Как ни день, так у меня передовик производства. Вот и сегодня такой отличник - это Качканарский горно-обогатительный комбинат (ЕВРАЗ КГОК). Он входит в пятерку крупнейших горнорудных предприятий страны, более того, это единственный производитель ванадийсодержащей железной руды в России. Расположен он в городе Качканаре Свердловской области. Комбинат разрабатывает Гусевогорское месторождение титаномагнетитовых железных руд, содержащих примеси ванадия. Его производственная мощность составляет порядка 55 млн тонн железной руды в год. ЕВРАЗ КГОК входит в группу «ЕВРАЗ», а основным потребителем продукции является родственный ЕВРАЗ НТМК.
Гора Качканар является единственным источником ванадиевой руды в России. Ванадий - это ценный элемент сплава, повышающий качество стали и снижающий себестоимость ее производства. Первые её описания были сделаны в 1770 году академиком П. С. Палласом в книге «Путешествие по разным местам Российского государства». Но из-за того, что качканарские руды содержали мало железа, они для промышленной разработки долгое время были просто не интересны. Осознанная геологическая разведка рудного месторождения началась в первой половине 30-х годов прошлого века. Идея широкого промышленного использования руд с очень низким содержанием железа была чрезвычайно смелой, не имевшей прецедента в мировой практике, поэтому критиков этой идеи было немало. Но тем не менее в 1956 году советское правительство решило построить на Качканаре горно-обогатительный комбинат для поставки ванадиевой руды Нижнетагильскому металлургическому комбинату, а со временем и всем металлургическим заводам Урала. Мы же, коммунисты, лёгких путей не ищем, правда? Первоначально производственная мощность определялась в 15 млн тонн сырой руды и 3 млн тонн железо-ванадиевого концентрата. В итоге КГОК превратился в одно из ведущих горно-обогатительных предприятий СССР и Европы.
2.
Итак, 1 июля 1946 года Трестом «Уралчерметразведка» были прорублены первые визиры, предназначенные для геологической и магнитной съемки на горе Малая Гусева. Так началась разведка Качканарского месторождения. В 1956 году была организована дирекция строящегося комбината, в 1957 году создан трест «Качканаррудстрой». Первыми строителями стали люди из ближайших поселков и Нижней Туры.
3. Главный карьер Качканарского ГОКа
Первым был запущен в эксплуатацию Главный карьер. Официальной датой его создания считается 1 апреля 1959 года. В октябре 1959 года оттуда была отгружена первая тонна вскрыши. Карьер был запущен в эксплуатацию в 1963 году и началась непосредственная добыча руды. Первая была извлечена в июне экскаватором №5 на горизонте 265 метров, затем экскаватором №19 на горизонте 235 метров и небольшой объем достал 10-й экскаватор с 310-го горизонта. Всего за первый месяц было добыто 28 тысяч тонн руды, но каждый новый месяц давал новый рекорд. В итоге за первый год на восьми уровнях Главного карьера был добыт 1 миллион 855 тысяч руды. Параллельно строились корпуса фабрик среднего и мелкого дробления, велось строительство плотины, готовился фундамент под корпус крупного дробления. В 1960-м году начали строить и обогатительную фабрику.
30 сентября 1963 года Государственная приемочная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Качканарского ГОКа в составе Главного карьера, дробильной и обогатительной фабрик.
4.
5. Сейчас объем добычи руды в Главном карьере превышает 14 млн тонн.
6. А это уже Северный карьер, он самый мощный в группе, а ещё и самый протяжённый (длина его горизонтов доходит до 2 км).
Генеральный проект Комбината предполагал строительство только Главного (мощностью 18 млн. т в год) и Северного карьеров (мощностью 15 млн. т в год). Однако, когда уже была запущена обогатительная фабрика и оставались считанные дни до запуска аглофабрики, геологи предложили присмотреться и к Западной залежи. В 1964 году Уралгипроруда принимает решение о разработке Западного карьера (мощностью 15 млн. т в год). Более того, забегая вперёд, скажу, его даже ввели в эксплуатацию раньше Северного. На Западный карьер мы решили не ехать, но вкратце и о нём добавлю. Плановый объем добычи руды там составляет более 11 млн тонн в год. Руда Западного карьера характеризуется повышенным содержанием ванадия.
7.
8.
В 1962-64 годах велось строительство агломерационной фабрики, первая машина была принята в эксплуатацию в январе 1966 года. В апреле 1967 года начались работы на Западном карьере, он был введен в эксплуатацию 31 декабря 1968 года. В январе 1968 года началось строительство фабрики окатышей, которая была введен в строй в сентябре 1970 года. 1 сентября 1971 года был основан Северный карьер, а первую руду на нём добыли ещё в апреле 1969 года.
9.
10.
В 70-е и 80-е годы комбинат продолжал развиваться в основном за счет ввода новых мощностей по добыче и переработке руды, а также за счет внедрения новых технологий производства. В 1987-1992 годах была проведена огромная работа по реконструкции фабрики окатышей. Причём установка оборудования велась в условиях действующего производства, что весьма уникально.
11.
С 2010 по 2013 годы на ЕВРАЗ КГОКе велась реализация крупнейшего инвестиционного проекта по повышению мощности комбината до 55 млн тонн руды в год. Общий объем инвестиций составил аж 2,5 млрд рублей. В 2013 году была произведена замена двух существующих технологических секций цеха дробления на более производительные каскады дробления ThyssenKrupp Fördertechnik GmbH (Германия) с одновременным снижением крупности мелкодробленой руды. Эти новые секции дробления в несколько раз подняли производительность труда, так их мощность возросла с 550 тонн в час до 900 тонн в час. Также была проведена модернизация тракта отгрузки готовой продукции, выполнено техническое перевооружение подстанции № 10. В рамках масштабной программы обновления насосного оборудования в цехе хвостового хозяйства обогатительной фабрики в 2012 году запущены в эксплуатацию 9 новых насосов «Warman» (Англия). И это, конечно, далеко не всё, что было сделано. Его история роста продолжается…
12.
13. На каждом предприятии я ищу свою фишку, вот, например, здесь я впервые так близко увидел загрузку руды в такие локомотивы с думпкарами (так называются железнодорожные грузовые вагоны для перевозки сыпучих грузов).
14.
15.
16.
Подведём итоги, в настоящее время комбинат добывает руду в трех карьерах: Главном, Западном, Северном, а также в Южной залежи. ЕВРАЗ КГОК помимо своих регалий, которые я уже озвучил, ещё и единственный в России комбинат, который производит высококачественное железорудное сырье из руды с низким содержанием железа. Среднее содержание железа в руде у них составляет 15,7 %, а содержание ванадия 0, 13 %.
17.
18. Буровые установки
Что касается технологии добычи, то тут, всё, как у всех. Пробурили, взорвали, нагрузили, вывезли. С нижних горизонтов руда доставляется 130-тонными БелАЗами на дробильную фабрику, им в помощь, как мы видим, железнодорожный транспорт (современные локомотивы НП-1).
19.
20.
21. Плановый годовой объем добычи Северного карьера составляет около 25 млн тонн. Добываемая в карьере руда обладает высокой обогатимостью, но пониженным содержанием железа.
22.
23. Очень был рад встретить на местных просторах чебоксарскую ЧЕТРУ, как-то был у них в гостях и видел, как эту красоту делают:
http://zavodfoto.livejournal.com/3528229.html
24.
25.
После того, как руду добыли, она попадает на Обогатительную фабрику, которая состоит из Цеха дробления и Цеха обогащения. Первоначально она проходит три стадии дробления - крупное, среднее и мелкое.
26.
В цехе дробления работают 11 дробилок крупного дробления, 11 среднего и 22 - мелкого дробления, 20 питателей, 22 грохота ГИТ-51, 18 конвейеров. Их результатом работы является дроблёная руда крупностью + 16,0 мм.
27.
28. Цех дробления запущен в эксплуатацию в 1963 году. Поэтому такие всякие ретро фишки можно встретить и тут, и там.
В Цехе обогащения функционируют 29 технологических секций: секции 1-15 производят концентрат для изготовления агломерата, секции 16-29 - для получения окатышей.
29.
30.
В результате тут получают из бедных титаномагнетитовых руд высококачественные железованадиевые концентраты для агломерации и окомкования с массовой долей железа 60 и 63 % соответственно и пятиокиси ванадия 0,55 - 0,6 %.
31.
32.
33. Сгустители
34.
35. На выходе ЕВРАЗ КГОК даёт порядка 10 млн тонн такого концентрата в год.
36. Цех агломерации и Цех окатышей с крыши Качканарской ТЭЦ, которая также входит в состав комбината.
Следующее звено в нашей производственной цепи - это фабрика окускования, которая состоит из Цеха агломерации и Цеха окатышей. Цех агломерации - это основное подразделение, осуществляющее приём шихты, производство и выпуск агломерата. Производство агломерата ведётся на двух агломашинах АК 3-200, площадь спекания 236 квадратных метров.
37.
38. Штаб Цеха агломерации
39.
Агломерат - это окускованный рудный концентрат, полученный в процессе агломерации. Его получают при обжиге железных и свинцовых руд и других. Содержание железа в нашем агломерате достигает 57 %, пятиокиси ванадия - 0,55 %, механическая прочность - более 70 %.
40.
41. Охладитель обжиговой машины
42.
А мы уже на финишной прямой, в Цехе окатышей. Окатыши - это обожженный продукт шарообразной формы, получаемый специальными концентрирующими способами из мелкой (пылевидной) руды или тонкоизмельченных концентратов.
43.
44. Отсюда осуществляется контроль и управление процессов в Цехе окатышей.
45. ОБщая схема работы Цеха окатышей
Процесс изготовления окатышей часто называют окатывание руды. Т.е. шихта, смесь тонко измельчённых концентратов железосодержащих минералов, флюса (различных специальных добавок, регулирующих состав конечного продукта) и упрочняющих добавок (обычно это бентонитовая глина) вначале увлажняется, а потом подвергается окатыванию во вращающихся чашах (грануляторах). В результате этого процесса получаются частицы круглой формы диаметром 1÷30 мм. Далее они высушиваются и обжигаются при температурах 1200÷1300° C на специальных установках - обжиговых машинах.
46.
47.
48.
49. Большая металлургия - это не всегда шик-блеск, но красота точно! Масштабы производства здесь огромны и весьма интересны, мой день удался, за это от меня ЗаводычЛайк совсем не жалко!
50.
51.
52.
53.
54.
В цехе окатышей действуют четыре обжиговые машины ОК-228 с комплектующим оборудованием - модернизированным чашевым охладителем и чашевыми окомкователями, развитыми схемами газопотоков. На всех обжиговых машинах установлена система управления тепловым режимом горна.
55.
Обожжённые окатыши приобретают высокую механическую прочность, а ещё удаляется значительная часть ненужных сернистых загрязнений.
56.
57.
58.
59.
60.
61. Вот так и выглядит готовая продукция Качканарского ГОКа - окатыши. В 2015 году комбинат их произвёл 6,5 млн тонн, а ещё и 3,5 млн тонн агломерата впридачу.
62. Большое спасибо всей пресс-службе
Группы «ЕВРАЗ», коллективу
«ЕВРАЗ КГОК» за тёплый приём и лично Татьяне Казаковой за организацию моего визита!
Вся наша история с Группой «ЕВРАЗ»:
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 200 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ:
http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html «Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»:
http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
Создал группу в ОК, прошу всех в гости:
http://ok.ru/zavodfoto , а ещё и в фейсбуке - "Энергетика России":
https://www.facebook.com/rusenergy.ru/