Елизаветпольская губерния и Закатальский округ в 1886 году: конфессиональный и национальный состав

Nov 02, 2024 17:39


В завершение серии публикаций о конфессиональном и национальном составе центральной и восточной части закавказских губерний Российской империи по состоянию на вторую половину XIX века (начатой картами по Бакинской и Эриванской губерниям) - карты сельских населённых пунктов Елизаветпольской губернии и Закатальского округа. Классических «Списков населённых мест» для них найти не удалось, поэтому данные были взяты из несколько более позднего (1886-й год против 1864-го для Бакинской губернии и 1873-го для Эриванской) документа «Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлечённых из посемейных списков 1886 г.», доступного онлайн на сайте РГБ.

По той же методике, что и в предыдущих работах, данные из источника были переложены на «Яндекс Карты». Координатная привязка производилась с использованием старых карт на сервисе etomesto.ru («Военно-топографическая пятивёрстная карта Кавказского края» 1926 года, карта Стрельбицкого 1871 года, «Карта Кавказского военного округа» 1903 года, «Дорожная карта Кавказского края» 1903 года, «Этнографическая карта Кавказского края» 1880 года, «Карта Елизаветпольской губернии с указанием границ уездов, полицейских участков и сельских обществ» 1902 года и др.).

Елизаветпольская губерния была учреждена в 1867 году. Административным центром губернии являлся город Гянджа (в 1804-1918 гг. носил название Елизаветполь), бывшая столица Гянджинского ханства, первая столица независимого Азербайджана, ныне третий по численности населения город страны после Баку и Сумгаита. По состоянию на 1886 год губерния состояла из восьми уездов - Арешского, Джебраильского, Джеванширского, Елизаветпольского, Зангезурского, Казахского, Нухинского и Шушинского. По площади (около 41 тыс. км²) Елизаветпольская губерния была примерно равна Бакинской (около 39 тыс. км²) и значительно опережала Эриванскую (около 27 тыс. км²). В наши дни и формально, и фактически (после полного восстановления Азербайджанской республикой суверенитета над Нагорным Карабахом) большая часть бывшей Елизаветпольской губернии входит в состав Азербайджана, слагая западную половину его территории. Исключение представляет лишь большая часть Зангезурского уезда и юго-запад Казахского уезда, входящие в состав Армении.

На долю городского населения в Елизаветпольской губернии приходилось лишь 10% из общей численности в 728,9 тыс. жителей. Любопытно, что губернский город Гянджа/Елизаветполь был самым маленьким по численности населения из всех трёх городов губернии, насчитывая 20,3 тысячи жителей против 25,8 тысячи в Нухе (ныне Шеки) и 26,8 тысячи в Шуше.

В конфессиональном отношении мусульмане представляли 61,5% населения (из них 25,2% - сунниты, 36,3% - шииты). На долю армяно-григориан приходилось 36,3%, остальные 2,2% были в значительной степени представлены русскими и немецкими колонистами. Русские колонисты, как и практически везде в закавказских губерниях, были представлены последователями различных течений т.н. «духовного христианства» - молоканами, духоборами, прыгунами, субботниками, а также баптистами.

В национальном разрезе 56% населения Елизаветпольской губернии приходилось на азербайджанцев (тюркоязычное население, по терминологии 1886 г. - татары), 35,4% - на армян.

К северо-западу от Елизаветпольской губернии, на юго-западных склонах Большого Кавказа располагалась самая маленькая отдельная единица АТД Российской империи 1-го уровня - основанный в 1859 году Закатальский округ с центром в городе Закаталы (ныне Загатала в Азербайджане). Имея площадь всего около 4 тыс. км² округ был весьма плотно заселен (74,5 тыс. жителей, из них всего 1,7% горожан). 94% его населения были представлены мусульманами-суннитами. В этноязыковом отношении 54% жителей были представителями дагестаноязычных народов (аварцы, цахуры и др.), 28,3% - тюркоязычных (азербайджанцы, по терминологии 1886 г. - татары), ещё 11% - грузинами-ингилойцами.

Как и соответствующие карты по Бакинской и Эриванской губерниям (а также карта этноконфессионального состава сельских н.п. Палестины по состоянию на 1945 год), карта Елизаветпольской губернии и Закатальского округа выполнена методом пунсонов. Несмотря на ряд присущих этому методу недостатков, главный из которых - полное или частичное перекрытие одними пунсонами других, важнейшие преимущества такого рода карты по сравнению с традиционными, выполненными способом ареалов (к примеру, «Этнографическая карта Кавказского края» Н.К. Зейдлица 1880 года) - это возможность одновременного представления как минимум двух параметров - (1) распределения населения по территории со сгустками плотности и (2) собственно конфессионального/национального состава в разрезе каждого отдельно взятого населённого пункта.

Карты конфессионального состава



Конфессиональный состав сельских населённых пунктов Елизаветпольской губернии и Закатальского округа 1886 г.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на получившуюся конфессиональную карту - «ленточный» характер расселения, представленный рядом чередующихся полос, идущих в направлении с северо-запада на юго-восток. Более ясной картина становится при наложении пунсонов на физическую карту. «Сгустки» и «ленты» примерно соответствуют крупным ландшафтным единицам.



Конфессиональный состав сельских населённых пунктов Елизаветпольской губернии и Закатальского округа 1886 г. (наложение на физическую карту)

Густонаселённые южные предгорья Большого Кавказа заселены в подавляющем большинстве суннитами (с небольшими островками православного населения, в основном грузинского), чуть восточнее - уже на территории Нухинского уезда Елизаветпольской губернии - к суннитской полосе добавляется полоса расселения армяно-григориан, при этом (редкий случай для данного региона) армяно-григориане здесь занимают в высотном отношении более низкий «ярус».

Вдоль течения Куры (долина Куры - самая низкая часть большой котловины между Большим и Малым Кавказом) расположена протяженная цепочка шиитских (преимущественно тюркоязычных - азербайджанских) поселений. Далее - уже в предгорьях Малого Кавказа - параллельная полоса армяно-григорианских поселений, заметно «утолщающаяся» в Нагорном Карабахе. Прямо перед Нагорным Карабахом - ареал тюркоязычных (азербайджанских) поселений Равниного Карабаха, переходящий в Куринскую низменность (Ширванская и Мильская степь). Заметно при этом, что равнинные области севернее Куры населены преимущественно суннитами, южнее - шиитами.

На востоке, в Бакинской губернии, ареал армянского населения смыкался с ареалом шемахинских армян, образуя единую полосу. Точно таким же образом азербайджанцы («татары») из числа суннитов Елизаветпольской губернии образуют единый ареал с суннитами Гёкчайского уезда.

Наконец, ещё одна заметно выделяющаяся шиитская полоса расположена уже западнее Нагорного Карабаха. Она вытягивается уже практически в меридиональном направлении и в этническом отношении представлена в основном курдами (см. этническую карту ниже).

Поселения русских «духовных христиан» сконцентрированы в основном в предгорьях и горах Малого Кавказа (смыкаясь с соответствующим русским ареалом к северу от озера Севан в Эриванской губернии). Ещё одна примечательная конфессиональная общность Елизаветпольской губернии - ярсаниты или т.н. «ахл-е хакк» - религиозная группа мистико-гностического толка, распространённая в основном в курдской среде, но в рассматриваемой губернии представленная тюркоязычными жителями поселений степных пространств между Нагорным Карабахом и Араксом. В целом же практически пустые пространства на юго-востоке губернии соответствуют суровой в природно-климатическом отношении Карабахской степи.

Карты национального состава



Национальный состав сельских населённых пунктов Елизаветпольской губернии и Закатальского округа 1886 г.

В разрезе национального состава картина также предстаёт «полосованной», но этнические группы здесь не вполне совпадают с конфессиональными. Тюркоязычные сунниты и шииты в данном контексте образуют единую общность, при этом из состава суннитов выделяются в отдельные этнические категории дагестаноязычные народы Закатальского округа (в основном аварцы и цахуры), лезгины и гапутлинцы, а из состава шиитов - курды (весьма примечательно, что курды Елизаветпольской губернии представлены в большинстве шиитами, в то время как курды соседней Эриванской губернии - суннитами).

Большое светло-розовое пятно в предгорьях Большого Кавказа на северо-востоке губернии - крупнейшее удинское село Нидж. Всего удины проживали в 1886 году в четырёх сёлах Елизаветпольской губернии (Кирзан, Варташин, Меликлы, Нидж). В трёх из них удины на 100% были представлены армяно-григорианами, в одном (Варташин) чуть менее трети (31%) указаны как православные. Таким образом, из общего числа удин православными оказывались около 10%, остальные 90% были армяно-григорианами. Учитывая тот факт, что в территориальном отношении удинский ареал в значительной степени пересекается с собственно армянским, вполне правдоподобной выглядит гипотеза о значительном удинском (шире - лезгиноязычном, «кавказско-албанском») субстрате у армянского населения южных предгорий Большого Кавказа.



Национальный состав сельских населённых пунктов Елизаветпольской губернии и Закатальского округа 1886 г. (наложение на физическую карту)

конфессиональная география, конфессии, география, сунниты, лезгины, шииты, баптизм, сельское_население, демография, Армения, таты, Российская империя, мусульмане, Азербайджан, Ислам, Армянская апостольская церковь, армяне, православные, удины, баптисты, иудаисты, старообрядцы, азербайджанцы, духоборы, Этнические карты, шахдагские народы, Иудаизм, Кавказ

Previous post Next post
Up