С вводом Совгаванской ТЭЦ, которую запустили 9 сентября 2020 года, началась, пожалуй, новая история энергетики не только Советско-Гаванского района Хабаровского края, но и всего Дальнего Востока. Ну, как у нас там говорится: «Молодым - везде у нас дорога, старикам - везде у нас почет». Новая ТЭЦ уже в недалёкой перспективе примет эстафету от уже старенькой Майской ГРЭС, которая была запущена ещё в 1938 году. Конечно она, как настоящий боец готова работать и дальше, и всё же износ основного оборудования у ней составляет более 80 %, а это значит, ухаживать за ней с каждым годом становится всё труднее и труднее. А так за свою интересную жизнь Майская ГРЭС выработала суммарно около 11 млрд кВт/ч электрической энергии и более 2 млн Гкал тепловой. Так это я к чему, раз уж я попал в эти места, такую энерготрудягу точно не мог обделить своим вниманием и напросился в гости, а компания «РусГидро» мне и в этом не отказала.
2. На территории станции есть мемориал памяти первостроителям и персоналу первой очереди станции ДЭСНА. Его открыли к 75-летию объекта.
Майская ГРЭС расположена на берегу бухты Западная Японского моря и является единственной из 7 электростанций Хабаровского края, использующей для производства энергии морскую воду, например, с помощью её удаляется зола. Сейчас Майская ГРЭС работает под флагом АО «Дальневосточная генерирующая компания», входящим в группу РусГидро. Пока станция всё-таки обеспечивает энергией Ванинский и Советско-Гаванский районы Хабаровского края.
3. Турбинный цех.
В 1935 году в поселке Рыбкино на берегу Татарского пролива военные затеяли строительство Дальневосточной электростанции специального назначения (ГЭС «ДЭСНА»). Именно так называлась Майская ГРЭС до 1971 года. Станция должна была обеспечить электроэнергией город Советская Гавань и порт Ванино, но самое главное - дать надежную энергию базе военных подводных лодок на западном побережье Татарского пролива.
4.
В 1938 году её первый агрегат мощностью 3 МВт был запущен в эксплуатацию, а заодно и два котла стали показывать себя в деле. К сожалению, действующего оборудования той поры на станции не сохранилось или я плохо искал. Тут же началось строительство подстанций и прокладка электросетей. В результате чего электростанция вошла в систему «Дальэнерго». В 1940 году был осуществлен пуск турбоагрегата ОК-30 мощностью 3МВт и двух котлов системы «Бабкок - Вилькокс» с параметрами пара: давлением 16 кг\см2, температурой 375°С, паропроизводительностью 12т/ч. А тут Великая Отечественная война внесла свои коррективы, стройку притормозили. В дни войны каждый пятый работник электростанции ушел на фронт, но и на гражданке оставшийся коллектив станции достойно справился с обеспечением электроэнергией военно-морской базы и судоремонтных заводов города.
5.
Вновь развернулись работы по строительству второй очереди лишь 1952 года. При этом уже в июне 1955 года мощность станции достигла 18 МВт. В это же время преобразился и поселок энергетиков: построили новые дома, больницу, дом культуры, благоустроили территорию. Дальше больше. В 1960 три старых котла были демонтированы, а вместо них установили два новых, а заодно расширили и турбинный цех. В 1971 году уже Майская ГРЭС вошла в энергетическую систему «Хабаровскэнерго». В 1974 году было решено установить здесь передвижные газотурбинные установки, арендованные у треста передвижных электростанций. Однако мощностей по-прежнему не хватало, и в 1976 году была установлена еще одна передвижная газотурбинная установка «Маяк». Чтобы всё это полезное оборудование жило с комфортом, было принято решение построить ещё один новый корпус. Он был построен совместно с другими вспомогательными сооружениями и одной газовой турбиной в 1977 году, а в 1978 году была введена в эксплуатацию и вторая газовая турбина мощностью 12 МВт. В результате чего, дефицит электроэнергии был на некоторое время снят. Максимальная нагрузка в 1979 году составляла уже 55 МВт.
6.
В 1983 году газотурбинная часть получила дальнейшее развитие. Однако рост потребности в электроэнергии по-прежнему опережал строительство новых мощностей, поэтому было принято решение о дальнейшем расширении газотурбинной части станции. Новые турбины были введены в эксплуатацию в 1989 году. Таким образом, мощность электростанции составила по ГТУ 60 МВт, по тепловой части 36 МВт. В 90-х годах была введена в эксплуатацию ЛЭП-220 KB Комсомольск-на-Амуре-Селихино-Ванино. Высоковольтная линия включила Совгаванский и Ванинский районы в единую энергосистему Хабаровского края, всё это позволило значительно снизить нагрузку на Майскую ГРЭС. В 2003 году была проведена реконструкция котлоагрегата ТС-35 с переводом его на сжигание топлива в низкотемпературном кипящем слое. А в 2007 году мощность Майской ГРЭС достигла 90,2 МВт.
7.
Майская ГРЭС представляет собой тепловую электростанцию с комбинированной выработкой электроэнергии и тепла. На данный момент электрическая мощность станции составляет 78.2 МВт, а по теплу - 15.40 Гкал/ч. В год она вырабатывает порядка 158,58 млн. кВт*ч электроэнергии и 35,23 тыс. Гкал тепла.
8.
Основное оборудование станции включает в себя: Турбоагрегат № 1 мощностью 12 МВт, в составе паровой турбины К-12-35 с генератором Т2-12-2, введён в 1966 году; Турбоагрегат № 3 мощностью 6 МВт, в составе паровой турбины АК-6 с генератором Т2-6-2, введён в 1954 году; Турбоагрегат № 4 мощностью 12 МВт, в составе паровой турбины К-12-35 с генератором Т2-12-2, введён в 1962 году; Газотурбинная установка № 6 мощностью 12 МВт, в составе газовой турбины ГТГ-1А с генератором Т2-12-2, введён в 1978 году; Газотурбинная установка № 7 мощностью 12 МВт, в составе газовой турбины ГТГ-1А с генератором Т2-12-2, введён в 1983 году; Газотурбинная установка № 8 мощностью 12 МВт, в составе газовой турбины ГТГ-1А с генератором Т2-12-2, введён в 1989 году; Газотурбинная установка № 9 мощностью 12 МВт, в составе газовой турбины ГТГ-1А с генератором Т2-12-2, введён в 1989 году; Дизель-генератор АПДС-200 мощностью 0,2 МВт.
9.
10.
11. А это мы уже в котельном цехе.
Пар для турбогенераторов вырабатывают три котла ТС-35 и три котла ТС-35У. Это котлы со слоевым сжиганием угля, относительно невысокими параметрами пара и небольшой тепловой мощностью. Топки этих котлов имеют конкретные требования к углю (по условиям шлакования), и как правило не приспособлены для сжигания низкосортных углей. Этими факторами, а также долгим периодом эксплуатации (с начала 60-х годов) и объясняется их низкая экономичность.
12.
13.
14.
В качестве топлива тут используют каменный уголь различных местных месторождений, а также дизельное топливо. Уголь и дизельное топливо поступают на Майскую ГРЭС по железной дороге. Для приема топлива на станции имеется своя ж/д ветка с разгрузочными эстакадами: на 10 п/вагонов для разгрузки угля и на 10 цистерн для приема дизельного топлива. Поступление угля на Майскую ГРЭС начинается во второй половине апреля и заканчивается в октябре. А вот размораживающих устройств и вагоноопрокидывателя, как на современных станциях, тут нет. Угольный склад Майской ГРЭС вмещает 170 тысяч тонн и рассчитан на хранение государственного резерва и эксплуатационного запаса угля.
15.
16.
17.
18. Главный щит управления.
19.
Выдача электроэнергии в энергосистему производится через закрытые распределительные устройства (ЗРУ) напряжением 10 и 35 кВ.
20.
В дальнейшем, как я уже сказал выше, электрическую нагрузку станции возьмет на себя Совгаванская ТЭЦ, а вот выработку тепла для поселка Майский - новая современная котельная. Её ввод в эксплуатацию будет синхронизирован с закрытием Майской ГРЭС. И всё-таки здорово, что я успел и в своём блоге сохранить её для истории, когда она ещё была в строю.
21.
22. Большое спасибо всей пресс-службе
ПАО «РусГидро» за такую интересную и познавательную экскурсию по станции!
Другие электростанции ПАО «РусГидро», которые я посетил:
P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 490 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:
Яндекс.Дзен /
LiveJournal /
Facebook /
ВК /
Одноклассники /
Instagram