Энергетика - это тот фундамент, который позволяет развиваться нашей промышленности, а нам жить при свете и тепле. Я просто обожаю быть на электростанциях, более того, я, как коллекционер, хочу ещё и ещё. Особенно хороши наши гидроэлектростанции, они с природой дружить умеют и строятся просто в необыкновенных местах. И вот я, наконец, добрался до Усть-Илимской ГЭС, не скрою, мечтал давно её посетить. Поводом же стало то, что в этом году станция отметит свой юбилей - 50 лет с момента запуска первого агрегата! Усть-Илимская ГЭС - это четвертая (после Саяно-Сушенской, Красноярской и Братской ГЭС - и на всех этих я тоже уже был) по мощности гидростанция в России. Она расположена в Усть-Илимском районе Иркутской области, является третьей ступенью Ангарского каскада ГЭС, после Иркутской и Братской ГЭС. Проектная мощность Усть-Илимской ГЭС составляет 4 320 МВт. Установленная - 3 840МВт. Среднемноголетняя выработка электроэнергии - 21,7 млрд. квт.ч/год. Станция входит в состав компании Эн+ Олега Дерипаски.
Еще в конце 20-х - начале 30-х годов 20-го века внимание ученых России привлекло уникальное сочетание высокоэффективных топливно-энергетических, минеральных, лесных и других ресурсов, сосредоточенных на территории Иркутской области. Созданное в этот период в составе Госплана СССР Ангарское бюро провело комплексные исследования и выполнило экономические расчеты, которые показали выгодность и перспективность создания на базе гидротехнических ресурсов Ангары энергоемких производств - химической переработки древесины, химии, металлургии. Поэтому в директивах по развитию народного хозяйства на 5-ю пятилетку (1951-1955 г.) строительство ГЭС на р. Ангаре названо в качестве первоочередных задач. Всего планировалось построить 6 гидроэлектростанций.
2. Геологи и проектировщики будущей станции.
И вот в 1959 году Московский государственный институт проектирования электростанций и подстанций основал в селе Невон Ангарскую комплексно-изыскательскую партию для изучения термического режима Ангары, направления будущих линий высоковольтных передач. В сентябре 1960 года Государственная комиссия приняла решение: признать наиболее целесообразным местом для возведения Усть-Илимского гидроузла створ в 20 км ниже устья реки Илим, на Ангаре, у скалистого Толстого мыса.
Почему именно мыс Толстый стал местом, где построили ГЭС? В первую очередь - из-за удачного расположения. Толстый мыс сужал русло плотины. В этом месте ширина реки - всего 800 метров. Но самое главное не это: именно в таком месте дно Ангары - это плита скальника толщиной 120 метров. Это мощнейшее природное, диабазовое основание. Геологи нашли это место и из этих соображений решили строить плотину у Толстого мыса. В результате, гидростроители, очень надежно закрепили на этом природном основании тело плотины, уложив в него 4 миллиона 300 тысяч кубометров бетона, плюс смонтировали 110 тысяч тонн различных металлоконструкций.
Технический проект гидроузла был разработан коллективом Московского отделения Всесоюзного института «Гидропроект» под руководством Германа Константиновича Суханова, которого называют душой проектов Ангаро-Енисейского каскада - Иркутской, Братской, Усть-Илимской, Богучанской, Средне-Енисейской ГЭС. За строительство ИГЭС Г.К. Суханов награжден орденом Ленина и занесен на мемориальную доску на здании ГЭС. За строительство Братской ГЭС ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, а Усть-Илимской ГЭС - лауреата Ленинской премии.
3. Первый десант у Толстого мыса. Не прошло и года после высадки первого десанта, как в поселке гидростроителей появились первые деревянные дома, пекарня и баня, которые срубили плотники из бригад Б. Кривошеина, П. Ступака и С. Ана. А «резиденцией» первопроходцев-строителей было обычное зимовье охотника Скворцова, стоящее на Толстом мысе. А уже к маю 1964 года на Усть-Илиме открывают первый магазин, прозванный в народе «синим», достраивают жилой двухэтажный дом. В это же время активно ведется прокладка автодороги Братск - Усть-Илимск, названной впоследствии «трассой мужества»
22 августа 1962 года был издан приказ о начале подготовительных работ по строительству Усть-Илимской ГЭС. Сходство Усть-Илимской ГЭС с Братской дало возможность использовать имеющиеся там машины, в том числе парк двухконсольных бетоноукладочных кранов и большую бетоновозную эстакаду. Наличие же кадров, обладающих опытом строительства подобных сооружений в условиях Сибири, предопределяло темпы возведения Усть-Илимской ГЭС. Мощным тылом строящейся ГЭС стали промышленные базы Братскгэсстроя. В короткие сроки строители проложили 250 километров - автостраду от Братска, по которой двинулся поток грузов для новой стройки. 22 августа 1962 года был издан приказ о начале подготовительных работ по строительству Усть-Илимской ГЭС.
4 ноября 1963 года было принято решение о строительстве моста через Ангару. Мост должен был соединить левый берег, на котором строился временный поселок (на левом же берегу находится поселок Невон, который расположен ниже по течению на 7 км) и правый берег, где впоследствии вырос город Усть-Илимск и Лесо-Промышленный комплекс. А в марте 1966 года начались работы на основных сооружениях гидроузла. Эта дата считается официальным началом строительства ГЭС.
4. Переброска ЛЭП через шиверу у Толстого мыса.
В соответствии с проектом строительство Усть-Илимской ГЭС было разбито на два этапа. Первый - выполнение подготовительных работ - составил пять лет: с 1963 по 1967 годы. За это время была освоена строительная площадка на левом берегу Ангары, подсобные производственные предприятия: бетонные, арматурные заводы, авторемонтные мастерские, поселок гидростроителей, проложена линия электропередачи Братск-Усть-Илимск. В июне 1966 был открыт сквозной постоянный проезд по автодороге от Братска до будущей Усть-Илимской ГЭС.
В феврале 1967 года было произведено первое перекрытие Ангары. С 1968 строители приступили к сооружению основных объектов гидроэлектростанции. Начался второй этап строительства, продолжавшийся семь лет: с 1968 по 1974 год. Первый кубометр бетона в тело плотины был уложен бригадой Николая Корначева 22 апреля 1968 года. Второе перекрытие русла Ангары было произведено 13 августа 1969 года. С этого момента прошел 31 месяц и 1 декабря 1970 был уложен последний прискальный блок на участке глухой плотины. 3 октября 1974 началось заполнение Усть-Илимского водохранилища, оно продолжалось до 1977 года.
5. Перекрытие Ангары. На перекрытие реки Ангары в августе 1969 года было потрачено 44 часа. Десятки мощных автомобилей-самосвалов сбросили в проран 23 тыс. куб. метров горной массы и 3 тыс. куб. метров негабаритов - глыб диабазов.
Представляете, Усть-Илимскую ГЭС строили на частично сэконмленные средства от строительства Братской ГЭС. Вот это был подход, какие люди были, думали о великом, о стране, каждую копеечку в дело, а не в свой карман. Поэтому и получалось многое. Гвозди б делать из этих людей, Крепче б не было в мире гвоздей!
6.
Иван Иванович Наймушин с сентября 1954 года по 1973 год бессменно возглавлял многотысячный коллектив специального управления «Братскгэсстрой». Наймушин проявил большие организаторские способности и глубокий творческий подход при строительстве Братской ГЭС, Братского алюминиевого завода, Братского лесопромышленного комплекса, Усть-Илимской ГЭС, Коршуновского ГОКа, городов Братска, Железногорска-Илимского, Усть-Илимска. Он награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Красной звезды, многими медалями. И.И.Наймушин трагически погиб в 1973 году в авиационной катастрофе.
И ещё один интересный факт. Оказывается, Усть-Илимская ГЭС стоит на золотом фундаменте. Все дело в том, что при торжественной закладке первого блока плотины, люди стали бросать монеты на счастье - чтобы плотина стояла вечно! Вот и Иван Наймушин также не удержался. Мелочи у него с собой не оказалось, но в порыве всеобщего ажиотажа он снял с руки золотые часы и тоже бросил в поток...
7. Иван Иванович Наймушин в окружении журналистов. Как же здорово, что и в наше время Усть-Илимская ГЭС рада гостям.
Створ гидроузла расположен ниже устья реки Илим - правого притока Ангары. Состав и тип сооружения Усть-Илимской ГЭС были продиктованы условиями падения русла реки, геологическим строением ее основания, что позволяло соорудить высотную гравитационную плотину. Исходя из природных условий фронт гидроузла имеет криволинейную форму. В целях сокращения объема работ левобережная часть земляной плотины проложена по рельефу берега, что и определило ее криволинейное очертание. Затем она переходит в прямолинейную бетонную русловую и правобережную земляную плотины. Массивная гравитационная плотина, опираясь на мощное базальтовое основание, перекрыла реку и своими крыльями зашла на берега. С левой стороны она опирается па базальтовый купол Толстого мыса, к которому с другой стороны примыкает левобережная земляная плотина длиной 1710 м.
8.
Цельносварные рабочие колеса турбины, диаметром 5,5 метров и весом 78,7 тонн. транспортировались из Ленинграда Северным морским путем до устья Енисея, где колеса перегружали на суда Енисейского речного пароходства и транспортировали далее вверх по Енисею и по Ангаре до створа Усть-Илимской ГЭС.
9. Доставка основного оборудования.
В конструкции бетонной гравитационной плотины отказались от устройства расширенных межсекционных швов, которые требовали существенного увеличения затрат труда. В результате научных поисков для бетонной плотины Усть-Илимской ГЭС удалось обосновать возможность и экономическую целесообразность принятия массивной конструкции обжатого треугольного профиля.
10.
Строительство ГЭС велось невиданными доселе темпами. Объемы строительно-монтажных работ были колоссальными. Ежедневно на сооружаемые объекты выходило 22,5 тысяч строителей и монтажников. После пуска ГЭС они плавно перешли на строительство ЛПК и города.
11.
Необычно волнующим для строителей Усть-Илимской ГЭС выдался день 5 июля 1964 года. К берегу: причалил катер, на палубе которого быстро соорудили сцену. За рояль села А. Пахмутова, и строители, облепившие берег, впервые услышали песню «Письмо на Усть-Илим» в исполнении И. Кобзона:
Усть-Илим на далекой таежной реке,
Усть-Илим от огней городских вдалеке,
Пахнут хвоей зелёные звёзды тайги,
И вполголоса сосны читают стихи…
12. Где-то у створа плотины будущей Усть-Илимской ГЭС, на фото слева направо: Николай Добронравов, Виктор Кохно, Александра Пахмутова, Фридрих Юсфин, Сергей Гребенников и Иосиф Кобзон.
До пуска ГЭС проводилась работа по выбору и проектированию надежного и эффективно работающего оборудования. При этом учитывался опыт работы оборудования на Волжской, Братской и Красноярской гидростанциях. В итоге на Усть-Илимскую ГЭС были поставлены гидротурбины новейшей конструкции. Рабочие колеса гидротурбин сварно-литые, выполнены из нержавеющей стали. Впервые применены гнутые в штампе лопасти рабочего колеса, что обеспечило высокую точность средневзвешенного КПД более чем на 1%.
13. Строительство здания ГЭС. Монтаж напорных трубопроводов и спиральных камер
Первый агрегат ГЭС дал промышленный ток 28 декабря 1974 года, а уже 20 мая 1975 гидроэлектростанция выработала свой первый миллиард кВт/ч электроэнергии. В 1975-1977 годы вводилось ежегодно по 4 агрегата. 25 октября 1977 года с пуском 15-го агрегата Усть-Илимская ГЭС была запущена на полную мощность первой очереди - 3 600 Мвт. В конце марта 1979 года был включен в сеть последний - шестнадцатый агрегат станции. В 1980 году Усть-Илимская ГЭС была принята в промышленную эксплуатацию. Правительственная комиссия приняла все сооружения гидроузла с оценкой - отлично!
14. Первые агрегаты Усть-Илимской ГЭС. Декабрь 1974 года.
15. Как же прекрасен водосброс. В 1968 году Усть-Илимской гидростанции было присвоено имя Ленинского комсомола. Тогда этим именем очень гордились!
16. А это уже наше время. Оказывается, процесс окончательно застывания бетона, уложенного в тело Усть-Илимской ГЭС, по расчетам специалистов, должен был составить 50 лет. То есть, по сути, только в наши дни плотина, перегородившая Ангару в районе устья реки Илим, набрала свою проектную твердость. Всего при строительстве Усть-Илимской ГЭС было использовано 4,58 миллиона кубометров бетона, а этого хватило бы, чтобы построить дорогу от Усть-Илимска до Москвы. Ширина полосы этой дороги составила бы 6 метров, а толщина покрытия - 13 сантиметров.
17.
18. Заходим внутрь, а там такое залипательное керамическое панно, посвященное строителям ГЭС. Это панно является одним из самых больших в России, его размер 6 на 6 метров. На нем представлены различные образы, которые символизируют важность данного объекта для электроснабжения нашей страны. Автором является художник Герман Черёмушкин, который и воплотил героизм инженеров и строителей Усть-Илимской ГЭС в этой монументальной истории. Я в эту станцию уже влюбился, а дальше тоже интересно?
19. Ангарский каскад ГЭС это целых пять электростанций (пока есть планы), плюс ещё Богучанская ГЭС. И там я тоже уже успел побывать. Говорю же, ОЧЕНЬ люблю наши электростанции :).
Усть-Илимская ГЭС - это высоконапорная гидроэлектростанция приплотинного типа. В состав основных сооружений гидроузла входят:
• бетонная гравитационная водосливная плотина длиной 242 м и высотой 105 м с 11 водосливными отверстиями;
• станционная и глухая бетонные плотины длиной 1235 м;
• левобережная каменно-земляная плотина длиной 1710 м и высотой 28 м;
• правобережная земляная (песчаная) плотина длиной 538 м и высотой 47 м.
Максимальный напор 90,7 м. Здание ГЭС длиной 440 м расположено у правого берега непосредственно за станционной частью плотины.
20.
21. Гидроузел образует Усть-Илимское водохранилище. Его площадь составляет 1922 км². Это почти равно площади Великого Герцогства Люксембург. Высота верхнего бьефа над уровнем моря (НПУ) составляет 296 м
22. Усть-Илимская ГЭС окупила расходы, связанные со строительством, еще до официального ввода в строй в 1982 году.
23. А вот ещё один классный барельеф с изображением Ленина и его словами «Я вижу Россию электрической». Кстати, взгляд Ильича направлен в сторону машинного зала, а нам как раз туда. Именно он был одним из главных инициаторов электрофикации страны, и энергетики это помнят. Как там говорят: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"…
24.
25. Так, мне пора на кран, спасибо за такое гостеприимство!
26. В машинном зале установлено 16 агрегатов с радиально-осевыми турбинами и генераторами зонтичного типа, мощностью по 240 МВт, работающих при рабочем напоре 90,7 м.
27.
28. На станции работает около 250 человек.
Изначально проект станции предусматривал строительство ГЭС мощностью 4 320 МВт с 18 агрегатами. Фактически станция была построена с 16 агрегатами, для агрегатов № 17 и 18 был создан задел (смонтированы турбинные водоводы и отсасывающие трубы с затворами). Так что если что - наша станция может стать ещё мощнее.
29.
30. Вот они самые настоящие герои нашего времени, Человек труда - это мощь и сила!
Сегодня уникальные ГЭС на Ангаре, управляемые компанией Эн+, переживают новую эпоху - эпоху обновления. Не исключением стала и наша станция. Например, здесь уже модернизировали 4 гидроагрегата. Комплексная программа модернизации под лозунгом «Новая энергия» была запущена основателем компании Олегом Дерипаской. Модернизация направлена на увеличение выработки энергии при сопоставимом объеме используемой воды. Это позволяет снижать нагрузку на ТЭЦ и сокращать выбросы парниковых газов.
31.
32. Турбины сделаны на Ленинградском Металлическом заводе, а генераторы на заводе Уралэлектротяжмаш.
33. Очень показательный макет гидроагрегата Усть-Илимской ГЭС.
34. Наверху были, пора внизу побывать.
35.
36.
37. Если я сказал внизу, значит вниз, над нами Ангара.
38. Чистота - залог успеха. А сама она такой не станет, вот они хозяюшки этого процесса. Станция, прям, блестит, видно, что о ней заботятся.
39. Центральный пульт управления.
40. Здесь круглосуточно ведется наблюдение за работой станции, принимаются решения в случае нестандартных ситуаций.
41.
42. Вид с правого берега на станцию. По плотине ГЭС проложен автодорожный переход, по которому движение в настоящее время закрыто. Судопропускных сооружений ГЭС не имеет, в теории были планы по сооружение судоподъёмника, как, например, на Красноярской ГЭС.
43. Здание ГЭС длиной 440м расположено у правого берега непосредственно за станционной частью плотины. Перед нами и трансформаторная площадка.
44. На плотине 11 водосбросов шириной по 16 м каждый.
45.
46.
47. С помощью двух этих козловых кранов производится подъем и опускание сегментных затворов водосброса.
48.
49. Выдача электроэнергии Усть-Илимской ГЭС в энергосистему производится с открытых распределительных устройств напряжением 220 и 500 кВ.
50.
51.
52. ОРУ- 500 кВ.
И ещё пять копеек про «Новую энергию». Недавно на Усть-Илимской ГЭС были завершены работы на подстанционном оборудовании. Проект стартовал в мае 2023 года и состоял из двух этапов. Первоначально на открытом распределительном устройстве (ОРУ) 500 кВ были смонтированы две дополнительные ячейки для подключения воздушных линий электропередачи. В рамках второго этапа на ОРУ был установлен шунтирующий реактор и другое вспомогательное оборудование. После чего распределительное устройство и действующая линия электропередачи Усть-Илимская ГЭС - Усть-Кут 2 были переведены с 220 кВ на напряжение 500 кВ. На минуточку, совокупные инвестиции составили около 1,4 млрд рублей. А всё это нужно, чтоб новые потребители из Восточной Сибири смогли развивать новые проекты, строить заводы, да и чтоб наш РЖД только увеличивал свой трафик навстречу нашим Восточным друзьям.
53.
Сегодня станция играет важную роль в обеспечении устойчивости энергосистемы Сибири. Значительную часть электроэнергии ГЭС потребляют алюминиевые и лесохимические производства региона.
54.
Click to view
55. Большое спасибо пресс-службе
Эн+ Олега Дерипаски за открытость, а всем сотрудникам Усть-Илимской ГЭС за тёплый приём!
Вся моя история с компанией Эн+ Олега Дерипаски:
P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 600 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:
Дзен /
LiveJournal /
ВК /
Одноклассники Есть возможность внести свою лепту в развитие блога, будем рады донату (реквизиты карты): 5536 9177 1972 2396