
Две юные девушки встретились в «Синкансене», идущем в Токио. Обе едут в столицу к своему парню. У одной - это бывший одноклассник по художественной школе, который поступил в соотвествующий колледж (а она на год младше). У другой - бывший член их рок-группы получил приглашение и место в более раскрученной, и уже выступающей на столичном уровне. Но у первой как-то не сложилось с воплощением мечты прямо сейчас: жить у парня в роли домохозяйки - нет ни денег, ни возможности. Вторая же - одержима идеей стать звездой столичного масштаба самостоятельно. Стать ровней своему возлюбленному прежде, чем воссоединяться с ним. А это - какое-то время надо жить самостоятельно. А значит - обеим нужна квартира. И подешевле. Каково же было их удивление, когда обе они столкнулись около одной перспективной квартирки и договорились о совместном съёме? И надо ли ещё добавлять, что они, оказывается - тёзки: Комацу Нана-сан и Оосаки Нана-сан. Это явно судьба. Одновременно необычная, и абсолютно реалистичная.
Я в принципе довольно тяжело пишу про сериалы, которые считаю шедеврами. Просто потому, что пока смотришь и сразу потом - я настолько загружаюсь переживаниями и размышлениями, что сразу писать чего-то бессмысленно. А когда собираюсь с мыслями, раскладываю их по полочкам - то уже и восторг перешёл из фазы, когда хочется делиться и немедленно, в просто восторг, более ленивый. Да и выясняется, что многое из того, что хотелось сказать - сказано и не раз. Вот и получается так, что большинство сериалов, которые я особенно нежно люблю - у меня обзоров не имеют. Чаще всего он вообще появляется только тогда, когда мне извне поступает некий живительный пинок. Лет через пять-десять после просмотра. Как это было с
«Арией», как это было с
«Лейн». Вот сейчас в роли пинка сработал некий комментарий в Дзене, как-то девушка увидела вовсе не то, что я. И не увидела того, что увидела я. Попробую таки написать.
Итак, по традиции начну с вопросов технических. Тем более, что они касаются весьма заметных как восторгов, так и распространённых нареканий. Ведь это что? Во-первых, это Ядзава Ай-сенсей. Нарисованное ею узнаётся всегда с первого взгляда, у неё есть свой, совершенно уникальный стиль. И, вполне ожидаемо, некоторых людей он слегка отпугивает. Эти фигуры людей, казалось бы, составленные из спичек и проволоки - настолько они худощавы и тонки. Эта капля посреди лба, иллюстрирующая, что персонаж в панике и затруднении… да, мы привыкли, что капли «мысленного пота» в таких ситуациях рисуют вокруг головы. Но огромная и посреди лба - выглядит непривычно и для некоторых отпугивающе. Но это фишки Ядзавы-сенсей. И к ним довольно быстро привыкаешь, когда история захватит.
Тем более, что в остальном - нарисовано всё просто потрясающе. Все герои очень своеобразны и разнообразны. Огромное количество замечательных кадров с фокусом на каких-то вроде бы и второстепенных деталях, потрясающе тонко рассказывающие целые абзацы переживаний героев. Множество фонов. Очень разные и очень стильные одёжки, сменяющиеся в полном соответствии с жизнью: ну не ходят даже парни постоянно в одной и той же любимой футболке, хотя в любимой - чаще, чем девушки. А вот стиль выдерживают все. Даже если это отсутствие стиля. Впрочем, тут об отсутствии речи быть не может: все герои у нас связаны либо с искусством, или хотя бы дизайном - а у них вопрос и стиля одежды-причёски всегда не на последнем плане. Либо рок-музыканты, у которых внешний вид - это лишь немногим менее заявка о себе, чем собственно песни.
Так что, посмотреть там безусловно есть на что.
Послушать - тем более. Ну, понятно, тут у нас Паку Роми (да-да, Эдвард
«Цельнометаллический Алхимик» Элрик) в роли собственно Наны. А это уже одно достойно того, чтобы слушать. А ещё Хонда Такако (моя дорогая Хоне Онна из
«Адской девочки»), Ишида Акира (милый Асланчик из Gundam SEED), Хирано Айя… Буквально звёзды «нулевых». Затем, фоновая музыка в количестве. Очень симпатичная, хорошо подобранная для иллюстрации происходящего. И, конечно, самое главное. Ведь сериал у нас про рок-музыку. И здесь всё отлично. Две замечательные певицы, Анна Цучия и Олифия Люффкин мощно вошли в образ Наны и Лейлы и записали по целому диску на этот сериал. У нас здесь буквально всё - и жестковатый, припанкованный джей-рок "Black Stones" и Наны / Анны, и романтичный, мелодичный рок "Trapnest" и Лейлы / Оливии. Отличные песни, причём отдельное удовольствие смотреть, как вынесенная в эпиграф «Rose» постепенно «обрастает мясом» - к последовательности аккордов на гитаре добавляется вокальная мелодия, возникают стихи, появляется басовая партия, ударные… И каждая звучит и по-отдельности, и вплетаясь в общую музыку, превращаясь в настоящую песню.
Впрочем, процесс рождения песни из концепции в завершённую композицию тут показан только один раз. А вот звучат в опенингах и эндингах, в процессе повествования они неоднократно и далеко не одна-две. Чистое наслаждение. Плюс я вообще очень люблю такую музыку, так что Rose, Zero, Kuroi Namida, Sarless Night и Wish у меня как поселились в аудиосистеме автомобиля двенадцать лет назад - так до сих пор там и живут неизменно, перекочёвывая из машины в машину, с CD на CD с MP3шкам, а потом на флешку… В общем, с музыкой тут всё отлично. Причём в отличие от большинства "музыкальных" сериалов (особенно про современную музыку) - здесь обильно и полно звучит далеко не халтура, а довольно много крайне подходящих и по жанру, и по сюжету песен, специально написанных под сериал.
Это уже можно смотреть только за музыку. И в общем-то с удовольствием - за картинку. А ведь есть ещё и сюжет. Который тоже великолепен.
Честно говоря, я слышала много нареканий к сюжету, но по большому счёту признаю только одно: сериал действительно (как и многие женские сериалы, это у них характерная особенность) очень медленно начинается. Причём это даже нельзя назвать таким уж знакомством с героями: новые и очень непростые люди появляются в кадре напротяжении всего сериала. Кстати, интересно, что насколько я заглядывала в исходную мангу - сериал закночен примерно тогда, когда уже все действующие лица появились. То есть после появления Шинода Миу и Косака Юри в «орбиту» уже никто не входит. Впрочем, я пишу про анимэ-экранизацию, а мангу я покупала от случая к случаю и особо не следила. Одним словом, первые серий девять-десять мы знакомимся только с прошлым двух главных героинь. Да и то не очень-то полно, многие важные детали всплывают намного позже. По-настоящему же сюжет запускается с момента, когда начинается сборка «Розы». Даже не так. С того момента, когда Нана и Хачи поднимаются к себе на этаж и видят сидящего у дверей Ясу. Вот как у Наны из руки выпал пакет с продуктами - так и у меня сердце сначала ухнуло куда-то в живот, а потом подкочило к горлу… и с тех пор я восторгалась, смеялась, плакала, переживала, ругалась, орала, хлопала в ладоши и ахала не переставая.
Второе нарекание - вполне понятное. Сериал не очень-то закончен. Впрочем, не закончена и манга, до сих пор, после болезни Ядзава-сенсей так и не вернулась толком к этому проекту. Тем не менее, сериал выглядит вполне завершённым, если подумать. Этот сбор «несколько лет спустя» расставляет достаточно много точек над Ё, но и оставляет многое интригующе-недосказанным. Так что я считаю это довольно удачным решением, и нарекание принимаю чисто в том плане, что действительно - хочется ещё. И не только самой истории, которую «читайте мангу», а именно экранизации. С этими сейю, с новыми песнями… Но, видимо, не судьба.
Все остальные нарекания мне представляются полностью абсурдными. Да, вот Нана, которая Комацу. То есть Хачико. И здесь сразу же нельзя удержаться от заметки в сторону: как изящно всё закручено с этим прозвищем! Смотрите сами? Одним из омонимов «нана» в нихонском является число семь. Обе наши девушки - «семёрочки». И как-то их надо различать. Ну, вот пусть одна будет семёркой, а другая - восьмёркой. То есть «хачи». Плюс «-ко», которое в нихонском «маленькая» и является распространённой составной частью женских имён (Мамико, Саеко, Ханако и так далее). Но «Хачико», это не просто самоё распространённое имя для собаки, как в русской традиции Жучка. Как многие догадываются из великолепного одноимённого фильма или рассказа Хирокичи Сайто - ещё и национальный нихонский символ преданности. А наша Хачико в этом плане - самая настоящая Хачико. С преданностью, особенно Нане, у неё полый порядок.
Кстати, вокруг этого там ещё и другая шутка есть, когда Ясу встречается с Дзюноко, подругой Хачико - то замечает, что по сложившейся традиции она должна была бы быть Кюко. Потому что «дзю» это десять. А после семи и восьми должно идти девять, то есть «кю».
Но я отвлеклась. Хачико, прямо скажем, не блещет умом. И более того, многие воспринимают её как изрядно ветренную девицу. Однако если присмотреться, то это совершенно не так. Да, она влюбчивая. И влюбляется то в Сёдзи своего мерзкого, то в Нану (но это всё же не юри), то в слабовольного Нобу, то в очень своеобразного Такуми… Но именно ветренности в ней нет. Да, она не очень-то разбирается в людях и видит в них что-то хорошее, достраивая их дальше под свою мечту, не особо привязываясь к реальности. Но при этом - нет, это не флюгер. У неё никогда не бывает «вчера любила, сегодня разлюбила». Она любит их всех. И подчас мучается выбором, кого любит наиболее по-настоящему. С кем ей всё-таки надо остаться. Да и разрывы - не она мужиков бросает, они уходят сами. В случае с Сёдзи - омерзительно. Ну так и он, прямо скажем, конечно и красив, и в сущности добрый, и вполне талантливый, раз в художественном колледже удерживается. Но в сути своей - милый-то он именно в инфантильном стиле. И по сути - инфантильная подленькая тряпка. Так что всё закономерно. А Нобу, к моему огромному восторгу - при всей своей общей тряпчатости от Хачико решил уйти сам и это был по-настоящему сильный и мужской поступок. Буквально именно через него-то я Нобу и действительно зауважала. Он принял умное, честное и сильное решение. Даже, что интеренсо - заботливое. Что, кстати, тоже закономерно.
Так вот к чему я веду? Одна из совершенно потрясающих черт этого произведения в том, что оно закономерно. При этом - весьма необычно, неординарно… Точнее даже не так: люди и отчасти события там - это не то, что происходит в каждом доме напротив и не каждый наш сосед в очереди на кассу супермаркета. Рок-культура - и люди в ней - даже в девяностые годы прошлого века (а действие происходит именно тогда) были довольно своеобразны. Кстати, возможно, это ещё одна причина, почему современный зритель не очень хорошо воспринимает этот сериал. Может не воспринять: современной молодёжи с инстаграммами и тик-токами это чуждо. Я тут буквально чуть ли не вчера прочитала характерное заявление из среды гульфик-югенда: «революция должна быть комфортной». Ребята, что может понять о панк-роке человек, считающий, что революция вообще в каком-то принципе может быть комфортной. Вы о чём?
А на самом-то деле, при всей необычности и своеобразности героев этого сериала, при необычности происходящего (сколько людей в год выходят на национальный уровень рок-музыки? А сколько сгорает после дебютного сингла?) - это совершенно реальные люди. Реальные характеры, глубокие, не плоские и однообразные. С разными гранями. И, повторюсь, совершенно жизненные. Когда я жила в ОАЭ, у меня там была подруга (с отъездом связь как-то заглохла постепенно, увы) - просто вылитая Хачико. И более того, когда я её стала так в шутку называть - она заинтересовалась, с чего бы это я так? Посмотрели мы вместе сериал, моя Хачи-тян утёрла слёзы и сказала: да, это точно, я именно такая. И все остальные - я уж не буду вдаваться в долгие исторические отступления, но все остальные - они тоже очень даже бывают. Я знакома и с «Косаками Юри», и Сёдзей с Нобу видела предостаточно. Бывает, вы не поверите, Шин. Ой-ой-ой, как бывает, просто не рядом с вами. Бывают и Ясу, Такуми, Лейлы (Лейла, кстати, тоже потрясающая) и Наны. А уж Рен… Рен, как бы это сказать… его Сид Вишос настолько зацепил, что в сущности Рен не осознавая этого начал повторять и его судьбу. Вы ведь не сомневаетесь в существовании группы «Sex Pistols»?
Отдельно хочется сказать про саму Нану. Забавную мне тут характеристику подкинули: на всех обиженная. Тоже хорошо характеризует способность понимать ситуацию и людей у некоторых. Ладно бы «всеми обиженная». Это уже в какой-то мере соответствует правде, чего вы хотите от девушки из крайне неблагополучной семьи (формально жила с бабушкой, по факту - на улице). Но ведь нет. Она не обиженная. Она резкая? Да. Бывает злая и бешеная? Ребята, а вы когда-нибудь видели ПТУшников? Вот из таких семей? Нет, не видели. А они именно такие. Кстати, именно «элитарии с рабочих окраин» и есть основное сырье для панк-движения. Да, большинство, конечно, без всяких затей уныло работают на заводе. Кто сумел таки пристроиться. Незначительная часть даже потом находит в этом вкус и становится классными рабочими. А большинство - работает как-то и спивается. Часть ударяется в мелкий криминал. И это тоже заканчивается известным образом. Потому что то, что они видят - это безнадёга и равнодушный, даже в общем-то не враждебный, а именно равнодушный мир. В котором ты никому не нужен и никто, кроме тебя о тебе не позаботится. И вот через эту мысль возникают настоящие, не диванные революционеры. Не обязательно социальные, как, допустим, коммунисты. Могут быть и культурные. Рок, панк, металл - он растёт оттуда. И это были настоящие революции не только в музыке, но и в культуре вообще. Вот - Нана, классический представитель лучшей части подобной «элиты». У неё даже пунктик - создать свою группу, выйти на сравнимый с Trapnest (где теперь играет Рен) уровень прежде, чем воссоединяться - именно оттуда. В её системе ценностей союз может быть только между равными. Она не рассматривает (ну, точнее рассматривать-то рассматривает, но отметает) вариант зависимости одного человека от другого: да, женщина может себе мечтать стать домохозяйкой. Но никто о тебе не позаботится, кроме тебя. Ты должна быть равной мужу. И у неё нет глупых заблуждений про «навсегда». А если муж уйдёт, заболеет, попадёт в аварию. Кто будет заботится о домохозяйке? Впрочем, такие люди не очень-то задумываются в этом направлении. У них вообще жизнь своеобразные навыки вырабатывает: задумываться о будущем смысла нет, поскольку северный пушной зверёк может постучаться в вашу дверь в любой момент. А значит (среди прочего) к любому союзу нужно приходить со своим приданым. Которого у тебя нету, следовательно - его надо создать, наработать. Самостоятельно. Кстати, именно поэтому она поначалу так легко находит работу. У неё иначе устроена система планирования.
В результате - Нана получилась именно тем, кем и должна была. Абсолютно реальным человеком для своей истории. Да, она настолько не кисейная барышня, что даже немного черезчур. Да, у неё своеобразные тараканы в голове, в первую очередь вокруг концепции «сделай всё сам». И при этом - могучая сила воли. И талант. И работоспособность. И при этом - она остаётся заботливой, в глубине души очень доброй и даже нежной, по-настоящему женщиной. Да, такие получаются одна на миллионы. Большинство останавливается, а то и ломается раньше. Но… если бы я была Станиславским, то глядя на Нану, да впрочем и на всех остальных героев - взяла бы ведро с краской, «машку» (это морская швабра такая) и чисто по-панковски написала бы на ближайшем заборе: «ВЕРЮ!»
Резюмируя: получилась очень эмоциональная, чисто по-женски с кучей запутанных в том числе и прямо романтических отношений история про довольно необычных, таких всегда не так уж много появляется, людей. Необычных, но стопроцентно реалистичных, настоящих, сложных. Без малейших «это не бьётся» - они совершенно цельные по характеру и в отношении своих историй. Закономерные, понятные. И много шикарной музыки. Но… всё же это дзёсей. Всегда есть место исключениям, но в массе своей ни мальчишки, ни девчёнки этого просто не поймут и не оценят. Да и взрослые мужчины тоже не очень. Этот по-настоящему великолепный шедевр - для девушек лет двадцати и старше.
Кстати, забавный факт: я уже давно, несколько лет не пересматривала «Нану». А все имена, названия песен, множество кадров и поворотов историй - помню. Тоже показатель.