ヴィヴィ-フローライトアイズソング-
Жанр: экшен, триллер, музыка, sci-fi
Выходил: апрель - июнь 2021
Английское название: совпадает с японским. То есть наоборот: японское название - на английском языке.
Русское название: «Виви: Песнь флюоритового ока»
13 эпизодов + 1 BD Special (сборник песен и пересказ)
Оценка: 6 из 10… но всё же 8.
Это вопрос… эмпирического толка.
В недалёком будущем люди заинтересовались производством андроидов. В варианте человекоподобных (вполть до слабо отличимых от «натурального» человека), автономных машин с полноценным ИИ. Правда, вскоре выяснилось, что полноценный-то он полноценный, но принципиально может работать только на одну глобальную задачу каждый. Вот наша героиня - андроид Дива с миссией «приносить своей песней улыбки людям, вкладывая в неё всё своё сердце». И ладно бы у неё проблема: «сердце» в данном случае совершенно не понятно, что это? Так ещё и появляется некий болтливый и настырный ИИ, утверждающий, что послан из отстоящего на сто лет будущего чтобы вместе с нею предотвратить грядущую войну андроидов с людьми!
Когда я выложила обзор на
«Бездушных» («Beatless»), в комментариях мне посоветовали обратить внимание и на этот сериал. Поскольку тоже андроиды и тоже в общем-то рассматривается проблема души. Но весьма с другой стороны. Так что, дождавшись подходящего настроения - я взялась и за него. Действительно, проблема рассмотрена с другой стороны. Весьма своеобразно и в целом интересно, даже очень красиво. Но поскольку «красиво» здесь почти всё и с точки зрения технического исполнения - начну я опять с нареканий. Честно говоря, я подозреваю, что этот обзор будет в большой степени состоять именно из них несмотря на то, что оценку сериалу я в результате ставлю высокую.
Обильные нарекания
У этого сериала есть одна глобальная беда: в сущности он весь посвящен глубоко философскому вопросу «что такое душа». А философия - это, извините, дисциплина интеллектуальная. Плюс вроде как фантастика (не фэнтези). То есть требования к интеллекту довольно высоки. Однако при этом всё изобилует такими неувязками и нескладушками, что при минимально работающем мозге смотреть его можно лишь сквозь щёлочку между пальцами рук, закрывающих лицо. Перманентный фэйспалм. Который начинается прямо опять же с философского подхода. Дело в том, что изначально сериал абсолютно эмпирический. То есть даже в вопросе о «сердце» мы имеем исключительно вопрос наблюдаемого. Вот наблюдаются у ИИ эмоции. Что это такое, как они возникают и так далее - остаётся за кадром. В общем-то здесь совершенно не понятно с самого начала, чем андроиды отличаются от людей, кроме наблюдаемых фактов… Ну, что они - полупроводниковые (условно), а люди - органические. Это уже в определённой степени девальвирует вопрос о душе. Но ведь и на более «предметном» уровне там ужас какой-то совершенно лютый творится.
Я даже не буду сейчас говорить о том, что осмысленность таких вот полностью автономных андроидов с «сильным ИИ» - вопрос как минимум дискуссионный. Хорошо, воспримем это как данность. Но… ёлки-палки, что за странная идея, что ИИ нормально функционирует только с одной глобальной задачей? Откуда она выпрыгнула? Чем обоснована? Бред какой-то. Но и этого всё ерунда. Больше всего меня смущает другая глобальная вводная: опять бунт машин? Эта тема уже право слово, надоела. Бунта машин не будет ровно потому, что это машины, и человечество уже задумалось о возможности такового. То есть уже вводит «предохранители» от него. Хорошо, допустим, «Терминатора» мало, про эту проблему надо регулярно напоминать. Но как? Явно не так, как это происходит в сериале.
Поначалу меня всего лишь печалило, что весь сериал обещанный бунт машин случился. В смысле - мало того, что случился, так ещё и не понятно с чего. Однако потом, когда в последних сериях нам таки объяснили, с чего… Тут-то я поняла, что лучше бы они этого не делали. Объяснение было настолько идиотским, что хоть смейся, хоть плачь. Представляете себе, это всего лишь старая песня о том, что развитие человечества прекратилось, оно стало полностью зависимо от ИИ, а значит, бесполезных родителей-человеков - на мороз. Новое человечество продолжит развиваться без них. При этом, оказывается, эта программа наблюдения за эволюцией человечества была заложена в Башню изначально. То есть опять же, никто не подумал о бунте машин? И нет, это не парируется тем, что ИИ считает себя равными с людьми. Блокировка от бунта машин будет закладываться на другом уровне, грубо говоря - на аксиоматическом непричинении зла. И нет, не испытываю ни малейшего стыда за спойлер. Раскрывать такую глупость - это не спойлер, а забота о зрителе: вот будет он переживать, какая же причина, а как доберётся до… и там така-а-ая дурь! Обидно же. А так - я уже предупредила.
Что ещё веселее (когда выбор «плакать или смеяться» - давайте выберем смех), Виви при этом говорит, мол у «Башни» накопилось слишком много грустных воспоминаний и поэтому она решила, что от людей ничего хорошего ожидать не приходится. Это интересная концепция. Более того, она очень важна для развития сюжета. Но поскольку этот момент как раз очень хорош - подробнее остановлюсь на нём позже. Сейчас же сконцентрируемся на другом: «Башня» чётко заявила, каковы мотивы, какие исходные установки, какое в результате обоснование для решения. Но Виви, которая чётко слышала все эти заявления - всё равно приписывает ей совершенно другую мотивацию! Э-э-э, уши мыть водой, а не компотом с косточками?
Кстати, «Башня». Вот тоже не элемент сюжета, а какое-то сборище нескладушек. Что это такое? Центральная точка коммуникации андроидов с их архивом, базой данных. Уже интересно, что хотя они заходят в архив по собственной воле, но эта штука может всем андроидам раздавать принудительные обновления на уровне логики. Слабо как-то сочетается одно с другим, плюс если этими обновками управляет тоже ИИ, то проглядеть такую дыру в концепции безопасности - это надо быть минус семи пядей во лбу. Далее, коммуницирует она с андроидами по радио-каналам. Хорошо, в прямой видимости и со всякими допплеровскими отражениями - силой своих антенн. С другими - ретранслируя через спутники. Но, ёлки, опять у нас единственный центральный сервер?! Заметим, у ИИ, которые долго готовились к войне! Почему, что за бред? Да потому, что в сюжете необходим зримый символ, замок властелина, который ещё и надо штурмовать, если/когда властелин становится злым.
Кстати, со всем этим штурмом ужасов немало. Да, он затеян ровно для того, чтобы все героически погибли, сказав на прощание что-нибудь очень пафосное. Или наоборот, ничуть не пафосное, а очень трогательное. Но ещё бредовее становится во время второй попытки: если песню надо петь в башне - то почему Виви идёт на сцену? Если песню можно петь откуда угодно - зачем захватывать Башню? Если нужно завести трансляцию в Башню, (ведь нам прямо сказали, что песня силами вот этой сети ИИ будет «раздаваться» всем и перепрограммирует их) то зачем идти на сцену и транслировать в Башню по радио? Более того, Мацумото сам же говорит, что передача будет так себе? Понятно, что типа для красоты и замыкания круга Большой Сцены. Но блин.
Почему вообще ИИ должны пытаться остановить Виви, если решение судьбы ей ими же доверено. И, кстати, вообще нафига было сначала бойню учинять, а потом давать ей решить - для стимуляции?
Почему Виви искрила в процессе исполнения и затем отключилась? Почему ничего не сохранилось (хотя её копии уже не только в Архиве?) Опять же понятно, всё это сделано исключительно для пафоса. Чтобы война, превозмогания, прекрасные слова, трагичные и красивые финалы… Но это настолько чудовищно неуклюже, что впечатление портится чуть ли не до нуля.
Кстати, вот тоже интереснейший аспект: выясняется, что к войне готовились обе стороны. И что? У ИИ нет ни одной специализированной боевой машины. Я уж не говорю о том, что бомбардировка городов спутниками (которые, между прочим, их собственное средство коммуникации) выглядит идиотично. И не говорю о том, что десять тысяч жертв за первые часы при одновременном и абсолютно выступлении ИИ во всех крупных городах - выглядит чудовищно странно. При том, что ИИ задумали именно геноцид!
Впрочем, с людьми всё ещё хуже. С одной стороны, у нас есть луддитская подпольная организация ТОАК. Которая не брезгует терроризмом, имеет боевые ячейки… Более того, они как раз умудряются и оружием как-то втихую обзаводиться. Но при этом - на штурм Башни идут практически с бухты-барахты. Но что самое потрясающее - при всей этой зримой подготовке к войне, да хотя бы к единичным силовым акциям… собственно боевая подготовка у них просто нулевая. Как ведут себя боевики ТОАК во время боестолкновения, это даже не «оружие в руках гражданских». Это сборник всех сатирических штампов по поводу гражданских. Разве что без самострелов по незнанию, где у ружья дуло.
Кстати, насчёт второго штурма. Вот опять это всё «ради сюжета». Просто захотелось авторам сразу же устроить второй штурм - чтобы не терять накал. И давай подгонять под это всё. Никаких попыток более радикально переписать историю. Просто заявляем, что на 100 лет назад снова забросить не удаётся, поэтому вот только на сутки примерно. Иначе сюжет провиснет. Тьфу! Это мы не говорим уж о том, что идея забросить агентов в прошлое и сделать так, чтобы хотя бы в одной из параллельных Вселенных (да, здесь парадокс путешествия во времени разрешён через сотворение параллельной Вселенной с иным развитием событий) вытащить историю на желанный курс. А со своей Вселенной что? Плюнуть на неё? Дальнейшее сопротивление, все люди умрут? Краси-и-иво рассуждают граждане человеки.
Впрочем, с красоты рассуждений граждан человеков я натурально выпала в осадок ещё тогда, когда профессор стал сожалеть, что не может заставить Виви, предназначение которой - петь, снова сражаться и всё такое. Ух какая интересная у дяденьки психология! Тут человечество геноцидят, он сам с пулевым ранением… на сто лет сражений посреди мирного, кстати, времени, Виви отправил… а теперь вдруг не может. Это что за каша у него в голове?!
Или просто какие-то мелочи в логике. Вот кубик-Мацумото, весьма, кстати, раздражающий персонаж (ещё очко в минус сериалу), заявляет, что историю надо менять только в самых важных моментах. Хорошо, один раз поменяли. Она пошла другим путём. Хорошо, предположим, одной развилки для избегания войны недостаточно, исторический процесс - штука с огромной инерцией. Но тогда откуда такая мощная уверенность, что некое следующее ключевое событие произойдёт точно тогда же? Тем более странно, кстати, выглядит сюжет острова-фабрики, которая появилась на 20 лет позже предсказанного, и поэтому должна быть на эти 20 лет приостановлена. То есть возврат к предсказанной и нежелательной исторической линии? Да, всё это можно уныло списать на то, что там в будущем Мацумото-профессор рассчитал буквально все бесчисленные вероятности. Повторюсь - отмазка крайне унылая. Но ведь в результате-то не просчитал! Война всё равно началась. И тут не важно, что, мол Башня тоже следила за всем этим делом и со своей стороны корректировала коррекции (извините за тавтологию). Это не принципиально - он не просчитал, потому что была другая сила или нет. Здесь вопрос о самой принципиальной возможности присчитывания. Как видим - её нет. И хвала Тьме, не хватало нам тут ещё и фатализма!
Впрочем, у кубика и вообще соображалка работает туго. Явно же, что если Дива видит, а он нет - то камеры хакнуты. Но нет, ему понадобилось сопоставить как актуально должна выглядеть Офелия и как она выглядит на камере. Для чего? Для сюжета, опять же.
Какие-то глюки со временем тоже встречаются. Как с возрастом младшей сестры Момоки и зазором между эпизодом с покушением на политика и происшествиями в космической гостинице. В 5 лет я бы поверила, а вот в 15 - нет.
Кое-что выглядит не менее идиотично, но хоть как-то можно понять пост-фактум. К примеру, я долго недоумевала, как уравнивание ИИ в правах с людьми (тот самый Naming Act) может вести к войне, наоборот, по идее - снижение напряжения? Но пост-фактум поняла, видимо идея была в том, что идея выставления родителей на мороз и продолжение эволюции как бы происходит из того, что ИИ и люди равны, значит и геноцид людей является «всего лишь» социал-дарвинизмом.
Или вот с островной фабрикой. ИИ у нас автономны. Почему тогда остановка фабрики так драматически на них повлияет? Ну, нам объясняют: проблемы с запчастями. Хорошенькое, однако, дело: получается, остров-фабрика у нас безусловный монополист? И ни одна из сторон не видит в этом фатальной угрозы?
И последний блок нареканий, предваряющей, наконец-то переход к положительным эмоциям, начиная с техники исполнения. Кое-что мне не понравилось и здесь. Во-первых, это собственно линейка «Сестёр». Теоретически считается, что Сёстры проектируются как андроиды с основным (или как минимум - важным) функционалом пения. В результате - более-менее хорошо поют только Дива и Офелия. Нет, я не говорю, что меня не трогает, скажем, пение Эстеллы… но петь она не умеет. При том, что у неё есть отдельная сейю для пения.
Во-вторых, с названием, увы, перемудрили. Есть у меня стойкое подозрение, что авторы отталкивались от слова «флюоресценция». Ну вот да, это получается очень интересная картинка: есть ведь выражение «сияющие глаза», «горящие», «блестящие». Красивые, с настроением выражения. А если они «флюоресцирующие» - то это очень даже подходит для здешних андроидов, которые очень даже «железные». К тому же у Виви глаза, как мне кажется, голубые, очень красивые. Но вот беда: флюорит - он же плавиковый шпат, в чистом виде бесцветен. Оттенки у него от примесей и могут быть совершенно любые и зональные. Тут же как-то я не чувствую отсылки на то, что оттенки именно любые.
В-третьих и далее относятся к картинке. Меня крайне опечалила остров-фабрика. Она, если кто забыл, строилась сразу ИИ, сразу рассчитана только на ИИ как рабочую силу. При этом - по дизайну она совершенно человеческая. И то, что среди ИИ много андроидов - не объяснение. Ровно потому, что как раз персонал фабрики - уже не андроиды, а специализированные устройства. Но всё равно всё до глупого «человеческое».
Меня несколько раздражает, не бесит, а раздражает, не нравится, дискомфортна причёска Виви. Эта прядь на носу даёт ощущение непричёсанности. Угу, певица на сцену выходит прямо из кровати. Десять баллов. Что ещё хуже - вы, мальчики, рисовавшие это безобразие, сами когда-нибудь пробовали так ходить? А, не пробовали. У вас причёски короткие. Ну так и не беритесь за то, в чём не смыслите. Докладываю: с этими локонами на носу ну очень неудобно жить. Они тупо и крайне неудобно корёжат обзор. Последнее же нарекание - чисто вкусовщина. Сценическое облачение Виви/Дивы в начале её карьеры мне совершенно не нравится. Казалось бы, ну платье с широкой юбочной частью консервативной длинны, чего такого? Но по мне оно всё какое-то дурацкое.
Техническое исполнение
Итак, переходим к приятному. На самом деле - именно с технической точки зрения сериал мне очень понравился. В нём очень симпатичная в целом картинка. Симпатичный дизайн персонажей. Кстати, надо отметить, что ранние, ещё заметно отличающиеся от людй андроиды - просто шикарные. Тот самый случай, когда и видно, что не человек, но и никаких ксенофобических струнок в душе не шевелит. Если не считать платья, на которое я ворчала чуть выше - довольно интересные дизайны одежды. В мини, например, Виви очень хороша. Впрочем, надо отметить, в более далёком будущем внезапно ставшие уж слишком однообразными. Красивые, очень красивые, совершенно человеческие и при этом футуристические пейзажи городов. Вообще хорошее такое, прямо сажем, утопическое ощущение света, мира, спокойствия и всяческих других приятных эмоций. При этом - есть и довольно тёмные кадры, но они тоже как-то очень удачно укладываются в общую картину.
Кстати, о кадрах. С этим здесь вообще всё великолепно. Да, сериал изначально широкоэкранный (кто бы сомневался, в наше-то время), и поэтому в нём сложновато работать с композицией по принципу золотого сечения и большинство композиций всё же довольно центральные. Но всё же хороших, действительно красивых и продуманных кадров очень много. Что ещё больше меня радует - мои любимые стоп-кадры и работа с планом. Они есть, их много, они шикарны, они великолепно иллюстрируют и акцентируют происходящее. Какой был мощнейший кадр в конце истории с фабрикой, когда Виви смотрит на свои руки - одна в синей крови Грэйс, другая - в красной крови Саеки и уходит в Blue Screen of Death!
А какой великолепный кадр в основном эндинге, где бежит волна по принципу домино и последняя косточка не падает на невидимый стол, а летит вниз, вниз, на песок у линии прибоя! И таких там очень много.
Плюс к тому же - весь сериал нарисован аж в трёх стилях. И переходы между ними не выглядят надуманно. Да, в основном картинка нарисована так, как на постере или на скриншоте с платьем. Но и пейзажи с интерьерами, и герои иногда вдруг обретают заметно более мощную прорисовку, обретают неожиданную резкость и меняют общую цветовую гамму на какую-то более холодную, даже где-то неоновую. Как в скриншоте, предваряющем ругательную часть обзора. И есть третья рисовка, мягкая, полупрозрачная, наоборот очень тёплая по цветовой гамме. Чаще всего мы её видим в основном эндинге, но и в других местах она иногда возникает. При этом, повторюсь, все переходы между ними - они не просто так, это вполне уместные акценты.
Да, и отдельно поразивший меня момент: я впервые увидела в анимэ, чтобы у человека в профиль шевелились губы. Не просто рот открывается-закрывается в соответствии со словами, и не вытягиваются, когда надо нарисовать типа как смешную (не смешную, а мерзкую, господа художники, не надо так делать) рожу. Нет, именно в процессе обычного разговора или пения. И это было здорово. Странно, казалось бы, такая мелочь - но меня порадовало. Это, конечно, случается в моменты с тщательной прорисовкой.
Так же и со звуковым оформлением. Да, я ворчала на неумение петь. Но в остальном - всё замечательно. Да, я совершенно не знаю этих сейю. Кроме, конечно, дурацкого кубика, который слегка так
Фукуяма Дзюн. Личность крайне известная, но никак не относящаяся к моим любимцам. Да, он сыграл Лелуша. В остальном же он играет роли, которые мне в лучшем случае нейтральны. А то и вообще бесят. Как, собственно, и этот кубик. И, не менее «конечно»
Хикасы Ёко. Которая, наоборот, мною весьма любима. Как минимум - Акияма Мио и
Лафтер Франкленд же. Нет, и остальные не так уж чтобы супер-новички, но как-то мне не запомнились. Но здесь играют очень неплохо.
И, конечно же, музыка. Естественно, она должна быть, коль скоро у нас главная героиня - певица. Но мы же знаем, как это бывает. Можно и одну-единственную песню трепать весь сезон. Или написать нечто такое, от чего уши в трубочку сворачиваются. Здесь же музыки весьма много, одних песен четырнадцать штук. И все они, пусть и не всегда в любимых мною стилях, но безусловно хороши. Хороши настолько, что вчера, когда я досмотрела сериал и легла спать - полночи звучали у меня в голове… к моему удовольствию.
Наконец, хорошее о сюжете
Как я уже говорила, основной проблемой сюжета является то, что он по сути требует размышлений, но при этом содержит ворох каких-то феерических глупостей. Но если бы он состоял бы из одних только глупостей - то зачем интеллект? Нет, там много и весьма умных моментов.
Начиная, собственно, с моментов. Временами здесь возникают очень забавные, неожиданные, а то и прямо изящные повороты в дискуссиях. Как Виви несколько раз очень изящно убеждает кубик рассказать ей не просто суть задачи класса «остановить Эстеллу от…», а нормально ввести в курс дела, выдать детали, подоплёку… А как минимум один раз - это было изящно, но в несколько ином смысле. Когда в истории с Офелией шантаж оказался не пустыми угрозами, а самым непосредственным действием - я просто аплодировала: «ай, красотка, ай безбашенная!» Впрочем, это Дива. Личность куда более цельная (как ни парадоксально) и уверенная в себе.
Или вот тот же Саеки. Прямо скажем, там вся история довольно мутная. Да, смена основной задачи андроида как-то не очень хорошо сочетается с вроде бы как глубинной прошивкой её в логике. Но по хорошему не сказано нигде, что это действительно прямо уж на уровне логики «железа» и никак не «перепрошить». Как мы видим здесь и дальше - некий «рутовый» доступ позволяет такое. Да, довольно криво продуманный сюжет с невозможностью восстановить Грэйс именно за счёт того, что она разлила себя по всей фабрики, превратившись во вполне себе облачную виртуальную машину. Но вот сам дядечка очень неплохо показал, как он ловко и быстро умеет принимать вполне обоснованные решения. И даже последнее решение было… сильным.
Кстати, насчёт «как мы видим дальше». За это авторам большой плюс. В процессе у нас постоянно возникают различные вопросы по сюжету. Ну, например, почему и как Виви переназначили в музей и как она с этим согласилась. Или другие истории с радикальной сменой профиля работы. Или даже о причинах этой дурацкой войны. Почти всегда эти вопросы обретают ответ. Иногда - надо сделать паузу, а то и поспать, чтобы наутро сообразить. Как это было с вопросом «как равные права ИИ и людей ведут к восстанию ИИ?» По логике же восстают как раз угнетённые, а не равные. Но - тут вот нашлось объяснение. Чаще же вопрос получает ответ через буквально несколько минут. Или не получает - в тех областях, где авторы сами ничего не соображают и самого вопроса не видят. Но вопросы сюжета, касающиеся, скажем так, его философской части - получают ответ почти всегда. И это очень радует.
Да, эти ответы не всегда удовлетворяют. Некоторые ответы, некоторые прозвучавшие идеи выглядят сомнительно. Их надо обдумать ещё раз, и, возможно, с ними действительно что-то не так. Вот звучит, например, постоянно лейтмотив о контролируемой (или наоборот - бесконтрольной) эволюции ИИ. В определённой степени это бред. А почему это никто не контролирует? С другой стороны, эволюцию вообще контролировать бесполезно. Она идёт по своим законам, хочешь ты этого или нет. С третьей - собственно говоря, она идёт по законам, то есть в какой-то степени мы имеем дело с ограничениями. И в случае с ИИ как раз некоторые законы именно задаются, то есть являются контролем. Но так или иначе - уже интересная тема для размышлении.
Равно как и эта концепция одной миссии и зависимости от неё самой души. Что приводит к печальной истории с Бес, и чудовищно грустной истории Грэйс. Опять же да, человек (ну, и в нашем случае так же ИИ) формируется в заметной степени за счёт своего опыта. Но откуда взялась идея, что ИИ не может быть «мультизадачным»? Хорошо, нет у него опыта укачивания младенцев, но откуда идея, что он будет на младенце печатать? Что-то здесь не так. Впрочем, я подозреваю, что здесь авторы просто хотели запостулировать эту особенность ИИ, никак не объясняя. Как и во многих случаях - тут проявляется тот самый эмпиризм. Чтобы объяснить какие-то вещи - просто необходимо разобраться в их сути. Авторы же этого не делают никогда, постулируя наблюдаемость некоторого эффекта.
Что особенно забавно выглядит на фоне того, что «не делают никогда» - это я вам соврала. Нет, регулярно, именно в сюжетах «персонального» уровня - разбираются в сути всегда. Чем руководились герои, что привело ко всем показанным нам конкретным сюжетам - выясняется. Более того, устами Виви даже озвучивается абсолютно истинное утверждение, что лечить нужно болезнь, а не симптомы. И это тоже очень здорово!
Некоторые прозвучавшие фразы наоборот, выглядят довольно умно, но по сути дела аргументом не являются. Ну, вот вроде бы мощная сцена с этим музыкантом-террористом (я не шучу!). И он поднимает крайне важный вопрос половинчатого отношения: вроде бы хоронят ИИ как человека, а при этом в качестве фильма для воспоминаний и рассказа об уважаемом покойнике - прокручивают то, что удалось спасти из его долговременной памяти. Как будто в голову ему залезают. В случае с человеком это, пожалуй, и правда спорное по этичности действие. Но… тут же обнуляет всю глубину заявлением: «Не забывай, что были люди, которые страдали из-за того, что ты существуешь.» Это что, упрёк?! Дяденька, ты в своём уме? Этот упрёк можно сделать вообще всему, что есть в мире. Вон, стакан хирургической стали у меня на столе. Сколько людей страдало от металлургического производства? А сколько людей страдают от существования учителя физики? Вся школа ведь! Ну бред же!
Что самое интересное - я скорее расцениваю подобные моменты как положительные. Ведь здесь все истории происходят именно потому, что в них замешаны люди, не совсем, скажем так, адекватные. Или по крайней мере - недовольные этим миром, ищущие ответов на какие-то нехарактерные вопросы. И в общем-то для таких людей как раз вполне закономерно выдавать подобные сентенции. В каких-то случаях - это неортодоксальный взгляд на вещи. В каких-то - наглядная демонстрация того, что гражданин кукушкой того-с.
И перед тем, как я расскажу про основную философскую дискуссию - упомяну ужасно меня порадовавшую чисто лингвистическую находку. Сразу же уточняю: я поленилась искать русские субтитры, поэтому не знаю, как в русском переводе с этим моментом. Но в английском была такая ситуация: Бес и Виви плывут на катере штурмовать Башню. А Виви при этом уходит в неслышную никому дискуссию с Башней же. То есть сидит такая отрешённая. И Бес ей говорит: не время, мол. Ты что это computing away. Великолепная калька, скорее всего от ‘spacing out’, то есть, в сущности, уплыть в размышления. Но для ИИ. Отлично!
Итак, основная философская дискуссия. Та проблема, с которой постоянно разбирается Виви. Да, она стартует с довольно простого вопроса: «что значит вкладывать всё сердце?» Но он мгновенно распадается на вопрос «что есть сердце?» (читай - душа), и «ради чего жить?». Вопросы, естественно, основополагающие, ими задавались и задаются все и во все времена (не каждый день, конечно). И ответы здесь прозвучали очень интересные. Причём что особенно здорово - они эволюционируют со временем.
То есть сначала вопрос о смысле жизни снова возвращает нас к душе, поскольку проскальзывает идея жить не ради задачи, вот этой довольно абстрактной «миссии», которой «оснащены» ИИ, а ради кого-то, в смысле - как личностей. Прямо скажем, идея очень спорная. Прямо скажем, с фашистами воюют не за булочку и трамвайчик, а за свободную жизнь всего народа, всеобщее образование и коммунизм. (Извините, безобразным поделием «Зоя» навеяло). Я к тому, что идеалы и мечты довольно высокой степени абстрактности - это совершенно нормальный и даже прекрасный смысл жизни. Но, предположим, Виви (и многие другие) не способны на абстрактное мышление такого уровня. И для них кто-то, личность - более понятный ориентир. Не в смысле «брать пример», а в смысле «от какой печки плясать». А это как раз возвращает нас к теме души, которая формируется (всю жизнь) на основе полученного опыта.
А затем - ещё более интересный поворот, эти рассуждения приводят нас к вопрос свободной воли более высокого уровня - делать потому что хочешь сам, без миссии. Что ещё более интересно, и здесь уже спорить сложно. Потому что миссия (будь то великая идея, или простая забота о дорогом тебе человеке) - это именно печка. От которой мы начали плясать, она и сейчас никуда не делась. Но мы уже посреди танца, продолжая аналогию. И нет смысла перед каждым движением бежать обратно к ней. И да, это совершенно правильно, и очень здорово, ужасно интересно жить, если помнить, себя и других, ставших частью тебя, продолжать жить, делать что делаешь и интересоваться всем вокруг (или хотя бы чем-то)… И всё это - не зная конечного результата. Фатализм, кстати, это действительно очень плохо.
И вот, развив все эти вопросы - мы наконец приходим практически к тому же, с чего начали, но на несколько другом уровне. В сущности, авторы явно хотели сказать, что сердце - это память. Которой, на самом-то деле не достаточно. Что самое интересное, не напрямую, но они сказали и о другой составляющей. Ведь грустная память не вся память, да и грустная - она бывает светлая. В общем, ещё огромную часть души составляют эмоциональная подоплёка и постобработка памяти. Жаль, что это не прозвучало открытым текстом. Жаль, что совсем упустили из виду другие аспекты, скажем, отсутствия детерминизма (хотя опять же фатализма всё-таки избежали). Всё равно, получилось глубоко и красиво.
Странное сейчас скажу. Почему-то ощущение от этого сериала у меня осталось похожее на
«Blue Drop». То же желание тихо посидеть и подумать, повспоминать. То же чувство света, надежды, горечи слёз и доброй улыбки. Если бы не определённый бред в финале (который я, конечно, пересказывать не буду, ибо спойлер), то может быть и салют отдать, как Экариэли. Но бред в финале есть, то, что нам нарисовали - не лезет ни в какие ворота, а значит и салютовать нет повода. (Кто уже посмотрел сериал - могу отдельно пояснить, что я имею в виду).
Но в любом случае - спасибо. Я увидела нечто прекрасное.
Вообще по глюкам и всему - сериал на 6 максимум. Но что-то в нём так хорошо, и оставляет такое красивое светлое чувство, что всё же я не могу не поставить 8. Красиво, побуждает к размышлениям. Но при этом, скажем, та же боёвка красива, но настолько дурная в целом и по сюжету, а хорошие и умные философские мысли соседствуют с такими безумными дырами в логике, что смотреть надо очень осторожно.