А.Покрышкин. Крылья истребителя. 5. Свободная охота истребителя

Oct 05, 2021 17:20


А.Покрышкин || « Красная звезда» №227, 23 сентября 1944 года

Войска Ленинградского фронта, в результате стремительного наступления, с боем овладели столицей Эстонской ССР городом Таллин (Ревель).

# Все статьи за 23 сентября 1944 года.

5. Свободная охота истребителя

image Click to view



Продолжение. Начало - в № 216, 217, 221 и 223 «Красной звезды».



Боевая дружба тесно сплотила летчиков нашей эскадрильи. Опасности и лишения учили нас быть чуткими к товарищу, высоко ценить дружбу, скрепленную кровью. В то же время мы были беспощадны друг к другу, когда замечали хотя бы малейшее отклонение от правил летной жизни, созданных в воздушном бою.

Случилось так, что однажды подбили нашего летчика. Бой был неравный: его атаковали пять «Мессершмиттов». В глубоком молчании собрались летчики на командном пункте эскадрильи. Тяжело терять товарища. Один пилот, вернувшийся с задания, стал рассказывать некоторые подробности этого боя. Он пролетал близко и видел всё своими глазами. Ему начали задавать вопросы. Сколько было немцев? Как дрался наш летчик? Имел ли он возможность спастись? Потом наступило молчание. Хотелось спросить пилота: почему же ты остался в сторонке? Почему предпочел уйти, если даже на стороне немцев и было преимущество. Никто не задал этого вопроса. Но сам пилот знал, что думают о нем товарищи. Он вдруг стал защищаться, горячо доказывать, что его помощь всё равно была бы напрасной, потому что летчика уже подбили.

Слова пилота никого не убедили. Он обязан был даже ценою своей жизни притти на помощь товарищу. Этого требовало чувство чести и дружбы, сплотившее наш коллектив, определившее линию нашего поведения: «Все за одного, один за всех». Со всей страстностью летчиков-истребителей мы обсуждали этот случай и тут же судили пилота коротким, суровым и справедливым судом чести. Он осознал свой тяжелый проступок и позже доказал в боях, что может рассчитывать на нашу дружбу. Характерно, что после этого мы стали как-то еще ближе друг к другу. Наши отношения, отмеченные высокой требовательностью, закалялись в огне воздушных сражений.

Будучи командиром эскадрильи, а позже полка, я старался всеми средствами воспитывать в молодых летчиках чувство боевого товарищества, добивался, чтобы все они поняли тактику современного воздушного боя, которая в основе своей имеет летную пару. Добрая половина успеха ведущего летчика зависит от того, кто у него ведомый. Ведь это - щит ведущего. Ясно, что ведомый должен быть сильным, смелым и умным летчиком. Я долго присматривался к молодому пилоту Голубеву, изучал его манеру драться, брал его с собою в воздух и, наконец, пришел к выводу, что он будет хорошим ведомым.

Голубев - мой земляк: спокойный, настойчивый и упорный сибиряк. Характерами мы сошлись. Он понимает цену дисциплины. Первый раз, отправляясь с ним в воздух, я предупредил:

- Вы должны уметь читать мои мысли, а я буду читать ваши... В воздухе никаких лишних слов! Сообщайте по радио только самое нужное. Коротко и точно.

И я не ошибся в Голубеве. Он научился мгновенно повторять любой мой маневр и обеспечивать мне свободу маневра. Всё свое внимание я устремляю на врага, уверенный в том, что мой тыл обеспечен - там Голубев. Соответственно строя свой маневр, он как бы читает мой мысли, отзываясь на них с мгновенной быстротой. Свой самолет он всегда ведет так, что видит меня под углом, имея хороший конус обзора.

В первом же полете нам повстречалась немецкая «рама». Голубев увидел ее и бросил по радио:

- Вижу слева выше «раму».

Точность доклада облегчила мое решение. Я развернулся для атаки, а ведомый оттянулся, оберегая меня с хвоста. Немец ускользнул из-под огня, но вышел прямо на Голубева, который сбил его.

Нигде так ярко не проявляется закон взаимодействия между ведущим и ведомым, как в «свободной охоте». Это высшая форма боевой деятельности летчиков-истребителей. Много находится желающих быть свободными охотниками, но не каждый может им быть. Иной пилот прекрасно дерется в групповом бою, отлично сопровождает свои штурмовики или бомбардировщики, достаточно зорок и внимателен в патрульной службе. Здесь его ободряет своеобразное «чувство локтя» - близость соседей, голос авианаводчика, видимые позиции своих войск.

Истребители-охотники лишены этого. Вдвоем или вчетвером они проникают за линию фронта на большую глубину. Там они устраивают нечто вроде воздушных засад и неожиданно для врага атакуют его самолеты, в самом зародыше ломая планы неприятельской авиации. Они сбивают транспортные и штабные машины, терроризируют противника на огромном пространстве. Сотни случайностей и непредвиденных обстоятельств встречают летчика в свободной охоте. Значит, ему надо быть глубоко уверенным в себе, в своей машине, в напарнике. Истребитель-охотник должен ощущать, если можно так выразиться, чувство единоличного господства в воздухе или нечто вроде этого.

Идя в свободный поиск, истребитель предоставлен самому себе и может рассчитывать только на свои силы и уменье. Он сам избирает цель удара, которая всегда должна быть достойной усилий, затраченных на поиск. Трезвый расчет, смелость, хитрость, отличное знание техники - вот основы тактики свободных охотников. Освоить и совершенствовать эту тактику может только тот, кто пристально следит за тактикой врага, критически разбирает свои действия и обладает большим боевым опытом.

Свободная охота далась нам не сразу. Были «холостые» вылеты, когда мы «пустыми» возвращались на аэродром. Были неудачи, когда враг успевал предупредить нашу атаку, и нам от нападения приходилось переходить к обороне, трудной и опасной, поскольку дело происходило над вражеской территорией, далеко от линии фронта. Люди, слабые волей, из-за этих первоначальных промахов, может быть, предпочли бы совсем отказаться от свободной охоты. Но, к счастью, в нашем полку собрались летчики крепкой закалки. Мы продолжали охотиться и мало-помалу начали привозить с собой «добычу». Фото-кинопулеметы прекрасно запечатлевали на пленке зажженный вражеский бомбардировщик или истребитель. Рассматривая эти снимки, мы восстанавливали картину боя и тут же вырабатывали новые, более действенные тактические приемы. Дальнейшая практика подтверждала, пригодны они или нет.

Для истребителя-охотника большую роль играет его умение обмануть бдительность хитрого и осторожного противника. Как-то мы заметили, что над расположением наших войск несколько дней подряд появляется дальний немецкий разведчик. Это был «Ю-88», вооруженный, как это водится у немцев, несколькими фотоаппаратами. Свою разведку он обычно производил на больших высотах. Порою его можно было заметить с земли только по следу инверсии, белой полосой возникавшей на небе.

- Надо перехватить немца, - решили мы с Голубевым.

Трасса полета вражеского разведчика стала в тот день осью нашей охоты. Немец обычно ходил на высоте в 8.000 метров. Планируя перехват врага, мы держались, против обычая, не выше, а на тысячу метров ниже. На сей раз так удобнее было наблюдать. Мы ходили в намеченном районе довольно долго. Немца не было. Я даже забеспокоился: пропустили! Но вот зоркий Голубев со своей обычной точностью доложил:

- Идет. По курсу, выше...

Мы не стали сразу набрасываться на «Юнкерса». Пусть немцы, если даже они нас заметили, думают, что мы их не видим. Продолжая полет в прежнем направлении, наша машина как будто расходилась с «Юнкерсом». Тот легкий набор высоты, который мы начали, вряд ли был заметен для вражеского экипажа. Прошло больше чем полминуты. За это время немцы могли полностью утвердиться в своем ложном мнении, что мы их не видим. А когда «Ю-88», продолжая лететь на восток, стал почти скрываться из глаз, мы резко развернулись и отсекли ему путь отхода.

Сближение заняло много времени. Не беда! Мы были твердо уверены в своем успехе. Так оно и случилось. Заметив, наконец, сзади себя русских, немец попытался ускользнуть от атаки резким снижением. Более чем с 8.500 метров мы ввели свои самолеты в крутое пике. С дистанции в сто метров я влепил очередь во вражеского стрелка, а потом перенес огонь на правый мотор. Не выходя из пике, немец рассыпался на куски.

Свободная охота стала любимым видом деятельности наших летчиков. Важно то, что командир правильно определил, насколько важна непрерывность такой охоты. Мы вели свободный поиск не только в периоды известного затишья на фронте, но и в самое горячее время, когда, казалось, что главная задача - это очистка воздуха над полем боя. Выполняя эту задачу, наш командир как бы раздвигал границы участка фронта, над которым нам приходилось действовать. Воздушное патрулирование, вылеты по вызову рации наведения и другие обычные формы работы он сочетал с действиями нескольких пар свободных охотников.

Довольно чисто в такую охоту командир выделял меня с Голубевым, причем мы уничтожили немало немецких самолетов. Именно в свободной охоте я сбил «юбилейный» - пятидесятый вражеский самолет. Это был «Фюзилер-Шторх», самолет связи. Такие машины, похожие на стрекоз, курсировали между немецкими штабами, перевозя срочные оперативные документы и офицеров. Выследив их трассу, я сбил немецкого связиста.

Вскоре летчики нашего полка добились такого положения, когда немцы стали считать, что здесь дерутся только русские асы. Один сбитый немецкий пилот спросил:

- Как зовут русского аса, который меня сбил?

Этот немец, повидимому, считал себя асом. Фюзеляж его самолета был расписан различными значками. Сбил его наш обыкновенный средний летчик, и это удивило немца.

Немецкие асы заносчиво именуют себя «рыцарями воздуха» и, подобно дикарям, украшают свои машины амулетами. Они суеверны и, как это ни покажется странным, по природе своей трусливы, хотя среди них и есть сильные мастера воздушного боя. Но в большинстве случаев они предпочитают легкую добычу и в войне видят средство обогащения. Об этом со всей откровенностью рассказал нам сбитый немец. Он заискивающе смотрел на советских летчиков, полагая, что ведет с ними профессиональный разговор. С каким презрением смотрели на него наши люди!

Поиск врага в воздухе - это лишь одна сторона свободной охоты, которую мы всячески культивировали в полку. Борьба за господство в воздухе не исчерпывается одними воздушными боями. Массированные удары по аэродромам, авиабазам и самолетостроительным заводам, которые наносили наши бомбардировщики и штурмовики, серьезно ослабляли немцев. Мы, свободные охотники, тоже включились в это дело. Наша тактика и здесь основывалась на стремительном соколином ударе.

В паре с ветераном полка дважды Героем Советского Союза Речкаловым мы поднялись в воздух. Еще днем разведчики донесли, что на немецком аэродроме, расположенном близ Одессы, находится больше сотни самолетов. Узнав, что ночью вражеский аэродром будет атакован тяжелыми бомбардировщиками, мы решили побеспокоить немцев еще раньше. Конечно, такая крупная авиабаза охранялась сильной зенитной артиллерией. На успех мы могли рассчитывать только в том случае, если подход к аэродрому будет неожиданным. Снова, как всегда, на помощь пришла формула боя: высота, скорость, маневр, огонь.

Набрав несколько тысяч метров, мы пошли над степью. День клонился к вечеру. Поэтому, перейдя линию фронта, взяли курс в сторону солнца и стали как бы обходить стороной немецкий аэродром. Скорость позволила быстро выполнить этот маневр и оказаться между солнцем и целью. Это в какой-то мере гарантировало незаметный подход к немецкой базе. Когда вдали показалось чуть окрашенное розоватой дымкой заката пятно аэродрома и стали заметны слегка искрящиеся фонари немецких машин, мы приглушили моторы. Бесшумность входила в наш план.

Наконец, перевели самолеты в отвесное пике и понеслись вниз. Каждый выискивал себе цель. На немецком аэродроме шла нормальная жизнь. Возле посадочного знака рулил только что приземлившийся «Хейнкель». Несколько самолетов ходило по кругу. Стоянки были заполнены машинами различных марок. Возле них суетился технический персонал. Медленно проезжали бензозаправщики.

В эту «мирную жизнь» внезапно ворвались звуки нашей стрельбы. Речкалов на первых порах занялся немцами, которые планировали на посадку. Я направил огонь на цистерны с горючим. Вызвав пожар, можно было нанести врагу больший ущерб. Очередь! Очередь! Еще очередь! Внизу вспыхивает пламя. Мы на бреющем проносимся над ошеломленными немцами. Видно, как они бегут, падают на землю, спешат укрыться. Возле посадочного знака нагромождены обломки самолета, только что сбитого Речкаловым.

Вторая атака. Наши трассы тянутся к стоянкам немецких самолетов, к бензовозам, к складу с боеприпасами, к расчетам зенитных орудий. Заходящие на посадку немцы шарахаются в сторону. Речкалов сбивает еще один самолет. На вражеском аэродроме полная растерянность. Сейчас мы здесь хозяева. Двое советских летчиков - против целой эскадры немецкого воздушного флота. Очередь! Очередь! Еще очередь!

Однако пора уходить. Элемент внезапности перестает действовать. Увидев, что нас только двое, немцы могут притти в себя. В воздухе уже появились вспышки разрывов. К стоянке «Мессершмиттов» бегут пилоты. Кто-то из них пытается взлететь. Речкалов пригвождает его к земле на разбеге. Довольно! Крутыми разворотами мы меняем курс и исчезаем.

Как-то, чтобы подытожить опыт, генерал собрал истребителей-охотников на специальную конференцию. Летчики выходили на трибуну и рассказывали о своих методах, о тактике. Наши аэродромы тогда располагались по берегу Черного моря. Немцы, запертые в «крымской бутылке», сносились с материком только морем и по воздуху. Многочисленные «Юнкерсы-52» и «Фокке-Вульфы-200» производили регулярные рейсы между Крымом и румынскими берегами.

На конференции мы вспомнили опыт летчиков-сталинградцев. В историю воздушной войны они вписали увлекательную страницу побед, блокируя с воздуха группировку Паулюса. Тактика свободной охоты, примененная над морем, могла стать губительнейшим средством для немецкой транспортной авиации. Я получил разрешение на такую охоту. Чтобы увеличить время пребывания в воздухе, мы поставили на наши самолеты дополнительные бачки с горючим.

Первый же вылет принес победу. Мы с Голубевым сбили два транспортных немецких самолета. Первый ожесточенно отстреливался, потому что мы допустили ошибку, атакуя его сверху. Пришлось немало повозиться и истратить гораздо больше боеприпасов, нежели мы рассчитывали. Все же трехмоторная машина упала в воду и утонула со всем своим экипажем и многочисленными пассажирами. Второй «Ю-52» был зажжен атакой снизу. Для этого нам пришлось итти бреющим, едва не касаясь воды.

Дополнительные баки с горючим позволили пробыть на охоте очень долго. Дзусов потом рассказывал, что все это время он сильно беспокоился за нас. Мы вели свободный поиск на сухопутных самолетах. Под нами было море. Малейший перебои в работе мотора, который в обычных условиях не вызывает тревоги, над морем был опасен. Дзусов поддерживал с нами связь по радио. Он знал, в каком квадрате моря мы находимся, что делаем, с кем деремся. Он боялся, как бы мы слишком не увлеклись своей работой. После того, как мы сбили второй «Ю-52», он ласково позвал нас:

- Пора возвращаться.

Хотелось еще поохотиться, но командир был прав. Мы повернули к берегу. //Трижды Герой Советского Союза гвардии полковник А.И.Покрышкин.

★ ( Продолжение следует).

***********************************************************************************************
1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ. Артиллеристы капитана И.Инютина обстреливают вражеские укрепления.

Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Г.Хомзора.



☆ ☆ ☆

23.09.44: К.Симонов: Большое сердце ("Красная звезда", СССР)

22.09.44: А.Чаковский: По следам врага ("Известия", СССР)

21.09.44: Перемирие с Финляндией ("Известия", СССР)

20.09.44: А.Софронов: На Ригу! ("Известия", СССР)
20.09.44: Е.Браганцева: Памятник мужества ("Известия", СССР)

19.09.44: Советская гвардия || «Красная звезда» №223, 19 сентября 1944 года
19.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 4. Воспитание стиля*** ("Красная звезда", СССР)
19.09.44: А.Трайнин: Некоторые уроки Версаля ("Красная звезда", СССР)

18.09.44: Я.Викторов: Автонекролог Геббельса ("Правда", СССР)
18.09.44: С.Михалков: Про победу || «Правда» №225, 18 сентября 1944 года

17.09.44: Н.Пронин: Всевобуч в Отечественной войне ("Правда", СССР)

16.09.44: Майданек || «Правда» №223, 16 сентября 1944 года
16.09.44: Помни Майданек, воин Красной Армии! ("Красная звезда", СССР)
16.09.44: Кровь 1.500.000 убитых на Майданеке вопиет о мщении! ("Известия", СССР)
16.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 3 ("Красная звезда", СССР)
16.09.44: И.Эренбург: Судьба колосьев ("Правда", СССР)

14.09.44: К.Лаврентьев: Взаимодействие зенитной артиллерии с авиацией ("Красная звезда", СССР)

13.09.44: И.Эренбург: «Путь к Германии» ("Красная звезда", СССР)
13.09.44: П.Белявский: Вторая встреча ("Известия", СССР)

12.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя* ("Красная звезда", СССР)

10.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 1. Перед войной ("Красная звезда", СССР)
10.09.44: В.Лебедев-Кумач: Не забудем, не простим! ("Известия", СССР)

09.09.44: Ю.Яновский: Мы слышим вас! ("Известия", СССР)
09.09.44: А.Софронов: Один день капитана Леонтьева ("Известия", СССР)

08.09.44: Возрождение Донбасса || «Известия» №214, 8 сентября 1944 года
08.09.44: А.Булгаков, B.Полторацкий: За колючей проволокой ("Известия", СССР)

07.09.44: В.Величко: У порога «Страны мрака» ("Правда", СССР)

06.09.44: И.Эренбург: Сестра Словакия ("Красная звезда", СССР)
06.09.44: А.Софронов: Две атаки || «Известия» №212, 6 сентября 1944 года
06.09.44: В.Кожевников, И.Золин: На румынском берегу ("Правда", СССР)

05.09.44: И.Эренбург: Бельгия ("Красная звезда", СССР)
05.09.44: Сокрушительная сила наших ударов по врагу ("Известия", СССР)

04.09.44: Новые блестящие победы советского оружия ("Правда", СССР)
04.09.44: Л.Огнев, В.Вавилов: Бухарестские встречи ("Правда", СССР)
04.09.44: М.Исаковский: О песне || «Правда» №213, 4 сентября 1944 года

03.09.44: Заявление немецкого генерала Мозера ("Красная звезда", СССР)
03.09.44: Г.Рыклин: Совсем запутались ("Красная звезда", СССР)

02.09.44: Л.Славин: Из самого ада ("Известия", СССР)
02.09.44: Е.Кригер: В Бухаресте || «Известия» №209, 2 сентября 1944 года
02.09.44: В.Рязанов: Искусство взаимодействия ("Красная звезда", СССР)
02.09.44: Д.Заславский: Горькие истины и низкий обман ("Правда", СССР)
02.09.44: История русского мальчика ("Красная звезда", СССР)

01.09.44: Блестящая победа Красной Армии ("Известия", СССР)
01.09.44: К.Тараданкин: Утро 31 августа в Бухаресте ("Известия", СССР)

Август 1944 года:

31.08.44: В.Земляной: На пикировщике ("Красная звезда", СССР)

30.08.44: Злодеяния немецких извергов на могиле Пушкина ("Правда", СССР)
30.08.44: Д.Заславский: Освобождённый Париж ("Правда", СССР)

29.08.44: И.Эренбург: Париж ("Красная звезда", СССР)
29.08.44: Немецкие вандалы ответят за все свои преступления ("Известия", СССР)

28.08.44: П.Синцов: В Измаиле || «Правда» №207, 28 августа 1944 года
28.08.44: П.Кузнецов: На отвоёванной земле || «Правда» №207, 28 августа 1944 года

27.08.44: Победа на Дунае ("Красная звезда", СССР)
27.08.44: Г.Миленин: Воздушное оружие ("Красная звезда", СССР)

26.08.44: И.Осипов: Тарту ("Известия", СССР)
26.08.44: В.Собко: Преследование врага ("Известия", СССР)

25.08.44: В.Кожевников: Возмездие || «Правда» №204, 25 августа 1944 года
25.08.44: Новые мощные удары Красной Армии ("Правда", СССР)
25.08.44: Победная поступь Красной Армии ("Красная звезда", СССР)

24.08.44: В.Полторацкий: В Карпатах ("Известия", СССР)
24.08.44: Слава передового артиллерийского завода ("Известия", СССР)

23.08.44: А.Софронов: Из фашистской неволи ("Известия", СССР)
23.08.44: А.Елян: Наши пушки несут гибель врагу ("Известия", СССР)
23.08.44: Расследование немецко-фашистских злодеяний в Люблине ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №227 (5907), 23 сентября 1944 года

сентябрь 1944, 1944, осень 1944, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up