Сегодня я буду пиарить опять наш Пермский край. В истории нашей страны развитие космической мысли всегда было впереди планеты всей, а после того, как мне посчастливилось побывать на
Космодроме «Восточный», космическая тема меня зацепила не по-детски, тем более наш регион вносит существенный вклад в развитие космической отрасли. Именно в Перми расположено ПАО «Протон-ПМ», одно из ведущих предприятий аэрокосмической промышленности России, которое специализируется на изготовлении жидкостных ракетных двигателей РД-276 для первой ступени ракет-носителей тяжелого класса «Протон-М», кроме этого предприятие оказывает комплекс услуг по испытанию газотурбинных установок (ГТУ) мощностью 10-25 МВт (а может и до 40 МВт) для запуска газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и газотурбинных электростанций (ГТЭС). На протяжении своей истории это предприятие было секретным и закрытым и попасть сюда постороннему человеку было просто не реально, тем более с фотоаппаратом, всё меняется, и настоящие лидеры понимают, что с блогерами дружить надо, за что им большой респект! Итак, сегодня в нашем проекте
«Пермский край - Нам есть чем гордиться!» - наш «Протон-ПМ».
Днём начала отсчета истории пермских ракетных двигателей считается 12 марта 1958 года. В этот день приказом Совнархоза Пермского экономического административного района было создано специальное производство по изготовлению жидкостных ракетных двигателей на Пермском моторостроительном заводе № 19 им. И. В. Сталина. Главной задачей нового производства стало освоение двигателей РД-214 ракеты Р-12 и ракеты-носителя «Космос». В январе 1959 года пермский РД-214 с успехом выдержал суровую проверку на стенде ОКБ-ГДЛ (г. Химки). Так называлось советское опытно-конструкторское бюро по разработке жидкостных ракетных двигателей (сейчас - АО «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко»). С этого момента и началось серийное производство жидкостных ракетных двигателей.
2.
В 1962 году на предприятии разворачивается подготовка к изготовлению более мощного двигателя - РД-253 для ракеты-носителя «Протон». Этому двигателю суждено было выпускаться почти четверть века. 1964 год стал переломным для завода. Производство ракетных двигателей выделилось в отдельную структуру и получило название «второе производство». В 1987 году началось освоение производства, модифицированного РД-253, значительно увеличившего возможности ракеты-носителя «Протон». Новый двигатель получил название РД-275. В 1995 году, как и многие другие наши предприятия, завод проходит процедуру акционирования и становится уже самостоятельным предприятием. Сохраняя лучшие свои традиции, АО «Протон-ПМ» сегодня уверенно смотрит в будущие и с каждым годом делает космос ещё доступней для нас.
3.
4. Вся производственная база здесь включает в себя 14 цехов.
5. Друзья-роботы и здесь за норму!
6. Более того, наше предприятие полного цикла, здесь живут по правилу - «Хочешь сделать что-то хорошо - сделай это сам!». Поэтому они сами заготовку делают, потом сборку осуществляют, а далее ещё всё и испытывают. Так что здесь контроль качества на всех этапах.
7.
8. Литейное производство
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15. Предприятие смело идёт в ногу со временем, поэтому частыми гостями завода являются студенты, школьники, которые и станут опорой уже в недалёком будущем.
16.
17. Цех механообработки.
18.
19.
20.
21. Всего на заводе трудятся более 4 300 сотрудников.
22. Впереди нас ждёт самый главный цех - Цех сборки
23. Небольшая историческая композиция при входе
24.
25.
26.
27.
28. Двигатели РД-276 для первой ступени ракет-носителей «Протон-М», изготовленные в Перми, признаны во всем мире самыми надежными в своем классе. Коэффициент надежности двигателя составляет - 0,998
29. Двигатель РД-276 (14Д14М) является форсированной по тяге модификацией двигателя РД-275 (14Д14). Его серийное производство было начато в 2006 году. Сейчас именно они являются основной продукцией завода, их удельный вес в общем объеме производства составляет 75-80 %. Что касается основных параметров. То это мощный однокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием генераторного газа. Он в составе комплекта из 6 штук входит в двигательную установку первой ступени ракет-носителей тяжелого класса серии «Протон».
30. С помощью ракет-носителей «Протон» с пермскими двигателями были выведены на орбиту основные модули Международной космической станции, спутники системы ГЛОНАСС, пилотируемые орбитальные станции «Салют» и «Мир», межпланетные станции для исследования Луны, Марса, Венеры - «Космос», «Экран», «Радуга» и другие, а также зарубежные исследовательские спутники и спутники связи.
После того, как мы посмотрели основную производственную площадку, двинулись в сторону микрорайона Новые Ляды, там расположен испытательный комплекс завода. Более того, в перспективе именно в этих краях будет создан «Инновационный территориальный кластер «Технополис «Новый Звездный», который объединит научно-образовательные институты и производственные мощности крупнейших предприятий региона в области ракетного и авиационное двигателестроения, а также выпуск высокотехнологичной продукции энергетического машиностроения. А инициатором этого проекта, как раз был наш сегодняшний герой.
31.
32. И первое, что мы тут увидели, это система водоснабжения испытательного стенда. Она включает в себя четыре резервуара емкостью по 200 м3, два компенсационных бака емкостью по 5м3, насосную станцию водоподготовки, насосную станцию системы охлаждения силового агрегата и компрессорную станцию для наддува компенсационных баков.
33.
34. А вот, собственно, сам комплекс гидравлических испытаний агрегатов жидкостных ракетных двигателей. Сам стенд испытаний турбонасосных агрегатов включает в себя силовую установку, адаптивную систему для монтажа насосных агрегатов, «подкатной стол» с автоматической подачей на рабочую позицию и автоматизированная система управления и измерения. Мощность установки составляет 10 МВт, максимальная частота вращения - 1500 об/мин.
Строительство комплекса началось в 2012 году, а 15 апреля 2015 года состоялся его торжественный запуск. Он предназначен для испытания агрегатов различных двигателей, в том числе двигателя РД-191 нового семейства российских ракет-носителей «Ангара».
35.
Последним пунктом нашего знакомства с заводом стал ещё один испытательный стенд, тоже очень уникальный, единственный в России такого уровня. На нём проводят серийные испытания мощных газотурбинных двигателей, в диапазоне до 40 МВт. Открыли его 18 июля 2013 года. Газотурбинное направление, мало того, что оно сейчас очень актуально, но ещё позволяет «Протон-ПМ» диверсифицировать свои производственные мощности, предоставляя свои аутсорсинговые услуги коллегам машиностроителям, прежде всего пермским предприятиям, входящих в состав Объединенной двигателестроительной корпорации, а это АО «ОДК-Пермские моторы» (кстати, тоже хорошие друзья нашего блога) и АО «ОДК-Авиадвигатель». В результате такой кооперации существенно выигрывает наш регион в целом.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42. Пульт управления
43. Большое спасибо пресс-службе
ПАО «Протон-ПМ» за возможность здесь побывать!
Вся наша история с предприятиями Пермского моторостроительного комплекса:
Ещё по теме:
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 250 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ:
http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html «Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»:
http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи:
http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
А ещё прошу всех в гости:
http://ok.ru/zavodfoto и
https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/