На северо-западе Вологодской области на реке Вытегра, на Волго-Балтийском водном пути находится небольшой российский городок Вытегра, в нём всего проживает немногим больше десяти тысяч человек. Городок довольно уютный, утопающий в зелени. Даже в самом центре города очень много одно- и двухэтажных домиков. Наш путь шёл и через этот населённый пункт, была даже остановка, чем мы и воспользовались, и погуляли по этому городку.
На месте нынешней Вытегры существовало село Вянги, названное так по Вянгиручью. Это название происходит от карельского vengi, что значит «ручей или небольшая речка, соединяющая два озера (ламбы, болота); протока», «бухта, заливчик». Ниже по течению стоит Вытегорский погост (с. Анхимово), первое письменное упоминание о котором относится к 1496 году. Вытегорский погост был крупным торговым центром Новгородской земли, здесь существовали торговый двор и волок между реками. Торговали здесь не только русские купцы, но и «немцы».
2. Речной вокзал города Вытегра
Новый этап в развитии Вытегры начинается в начале XVIII века. Петр Великий задумался о строительстве системы каналов, с помощью которых можно было бы снабжать Петербург товарами из Центральной России, Волжского бассейна. В 1711 году Петр лично приехал сюда, выбирая трассу будущего канала. А в 1715 году выше Вянгинской пристани построили судоверфь, которая функционировала до 1847 года.
3. Городской краеведческий музей. Он был основан в ноябре 1913 года и первоначально основная экспозиция находилась в Сретенской церкви. После её передачи в РПЦ музей переехал на новоё место сюда, на проспект Победы 4.
Постепенно село Вянги, благодаря своему выгодному географическому положению, росло, через него проходил ещё один торговый путь - из Архангельска в Санкт-Петербург. В 1773 году Вянги по указу Екатерины Великой были преобразованы в город Вытегру, названный так по протекавшей здесь более крупной реке - Вытегре.
4. Межевой камень 18 века. Когда происходило межевание земли, такие камни втихаря по ночам передвигали в пользу своей территории, вот хитрюги, а соседи на следующую ночь двигали их снова, но в обратном направлении :)
Петровская идея канала реализовалась лишь столетие спустя. В 1799 году началось строительство Вытегорского, или Мариинского канала, соединившего Вытегру с рекой Ковжей, впадающей в Белое озеро и тем самым принадлежавшей бассейну реки Волги. Официально судоходство началось по нему 21 июля 1810 года. Свое название система получила в честь императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла.
5.
После строительства канала Вытегра превратилась в северные ворота водного пути, а Череповец - в южные. В Вытегре грузы переваливали с лодок-белозёрок на более легкие речные суда для отправки их по воде уже в Санкт-Петербург, либо грузили на сухопутный транспорт для отправки в Архангельск. В итоге Вытегра быстро росла, появились полотняно-парусные мануфактуры, судоверфь, красильни, кирпичные и свечные заводы. Было даже предложение сделать Вытегру центром Олонецкой губернии. Всё изменилось со строительством железных дорог. Постепенно роль водных путей стала падать. К началу XX века Вытегра превратилась в тихий уездный город и одно из мест ссылки политзаключенных.
6. Проспект Победы.
7. Памятник в честь воинов-вытегоров, погибших в годы ВОВ.
Новый этап в развитии Вытегры наступил после завершения строительства Волго-Балтийского канала, ставшего преемником Мариинской системы. Работы по усовершенствованию Мариинской системы предполагалось начать еще в 1930-х годах, однако строительство началось лишь в 1940 году, было прервано в годы Великой Отечественной войны и возобновилось только в 1950 году. В мае 1961 года были завершены работы на Вытегорском и Белоусовском гидроузлах. Все шлюзы, кроме Пахомовского, были стандартизированы по конструкции и высоте - 13,5 метров. В июне 1964 года Волго-Балтийский путь был полностью сдан в эксплуатацию.
8.
9. Автовокзал
Откуда пошло само слово вытегра до конца не ясно. Есть предание, согласно которому у Петра Великого, когда он находился в Вянги, украли камзол и царь в порыве гнева воскликнул: «Вы тигры», отсюда и пошло название «Вытегра». Однако ученые полагают, что слово вытегра имеет более древние финно-угорские корни.
10.
11. Церковь Сретения Господня.
Сретенский храм - это один из главных исторических памятников, которыми может похвастать город Вытегра. Он был построен в 1873 году. Правда, первая Сретенская церковь из камня была возведена на этом месте ещё раньше, в 1801 году. Закладкой гранитного фундамента под храм руководил викарий Санкт-Петербургской епархии, епископ Ладожский. Открытие храма и освящение бокового придела во имя св. Павла было приурочено к столетию со дня основания города Вытегра.
12.
13. За Сретенской церковью стоит деревянная часовня Исаакия Далтматского, которая выполнена в форме шапки Мономаха (1881 г). Она является действующей. Часовня была перенесена на нынешнее место из района, затопленного при строительстве Вытегорского водохранилища. Часовня, построенная в стиле русского северного модерна.
14. Памятник поэту Николаю Клюеву
15.
16. Танцплощадка, она же и арена, и сцена для уличных гуляний
17. Мост через ручей Вянг. Ох, и наделал это ручеёк шуму недавно! Из-за ливней вышел из берегов и затопил центр города!
18. Вытегорские уточки
19.
20. Канал
21. Музей «Водные пути Севера» посвящен строительству и эксплуатации Мариинской системы, перестроенной впоследствии в Волго-Балт. Музей располагается в деревянном здании бывшей гидроэлектростанции.
22. Система шлюзов Волго-Балтийского канала. Мы здесь!
Экспозиция музея не очень большая, но всё-таки очень познавательная. Здесь можно увидеть примитивные орудия труда, с помощью которых строили Мариинский канал, старые литографии и фотографии, различные документы, узнать об истории строительства Волго-Балтийского канала. Короче говоря, всё это довольно неплохо помогает окунуться в ту эпоху.
23.
24.
25. Макет шлюза №1 Мариинского канала, 1810 год. Длина - 35 м., ширина - 8,8 м, подъём воды - 1,4 м.
26. Макет шлюза №1 Мариинского канала, 1896 год. Длина - 75 м., ширина - 10 м, подъём воды - от 3,5 до 1,9 м.
27.
28.
29. Макет шлюза № 1 Волго-Балтийского канала, 1961 г. Его длина - 270 м, ширина - 17,8 м, подъём воды - 13,1 м. Вот так он и сейчас выглядит.
30. Ленин и здесь на посту! И живее всех живых)
31. Кинотеатр «Волго-Балт»
32. Для развития чувства патриатизма в молодых вытегорцах, здесь установлен вот этот арт-объект
33. Воскресенский собор, расположенный в самом центре, на проспекте Ленина, был построен в 1800 году в стиле барокко. После постройки представлял собой пятиглавый собор с возвышающейся над собором колокольней, которую венчал шпиль, и трапезной. В советское время храм частично разобрали и организовали в его помещении Дом культуры водников. В 2009 году за него взялись и провели ремонт.
34. Вид на него с другого ракурса
35. Памятник Кирову
36.
37. Памятник Героям Онежской флотилии. Онежская флотилия - военная флотилия в составе Военно-Морского флота СССР, действующая в Онежском и Ладожском озерах в период Гражданской и Второй Мировой войн. Основная база находилась в Петрозаводске, две другие - в Лодейном Поле и Новой Ладоге. В период советско-финской войны флотилия защищала города и села региона. После захвата Петрозаводска центральная база находилась в Вытегре. Памятник установлен над братской могилой экипажа одного из катеров флотилии.
38. Здание администрации
39.
40.
41. Один из каналов в Вытегре, здесь же отдыхают корабли
42. Они здесь на любой цвет, размер и возраст. Выбирай любой :)
43. Я себе выбрала вот этот, Патрульный!
44.
45. Эх, отцепить бы этот кораблик и рвануть в плавание!
46. "По морям, по волнам, нынче здесь, завтра там!"
47. Хорошооо! С погодой нам опять очень повезло))) А еще вчера у них здесь был дождь и прохладно. Но мы привезли солнышко и тепло!
48.
49. Арт-отель Wardenclyffe Volgo-Balt
50. Памятник комсомольцам. В нём замуровано послание потомкам, которое откроют совсем скоро, в 2018 году
51.
Шлюз №1 Волго-Балтийского канала (Волго-Балта) - судоходный однокамерный шлюз, расположенный между 880,1 и 878,8 км ЕГС, входящий в состав Вытегорского гидроузла. Расположен в городе Вытегра (Вологодская область), на участке между рекой Вытегра и Вытегорским водохранилищем. Он был построен в 1959-1961 годах. Торжественное открытие состоялось 21 мая 1961 года.
52.
Длина камеры шлюза - 269,9 метров, ширина - 17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны реки Вытегры) - 4,1 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №2, - 4,45 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 13,1 метра.
53. Автомобильный мост, около нижних ворот шлюза.
54.
Ширина нижнего подходного канала составляет 40 метров, верхнего - 46 метров. Нижний подходной канал имеет причальную стенку длиной 245 метров, которая находится у правого берега, а верхний подходной канал имеет причальную стенку длиной 280 метров, находящуюся со стороны левого берега.
55.
56. Военный катер Онежской флотилии.
Наверное, главная достопримечательность города, вот этот Музей «Подводная лодка Б-440» (проект 641). Здесь постоянно действующая экспозиция приближена к обстановке, в которой работали и жили моряки-подводники во время длительных морских походов. В состав экипажа входило 70 человек, из них 12 человек - офицеры. Такие дизель-электрические подводные лодки проекта 641 были предназначены для прикрытия морских караванов, защиты торговых и коммуникационных путей, сопровождения соединений. Основное вооружение - шесть носовых торпедных аппаратов, которые дополняют ещё четыре кормовые. Общий боезапас - 22 торпеды. В их число входили и первые «телеметрические» модели, управляемые по проводам. Но на практике в боевые походы нередко брали до 1/3 мин, заменяя ими торпеды. За управление процессом стрельбы отвечал комплекс «Ленинград-641». Субмарины имели на вооружении торпеды с ядерной боевой частью, но предназначены они были исключительно для атак на надводные корабли противника. На западе эти подлодки быстро получили название Foxtrot. Это был один из первых проектов субмарин, которые массово передавались союзникам по варшавскому договору, а также иным, просоветски настроенным странам. Например, две подлодки сразу после постройки были переданы Польше. Всего за рубеж (не считая стран социалистического блока) передали 13 таких субмарин, причем получили их, в частности, Ливия и Куба. Особо про них стали говорить, когда они были задействованы во времена Карибского кризиса. Именно они участвовали в прорыве блокады Кубы, причем точное количество подлодок, задействованных в этой операции, неизвестно и по сей день. Считается, что там были подводные лодки 641 проекта 19 бригады.
Наше подводное судно было заложено 1 июня 1970 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Спущено на воду всего через три с половиной месяца, 16 сентября того же года. Ровно 4 месяца спустя лодка вошла в состав легендарной 4-й эскадры ПЛ КСФ, совершила ряд дальних походов в Средиземное море, Атлантику, с 1994 в составе ДКБФ. В начале 2000-х превращена в музей и установлена на вечную стояку в Вытегре.
57.
58. Спасибо команде теплохода-пансионата "Дмитрий Фурманов" и
компании Инфофлот за интересное и познавательное путешествие, с вами было очень здорово! Продолжение следует...
Хотите отдохнуть ещё лучше, чем мы, жмите на картинку и выбирайте свой круиз на ваш вкус. Кстати, они продают круизы, как на свои теплоходы, так и теплоходы партнёров, причём по всему миру!
Как мы плавали в другие годы:
Круиз на теплоходе «Дмитрий Фурманов» - 2017:
Круиз на теплоходе «Дмитрий Фурманов» - 2018:
Круиз на теплоходе «Н. А. Некрасов» - 2019:
#Инфофлот #КруизнаякомпанияСозвездие #infoflot #круиз #поравкруиз #infoflotCruise #хочувкруиз #Созвездие #ТеплоходДмитрийФурманов #ДмитрийФурманов
Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:
Яндекс.Дзен /
LiveJournal /
Facebook /
ВК /
Одноклассники /
Instagram