Где строят корабли, которые наводят страх на террористов

Oct 16, 2016 11:02

Помните нашумевшую акцию возмездия в прошлом году, когда 7 октября 2015 года, в ходе военной операции России в Сирии три Малых ракетных корабля (МРК) проекта 21631 («Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг»), а также ракетный корабль проекта 11661К «Дагестан» из акватории Каспийского моря обстреляли позиции запрещённой в России террористической организации «Исламское государство» ракетами морского базирования «Калибр-НК». А ещё и 20 октября Каспийская флотилия в том же составе закрепила успех, все цели были поражены, хотя до них и было около 1 500 километров. Все эти корабли были построены на АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького». Кроме того, именно этот завод стоит у истоков создания первых в России быстроходных судов и кораблей на воздушной подушке и с динамическими принципами поддержания. В настоящее время он входит в пятерку ведущих судостроительных предприятий России. А ещё в ноябре прошлого года он отметил свой 120 летний юбилей. За годы своей истории заводом построено более 1 500 морских и речных кораблей и судов различных классов и назначений. Так вот этот легендарный завод я и хочу показать сегодня.





Предприятие расположено в городе Зеленодольск, что в Республике Татарстан, прямо на Волге, что позволяет заводу легко отправлять свои построенные корабли практически в любую точку России, ну и дальше, экспортных контрактов у них тоже хватает. АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» входит в состав крупнейшего многопрофильного холдинга Республики Татарстан - АО «Холдинговая компания «Ак Барс».

2.



История возникновения завода связана с развитием судоходства на реке Волга. В конце XIX века в стране увеличивается потребность в строительстве новых заводов и мастерских по ремонту судов. В 1895 году по решению Министерства путей сообщения Казанского Округа были основаны Паратские судоремонтные мастерские. Они должны были осуществлять ремонт технического флота, а выгодное расположение при пересечении реки Волга с Московско-Казанской железной дорогой только способствовали процветанию данного предприятия. В 1907 году построены механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный цеха, в которых работало 86 человек. К 1913 году судоремонтные мастерские стали хорошо организованным судоремонтным предприятием, имеющим возможность производить постройку судов, а также капитальный ремонт буксирных пароходов, барж и земснарядов до 100 единиц в зиму.

3.



В 1918 году после эвакуации в Паратск (ныне Зеленодольск) части Балтийского и Ижорского заводов судоремонтные мастерские преобразуются в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата. В годы гражданской войны завод являлся базой для ремонта судов Волжской флотилии: переоборудовал пароходы и баржи в военные корабли и к маю 1919 года сдал более 110 судов.

4.



В 1922 году завод получает название "Красный металлист". В этот период, кроме судоремонта, он производит сельскохозяйственную технику: веялки, молотилки, мельничные постава, плуги, чугунное литье. Короче говоря, мастер на все руки. После определённой реконструкции 1925-1930 годах был взят усиленный курс на судостроение. До 1941 года завод выпускал: сухогрузные баржи грузоподъемностью 1100-2300 тонн, речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л.с. в количестве 35-40 единиц в год, а также паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы, причем всё, начиная от проектирования судов до выпуска готовых изделий, велось собственными силами. В 1934 году завод получил первый оборонный заказ на постройку новых для того времени военных кораблей - речных бронекатеров проектов 1124 и 1125, за 10 лет их было построено 154 единицы.

5.



В 1932 году постановлением ЦИК ТАССР заводу присвоено имя Алексея Максимовича Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя. А в списке судостроительных заводов он часто упоминается как Судостроительный завод № 340 (ССЗ № 340). В мае 2003 года государственное унитарное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» преобразовано в открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». А в 2005 году завод вошел в состав АО «Холдинговая компания «Ак Барс», в результате чего и появились новые перспективы. 21 ноября 2015 года завод отметил 120-ю годовщину со дня основания предприятия.

6.



7. Только прошли проходные, а нас уже встречает Малый бронекатер N75 «Калюжный», который участвовал в наступательных операциях Второй мировой войны. Он был построен трудящимися завода в августе 1943 года и прошёл боевой путь от Азова до Вены. Привезен сюда из порта Измаил и был установлен на территории завода в 1973 году.



8. В последние годы компания встала на путь исправления модернизации, один за другим цеха на заводе начинают играть более яркими красками, растёт производительность, да и в целом жить становится интересней и веселее. Так вот за несколько дней до моего визита сюда, 20 сентября этого года, прошла торжественная церемония открытия после модернизации машиностроительного цеха №8. Первым делом мне показали именно его.



9. Этот цех специализируется на изготовление приварного насыщения на заказы судостроения и комплектующие детали машиностроения.



Здесь был проведён ремонт и реконструкция производственных и бытовых помещений на всех участках цеха (слесарный, токарный, электросварочный, фрезерный), произведена замена электроснабжения, освещения, водоснабжения, системы пожарной сигнализации, системы приточной и общеобменной вентиляции, а также системы отопления.

10.



11.



12.



13.



Кроме этого полностью был обновлен сварочный участок: закуплены сварочные столы с фильтровентиляционными установками и сварочное оборудование.

14.



15. По мне так всё очень классно получилось.



Производственно-техническая база АО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» состоит из комплекса цехов, охватывающих все виды современного судостроительного производства, позволяющих строить разнотипные корабли и суда малого и среднего класса. Постройка судов ведется прогрессивным блочным методом на закрытых стапельных местах, оборудованных мощным крановым оборудованием, спусковой наливной док-камерой с системой размораживания акватории в зимнее время. Это позволяет выполнять в любое время года, независимо от погодных условий постройку, спуск судов при высокой степени технической готовности и производить швартовные испытания. На предприятии внедрены прогрессивные организационно-технические принципы поточно-позиционной постройки судов, начиная от запуска металла в производство и заканчивая сдачей построенного судна.

16. Следующий на нашем пути стал корпусообрабатывающий цех.



Наряду с судостроением здесь имеются развитые машиностроительное и металлургическое производства, оснащенные современным оборудованием, что позволяет выпускать широкую номенклатуру продукции судового машиностроения (гребные винты, шпили, лебедки, валопроводы, якоря), а также изделия для нефтегазодобывающей отрасли. А ещё с 1997 года заводом освоено производство по изготовлению крупногабаритных металлоконструкций для мостовых переходов. При этом впервые в России была применена технология изготовления металлоконструкций мостовых пролетных строений из крупногабаритных блоков массой до 120 тонн со сборкой и монтажом блоков с последующей разборкой и доставкой. Так, например, заводом были изготовлены металлоконструкции пролетных строений для моста «Миллениум» в Казани, для мостовых переходов через реку Кама, реку Вятка, железнодорожной эстакады для терминала «Аэроэкспресс» в международном аэропорту «Казань» и др.

17.



18. Машина плазменной резки «OmniMat L5000» (производство MESSER Cutting Systems, Германия), которая может резать низкоуглеродистые стали, высоколегированные сплавы, цветные металлы и титан. А кстати, о титане. Введённый в 1967 году Цех титанового литья до сих пор является одним из крупнейших в мире. Он оснащен 12-ю вакуумными печами. В цехе эксплуатируется крупнейшая в мире вакуумная печь для плавки и заливки титановых сплавов «Нева-5». Мощность титанового производства позволяет производить до 600 тонн титанового литья в год. А так масштабное металлургическое производство Зеленодольского завода позволяет изготавливать отливки сложной конфигурации весом от 30 г до 2500 кг из цветных сплавов на основе меди и алюминия, из углеродистых и легированных марок сталей.



19.



20.



21.



22. Из-за режима секретности, как вы понимаете, они сейчас много чего строят для вооруженных сил, многое показать не могу, но завод реально восхищает и, конечно, заслуживает моего ЗаводычЛайка!



23. Но много корабликов самых разных я, тем не менее, все равно покажу, милости просим в их музей боевой и трудовой славы.



24. В левом углу, внизу, находится фрагмент первого Романовского моста, который находится рядом с заводом. Его открыли 11 июля 1913 года в дни празднования 300-летия дома Романовых. Между прочим, на тот момент по мощности пролётов был первый в Европе и второй после Америки.



25.



26. Один из первых пароходов, игзотовленных на этом заводе.



27.



28.



29.



30.



31.



32. В годы Великой Отечественной войны из 5 тысяч рабочих и служащих, 2800 человек, ушли на фронт. Приняв эвакуированных из Киева и Ленинграда специалистов и оборудование, завод продолжал выпускать продукцию для фронта: бронекатера, малые противолодочные корабли, буксиры, баржи, торпедные катера, а также 76 мм. артиллерийские снаряды, пулеметы, зенитные установки, корпуса авиабомб, саперные лопаты, а также детали для аэросаней.



33. В 1943 году за успехи по выпуску боевой техники и боеприпасов завод был награжден Переходящим Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны. А в 1966 году за заслуги в создании и производстве новой техники завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.



34. В 1949 году на заводе (впервые в стране) внедряется поточно-позиционный метод постройки судов, что дало возможность резко увеличить мощности производства и ежегодно сдавать флоту по 25 - 35 кораблей.



За годы своей истории заводом построено свыше 1500 морских и речных кораблей и судов, в том числе около 600 военных. Среди них малые противолодочные корабли проектов 122б, 201, 201М, 204, корабли связи и вспомогательного флота типа «Звук», десантные штурмовые катера на воздушной подушке «Скат», плавсредства для танков, большая серия противолодочных кораблей «Альбатрос», а также сторожевые корабли для ВМС Германии, Кубы, Югославии, Алжира, Ливии. В начале 80-х годов сдан флоту первый в мире опытный противолодочный корабль пр. 1141 на подводных крыльях «Сокол», а в 90-х построены два ракетных корабля пр. 1239 на воздушной подушке «Бора» и «Самум», не имевшие на тот период аналогов в мире. Наряду с боевыми кораблями завод построил большое количество гражданских судов, это: грузовые теплоходы «Колхозница» - 22 единицы, буксиры - толкачи - 34, рыбодобывающие суда пр.1375 - 10, рыбодобывающие суда пр.1361 - 37, океанские транспортные рефрижераторы проекта 1351 - 4.

35.



36.



37.



38.



39. «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» стоит и у истоков создания первых в мире и уникальных в своем роде быстроходных судов и кораблей с динамическими принципами поддержания, например, «Метеоров». С 1961 года сданы более 300 единиц таких скоростных пассажирских теплоходов на подводных крыльях, которые эксплуатируются на реках России и за рубежом.



40. Помню у нас в Перми ходили такие, а у Вас?



41. Но были и другие времена, в шальные 90-е завод выживал и даже производил вот такие модели.



42.



43. Макет завода. Да, размеры немаленькие.



44.



45.



46.



47.



48.



49.



50.



51.



Среди крупнейших проектов, реализованных заводом за последние годы - строительство ракетных кораблей проекта 11661: флагмана Каспийской флотилии корабля «Татарстан» и усовершенствованного корабля данного проекта «Дагестан»; поставленных на экспорт для ВМС Вьетнама двух фрегатов «Гепард 3.9». В настоящее время строится серия из пяти единиц многоцелевых малых ракетных кораблей класса «река-море» проекта 21631, а также серия противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок».

52.



53.



Любое правильное предприятие, претендующие на лидерство, помимо производственных и финансовых побед просто обязано думать о человеке, создавая благоприятные и комфортные условия как его труду, так и досугу. В этом «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» однозначно тоже преуспел. Одним из таких интересных социальных проектов, который развивается, благодаря заводу, является Яхт-клуб «Дельфин», в котором занимаются дети парусным спортом и моделированием, причём абсолютно бесплатно.

54.



4 июля 2016 года Яхт-клубу уже исполнилось пять лет. За это время была построена благоустроенная береговая база (5 корпусов, эллинг, оборудованный трехуровневый пирс со специальным покрытием, многофункциональная спортивная площадка, волейбольная площадка для пляжного волейбола и другие строения).

55.



На данный момент в клубе занимаются более ста воспитанников в возрасте от 8 до 17 лет, причём из них только 20 % это дети работников завода. Тут рады всем, было бы желание. А у тех, кто серьёзно занимается, и результаты есть. Всего за пять лет в соревнованиях разного уровня ребята завоевали: 107 золотых медалей, 122 серебряных и 94 бронзовых медалей. 4 воспитанника вошли в состав Сборной команды Республики Татарстан, ещё 50 имеют различные спортивные разряды.

56.



57.



58.



59.



Что касается собственно рабочего инструмента, то это: швертботы различного класса (31 шт.), яхта «Нева-2», тренерский катер «Фаворит»-450 с прицепом (2 шт), резиновая лодка с мотором для инструкторов (2 шт.), 2 каяка, 1 байдарка двухместная и 1 катамаран двойка сплавной. Причём этот флот периодически пополняется.

60.



61.



62.



63. Большое спасибо АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» за тёплый приём, а Министерству промышленности и торговли Республики Татарстан и «Республиканское Агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» за организацию моей поездки!



Вся наша история Татарстан промышленный:














Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 200 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:









Создал группу в ОК, прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto , а ещё и в фейсбуке - "Энергетика России": https://www.facebook.com/rusenergy.ru/

МАШИНОСТРОЕНИЕ, Республика Татарстан, ZAVODFOTO - Шагает по стране!, Зеленодольск, СУДОСТРОЕНИЕ, Зеленодольский завод им. Горького

Previous post Next post
Up