Едем дальше. следующая остановка-величественный комплекс Пасаргады. Билеты продаются на въезде со шлагбаумом и стоят 0,5$ с носа. Кассир поинтересовался сколько мужчин и сколько женщин в машине-должно быть для статистики. Первое что проезжаем, это гробница Кира великого, но водитель и не думает тормозить-он уже не первый раз приезжает в эти места и хорошо знает что осмотр нужно начинать следуя от самой дальней точки к выходу, поэтому мы несколько километров едем по дороге вглубь комплекса.
В археологическую зону входит мавзолей Кира, крепость Толл-е-тахт на холме, руины двух царских дворцов и сады в жанре чахар багх - четырёхуровневые сады. Всего археологическая зона покрывает площадь 1.6 кв. км.
Планировка города осуществлялась так, чтобы он мог выдержать землетрясения достаточно большой силы. Когда-то этот древний город был первой столицей империи Ахеменидов, но потом столица переехала в Персеполис с легкой руки Дария I.
Наша первая точка- крепость Толл-е-тахт. в путеводителях написано, что крепость находится на холме, но правильнее будет сказать в холме. В нашем путеводителе был подробный план этого грандиозного сооружения с расшифровкой и описанием всех строений... но реально эта крепость скрыта под холмом. В 70-е годы, с приходом к власти правящего режима, все иностранные археологи были изгнаны из страны, а своих очень мало и они не имеют соответствующей квалификации. Поэтому крепость и стоит не на холме, а в холме, показав любопытствующим лишь кусочек крепостной стены и терпеливо ждет своего часа. Сверху открывается прекрасный вид на долину. Наверх однозначно стоит подняться. Сразу скажу, время не пожалело это место и сегодня можно наблюдать лишь остатки былого величия, но не заехать сюда, так же как и в Персеполис, будет просто преступлением! После крепости был осмотр остатков зороастрийской башни огня, развалин двух дворцов, остатков древней ирригационной системы, питающей некогда росшие здесь сады, караван-сарая и мавзолея Кира великого. Рекомендую между этими точками передвигаться пешком. Караван-сарай заслуживает в лучшем случае осмотра издалека, потому что в течении долгого времени уродовался современными отделочными материалами, системами водоснабжения и канализации. От старого здания осталась лишь нижняя часть стен, да забор, всё остальное достроено в конце 20 века из современных материалов. На полу лежит керамическая плитка. То тут, то там со всех сторон виднеются холмики. Если присмотреться, то видно как из них торчит кирпичная кладка, ступени и другие части построек... Словом, когда сюда вернутся иностранные археологи, им будет чем заняться. туристический потенциал у этого места колоссальный! Именно в Пасаргадах я впервые увидел собаку. Это был совсем молодой пес кремового окраса и он ещё не научился опасаться людей.
Главная достопримечательность комплекса-мавзолей Кира. Он выглядит так, как и должен выглядеть мавзолей тех времен (говорят, что похожие строили тогда в Анатолии - части современной Турции). На ступенчатом постаменте из известняковых блоков стоит прямоугольный домик с конической крышей (общая высота над уровнем земли - 11 метров) и с единственным отверстием-дверью, ведущим во внутреннее помещение размерами 3,17 на 2,11 на 2,11 метров (хотя в крыше есть еще две полости, считавшиеся тайниками)
Да, хочу предупредить, что точное назначение этого здания доподлинно неизвестно и «мавзолеем Кира» его называют несколько условно, начиная с 1820 года. Например, есть версия, что настоящая могила Кира II Великого находится под «Кубом Заратустры» в Накше-Рустаме, а сооружение в Пасаргадах ни что иное, как зороастрийский храм огня. Впрочем, о мавзолее Кира вообще ходит много легенд, самая цитируемая из которых - о посещении его Александром Македонским в 330 году до н.э., т.е. через 200 лет после смерти Кира. Согласно греческим хроникам Александр приказал своему воину Аристобулусу войти внутрь. Тот обнаружил в мавзолее золотое ложе, золотой столик с золотым же чашами и золотой гроб, инкрустированный драгоценными камнями. Надпись на гробе гласила: «Незнакомец, я Кир Великий, я дал персам великую империю и я правил Азией, так что не завидуй роскоши моей гробницы». Александр приказал не трогать гробницу, однако во время его отсутствия (он пытался покорить Индию) греки этот приказ нарушили и разорили мавзолей. Прознав об этом Александр Македонский приказал казнить воров, кто бы ими не оказался. Этот его приказ был выполнен, но сокровища усыпальницы уже затерялись среди прочих военных трофеев, хотя сам мавзолей по приказу Македонского восстановили в 324 году до н.э..
Интересно, что когда местность заняли арабы, они почему-то решили, что гробница принадлежит матери пророка Сулеймана (больше известного нам как царь Соломон) - «Машхад-е Мадар-е Сулейман и именно этот факт уберег Пасаргады от полного уничтожения, как случилось с Истахром. Более того, некоторое время мавзолей использовался как мечеть и лишь в 1971 году ему вновь вернули прежний вид.
В пределах современного Ирана и даже за его границами существует многочисленное количество важных исторических памятников, имеющих особое значение с точки зрения искусства и археологии, однако главные из них до и после исламского периода расположены в западных, южных и центральных районах Ирана. Эти районы с давних времен обратили на себя внимание археологов и исследователей и были подвергнуты обширным раскопкам. Проведенные изучения и раскопки знакомят нас не только с прошлой человеческой цивилизацией в этом районе, но и с тонкими моментами образа жизни древних иранцев. Как показывают результаты последних археологических раскопок, Пасаргады и расположенные вокруг него памятники хотя внешне стоят отдельно, однако в древнем они были соединены посредством множества оросительных каналов и образовывали единый сад. Поэтому их следует изучать как один целый комплекс. Такое недавно объявленное представление сложилось в результате трехлетних исследований группы археологов, размещенных в Пасаргадах и намеревающихся продолжить свои изучения и раскопки. Иранская археологическая группа под руководством Алирезы Аскари уже три года как проводят исследовательскую деятельность в этом историческом районе. Алиреза Аскари говорит: "Ворота Пасаргад являются самой основной темой наших раскопок, и мы предполагаем, что они находились между двумя большими холмами и открывались на этот сад или Пасаргады."
Итальянский археолог Кальери говорит следующее: "Памятники вокруг Пасаргад были построены из камня и кирпича, однако сегодня остались одни камни, и, судя по рельефным узорам на них, не следует сомневаться в высокой архитектурной технике того времени."
Он дополнил: "Изучения говорят о том, что разбитые в этой местности сады символизируют веру в потусторонний мир и рай. Тому свидетельством служат построенные рядом с прекрасным садом в Пасаргадах гробницы Куроша и Дария. Однако существует и другое предположение, что на этой прекрасной зеленой территории с величественными дворцами происходила смена власти шахов династии Ахеменидов, проводились правительственные церемонии и хранилась государственная казна."
Пасаргады, то есть город персов, расположен на юге Ирана в провинции Фарс в 45 км от Персеполиса. В нем находятся дворцы, храм и гробница ахеменидского царя Куроша(Кира великого) . Эта гробница представляет собой образец небольшого зиккурата - усеченной пирамиды со ступеньками в шесть рядов и одной комнатой, в которой вероятно читали молитву по усопшему. Однако по существующим предположениям, Курош был похоронен под двумя лежащими рядом каменными плитами.
К какому периоду относятся эти древние памятники? Для ответа на данный вопрос мы должны обратиться ко времени зарождения первого арийского племени в Иране. С 715 по 550 годы до н.э. западной, южной, северо-западной и центральной частями современного Ирана правили мидийцы, которые постепенно, расширили свою власть до многих районов Азии и Европы. Курош, свергнувший правление мидийцев, сохранил их традиции и основал династию Ахеменидов. Новогодние церемонии и праздник весны был принят Ахеменидами за основу. Некоторые историки убеждены, что Персеполис был построен с целью ежегодного празднования этой церемонии и представления всему миру величия и грандиозности Ахеменидов.
"Ападана" является главным дворцом Персеполиса, построенным в виде квадрата, каждый угол которого составляет 60 метров. В украшении этого дворца основную роль играют деревья. Абстрактные кипарисы и водяные лилии прекрасно изображены на стенах и у ступенек. Значение и разнообразие этих изображений в Персеполисе и географическое расположение района говорят о том, что в прошлом в Персии существовали цветущие сады. И не зря эти места были выбраны для празднования новогодних церемоний и наступления весны. Именно это обстоятельство укрепляет новые предположения о том, что Пасаргад представлял собой сад и в Иране разбивались сады.
Историки пишут, что приблизительно три тысячи лет назад вокруг больших иранских домов росли сады, получившие название "пардис". Этот термин, применявшийся позднее и в других языках, означает выращивание деревьев и садов вокруг домов. "Баг" это персидское слово, применявшееся в этой форме на языках "пехлеви" и "саади". Ахеменидский царь Хашайяр-шах в числе построенных им сооружений упоминал и о больших садах на территории своего правления. "Бехешт" , то есть рай, всегда описывается как сказочное место, обещанное в небесных религиях праведникам для блаженной жизни в загробном мире.
Древняя территория Пасаргад, первой столицы ахеменидского правления, быть может является первым образцом иранского сада, разбитого в виде квадрата, в котором были построены просторные дворцы. Такие сады, присущие только Ирану, создаются на основе системы водной инженерии. В иранской культуре после прихода ислама такие сады обрели особое духовное значение и разбивались в Иране повсюду в течение многих столетий и служили символом цветущего рая. Иран отличается разновидностью садов. Это созданные на долинах и холмах сады, береговые, водные и домашние сады.
Осмотрев Пасаргады, садимся в машину и движемся в сторону кафе с целью насладиться местным сочным кебабом. Заведение находится на окраине ближайшей деревушки и напоминает советскую столовую с дырявыми скатертями из клеенки, но кухня отменная. Тут я впервые пробую рекомендованное Джамшидом блюдо-Хоресабдзи. Несмотря на интригующее название, всё достаточно просто-тарелка риса+тарелка с жаренной зеленью с ароматом дымка. Нужно перемешать и съесть. Меню, как всегда, радует разнообразием кебабов, дук тоже присутствует. Цены как везде- 8-12$ на человека.
После плотного обеда был долгий переезд через заснеженный горный перевал ( навигатор показал высоту 3600) в славный город Йезд. На место прибыли около 9 часов вечера уставшие как та единственная собака и Пасаргад =) Во время пути с нами случилась вторая главная неприятность ( первая-это получение мной визы в аэропорту). Дело в том что водитель постоянно чихал и кашлял... я сразу почувствовал что это добром не обернется-уж слишком нездоровым был кашель и чих. Явно не обычная простуда. В результате мы 7 часов проехали в инфекционной машине, но последствия этого переезда мы почувствовали на себе только на следующий день...
Как всегда, немного о тратах за этот день на 1 человека:
жилье - 0$
питание - 13$
проезд -35$ ( семиместный микроавтобус за 240$ на 7 человек)
билеты в музеи - 2$
итого: 50$ за 1день.
Сувениры не покупались, но я видел неплохие на тему Персеполиса рядом с Накше Рустем. Мои спутники купили магниты на холодильник на выходе из самого Персеполиса. Я потом так и не смог найти магниты в других местах.
Большое иранское путешествие. часть 1. Исфахан.
yura-koshel.livejournal.com/7747.htmlБольшое иранское путешествие. часть 2. Исфахан.
yura-koshel.livejournal.com/9208.html Большое иранское путешествие. часть 3. Исфахан
yura-koshel.livejournal.com/9571.htmlБольшое иранское путешествие. часть 4. Исфахан итоги
yura-koshel.livejournal.com/10334.htmlБольшое иранское путешествие. часть 5. Архитектура
yura-koshel.livejournal.com/10897.htmlБольшое иранское путешествие. часть 6. Шираз
yura-koshel.livejournal.com/11166.htmlБольшое иранское путешествие. часть 7. Шираз
yura-koshel.livejournal.com/11411.htmlБольшое иранское путешествие. часть 8. Иранский традиционный дом
yura-koshel.livejournal.com/11930.htmlБольшое иранское путешествие. часть 9. Персеполис
yura-koshel.livejournal.com/12297.htmlБольшое иранское путешествие. часть 10. Накши-Рустем
yura-koshel.livejournal.com/12565.html