Уральский турбинный завод

Nov 07, 2016 12:01

Пока кто-то там далеко, за лужей, продолжает считать нас какой-то региональной державой с разорванной в клочья экономикой, а тем временем на Урале, в Екатеринбурге, куётся энергетическая мощь нашей страны. Сегодня я Вам, дорогие мои, покажу один из крупнейших энергомашиностроительных заводов России - ЗАО «Уральский турбинный завод» (УТЗ). Он специализируется на разработке и производстве паровых теплофикационных и конденсационных турбин различной мощности. Между прочим, более половины (по мощности) теплофикационных турбин в России были изготовлены именно на этом заводе. А всего он уже произвёл более 900 паровых турбин. УТЗ входит в состав Холдинга «Ротек», который в свою очередь контролируется Группой компаний «Ренова». Но самое главное именно «Уральский турбинный завод» стал тем сотым предприятием, которое я посетил в этом году!





ЗАО «Уральский турбинный завод» включает в себя Заготовительное производство (сварочный и кузнечно-термический участок), Лопаточное производство, Турбинное производство и Испытательную станцию балансировки роторов. С первого мы и начнём наше знакомство с заводом.

2. Цех Металлоконструкций. Здесь режут-варят различные металлоконструкций для турбин (конденсаторы, подогреватели, корпусные и прочие узлы).



3. Портальная машина плазменной резки MultiTherm 3600 немецкой компании Messer Cutting&Welding. На ней режут любой листовой металлопрокат толщиной от 1 мм до 50 мм.



4. А вот и результаты её труда.



Свою историю «Уральский турбинный завод» ведёт с сентября 1936 года, когда Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве турбинного завода на площадке Уралэлектромашины и переименовании всего комплекса в Уралтурбоэльмаш. 2 октября 1938 года постановлением Экономсовета при Совнаркоме СССР Уралтурбоэльмаш разделился на два самостоятельных предприятия - Уралэлектроаппарат и Уральский турбинный завод. Эта дата и считается Днём рождения завода.

5.



Первой машиной уральского турбинного завода стал судовой турбопитательный насос, который создавался по проекту Ленинградского металлического завода. Турбопитательный насос получил название ТНО-120-40 и был включен Главтурбопромом в программу завода на 1941 год. Изначально предполагалось, что завод будет производить лишь судовые турбины и, возможно, в будущем освоит турбины для электростанций. Но неожиданно поступил заказ на турбину Кировского завода ОКО-120. Уральские специалисты изучили эту тему, внесли свои изменения и изготовили свою турбину ОКО-120 мощностью 12 тыс. кВт, которую в последствии переименовали в АТ-12-1.

6.



В годы ВОВ на территории УТЗ разместились дизельная часть Кировского завода, эвакуированного из Ленинграда, и Турбогенераторный завод - из Харькова. Дизельный выпускал моторы для боевых машин, турбинный - запасные части для ремонта турбин на электростанциях. В среднем завод изготавливал по 25-30 дизель-моторов для танков Т-34 и КВ в сутки, за что впоследствии (в 1942 и 1943 годах) был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Первый танковый мотор был произведён 27 октября 1941 года. Более того, в военные годы УТЗ был единственным в стране турбостроительным заводом, обеспечивающим действующие электростанции запасными частями. Во время войны завод изготовлял запчасти для 180 типов турбин. В 1942 году на заводе был начат выпуск судовых турбин мощностью 16 МВт по чертежам Ижорского завода им. Жданова (Ленинград), в 1943 году изготовлена первая судовая турбина ТВ-6 мощностью 22 МВт на основе чертежей Кировского завода (Ленинград). Всего предприятие изготовило 69 судовых турбин. В декабре 1944 года была собрана паровая теплофикационная турбина АТ-25-2 опять-таки на основе чертежей ЛМЗ.

7.



5 апреля 1948 года моторный и турбинный заводы были объединены в Турбомоторный завод. В 1976 году предприятие стало именоваться производственным объединением «Турбомоторный завод» им. К.Е. Ворошилова. Постепенно предприятие наращивает долю в производстве теплофикационных паровых турбин различной мощности. К 1953 году ТМЗ совершил качественный скачок: начал выпускать паровые турбины мощностью 25 МВт, т.е. в 2 раза мощнее своего первенца, а к в 1959 году перешел на выпуск агрегатов мощностью 50 МВт. Еще через два года перешел на выпуск «соток» (турбин, мощностью 100 МВт),  принципиально новых по своей конструкции машин, а в своем классе еще и самых мощных в мире. Следующим шагом стал выпуск турбины Т-250. Первая такая машина предназначалась для Москвы и должна была обеспечить светом и теплом одновременно Люблино, Кузьминки, Вьюхино. Московская ТЭЦ-22 с пуском такой новой турбины на тот момент стала самым крупным теплофикационным блоком в мире. В 1960-е годы на ТМЗ появилось новое стратегическое направление производства - газотурбиностроение. 31 декабря 1962 года первая уральская газовая турбина ГТ-6-750 была полностью собрана, вскоре её начали серийно выпускать.

8.



В сентябре 2003 года турбинное производство ОАО «Турбомоторный завод» было выделено в самостоятельное предприятие - ЗАО «Уральский турбинный завод». Так завод вернул себе первоначальное имя и былую специализацию. За свою историю предприятие изготовило около 900 турбин общей мощностью более 63 тысяч мегаватт. Сейчас турбины под маркой «УТЗ» установлены во всех 14 странах ближнего зарубежья, созданных на основе бывших республик СССР, а также в странах Восточной Европы, Италии, Египте, Монголии, Китае, Корее, Индии и Японии.

9.



Сегодня завод производит: теплофикационные и конденсационные турбины до 330 МВт для энергетики, работающие в цикле ПСУ, паровые турбины для ПГУ (ПГУ-115, ПГУ-220/230, ПГУ-420/450, ПГУ-900), приключённые турбины, судовые турбины и теплообменное оборудование и т.д. Кроме этого он оказывает сервисное обслуживание и модернизацию действующих турбин.

10. Кузнечно-термический цех



11. На этом участке делают заготовки, например, для лопаток, а также выполняется термическая обработка деталей после предварительной механической обработки и сварки.



12.



13.



14. Камерные термические электропечи



15.



16.



image Click to view



17.



18.



19.



20. Лопаточный цех Т-3. Здесь изготавливают лопатки всех видов и размеров для паровых и газовых турбин, выпускаемых на УТЗ от 6 до 250 МВт.



21. В центре, для примера, уже готовая лопатка, по бокам путь от заготовки до полуфабриката.



22. На момент моего визита идёт реконструкция этого цеха и перенос оборудования в другое помещение, поэтому рабочей обстановкой пугать не буду, поверьте на слово, совсем скоро тут будет город-сад.



23. Одна из лабораторий контроля.



24. Механосборочный цех Т-1. Здесь выпускают детали паровых турбин, узлов регулирования, крупногабаритные детали газовых турбин и другие запасные части к энергетическому оборудованию.



25. Вот в таком виде сюда приходят заготовки для дальнейшей обработки. Эта, например, пришла из Питера с завода «ОМЗ-Спецсталь».



26. Токарный станок Hoesch MFD. На нём ротор турбины К-65 для Калининградской генерации



27. Портально-фрезерный обрабатывающий центр TOS KURIM



28.



29.



30.



31. Горизонтально-расточный станок ŠKODA



32. Сборочный цех



33. Потенциальная годовая производственная мощность УТЗ составляет 1,6 ГВт. Т.е. ежегодно завод способен выпускать от 10 до 15 комплектов турбин.



34. Роторы турбин



35. Сборка ротора среднего давления турбины для ТЭЦ-22 (Мосэнерго)



36.



37.



38. На заводе работает около 1 400 сотрудников.



39. На судоверфи ООО «Балтийский завод - судостроение» в Питере строится атомный ледокол нового поколения ЛК-60 проекта 22220 «Арктика». По своим техническим характеристикам он на голову выше своих зарубежных аналогов. Так и в этом проекте без Уральского турбинного завода тоже не обошлось. Этот ротор - их! А так УТЗ для сборки ледокола изготавливает цилиндры низкого давления и конденсаторы, которые предназначены для двух паровых турбин судна.



40. Окрасочный участок



41. В прошлом году УТЗ произвёл 11 комплектов турбинного оборудования, при этом 11 паровых турбин были введены в эксплуатацию. Кроме этого силами завода были проведены 40 мероприятий по техперевооружению. В результате одна пятая мощностей в РФ, введенных в 2015 году имеют в своём составе оборудование Уральского завода. А это целых 904 МВт введённой мощности с турбинами УТЗ.



42.



43.



44.



45.



46.



47. Перед нами сборочный стенд, где собирают самую крупную из теплофикационных турбин в мире по величине отбора на отопление и одной из крупнейших по номинальной мощности - Т-295/335-23,5 (Т-295). Она будет установлена на ТЭЦ-22 (Мосэнерго). Вот у меня и повод появился к московским энергетикам напроситься :).



48. Сам проект предусматривает реконструкцию турбинного блока c заменой устаревшей турбины Т-250/300-23,5 на эту новую Т-295/335-23,5. В результате Электрическая мощность станции составит 295/335 МВт, а Тепловая нагрузка увеличится до 385 Гкал/ч (на 35 Гкал/ч) и при этом КПД установки увеличится на 4 % (до 39-40%).



49.



50.



51. Для любителей статистики несколько цифр. Длина этого стенда-великана - 37 м, ширина -17 м, высота - 4 м.



52. Впереди находится ещё один сборочный стенд, он немного постарше, но по функционалу нисколько новому не уступает.



53. Здесь уже собирают для Новолипецкого металлургического комбината



54. По проекту УТЗ собирает турбину ПТ-60 в комплекте с генератором. Часть оборудования уже отправлена заказчику. Ввод энергоблока в строй намечен на 2017 год. Реализация этого проекта позволит увеличить мощность станции НЛМК на 10 МВт.



55.



56. А это уже участок упаковки и отгрузки.



57. Большое спасибо пресс-службам АО «РОТЕК» и ЗАО «Уральский турбинный завод» за открытость и тёплый приём, а также лично Денису Белозерову и Елене Венедиктовой за организацию моего визита! А так, в целом, мне завод очень понравился, желаю ему дальнего роста и процветания, а пока заслуженный мой ЗаводычЛайк!



Вся наша история c ГК «Ренова»:

АО «РОТЕК»:







ПАО «Т Плюс»:








Другие:







Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 200 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:









А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/

МАШИНОСТРОЕНИЕ, Уральский турбинный завод, ZAVODFOTO - Шагает по стране!, ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ, Свердловская область, Екатеринбург, Ротек

Previous post Next post
Up