М.Исаковский. О песне

Sep 04, 2019 12:46


М.Исаковский || « Правда» №213, 4 сентября 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР о присвоении воинских званий офицерскому составу Красной Армии (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 3 сентября (1 стр.). С.Борзенко. - По дорогам наступления (3 стр.). Л.Огнев, В.Вавилов. - Бухарестские встречи (3 стр.). Удары нашей авиации по немецким танкам (3 стр.). О советско-финских отношениях (2 стр.). С чем мы вступаем в сентябрь - беседа с директорами предприятий (1 стр.). ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: А.Гиндин. - Большевистская агитация на нефтепромыслах Баку (3 стр.). Л.Волков. - Опыт шуйских колхозов (2 стр.). В.Яхневич. - Хлеб оседает на токах (2 стр.). М.Исаковский. - О песне (2 стр.). К.Демидов. - Обанкротившийся разведчик (4 стр.). Празднование 150-летия Одессы (1 стр.). Выступление премьер-министра Финляндии Хакцелля по радио (4 стр.). Американский радиокомментатор о статье Ялчина (4 стр.). Наступательные операции союзных войск (4 стр.). Войска союзников взяли Пизу (4 стр.). Назначение бельгийской военной миссии при войсках союзников (4 стр.). Покушение на генерала Жиро (4 стр.). Самолеты-снаряды над Парижем (4 стр.): Разоблачение планов немецких фашистов (4 стр.).

# Все статьи за 4 сентября 1944 года.




Высокая честь для поэта - написать песню, которую поёт народ. Песня, которая становится массовой, удесятеряет силу слова поэта, в слиянии с музыкой оно отвечает самым глубоким и тонким, страстным и трепетным, гневным и нежным движениям народной души. Особенно в дни Великой Отечественной войны благородно и ответственно призвание поэта, создающего песню для народа.

Я хочу в этой статье, обращённой к нашим поэтам-песенникам, остановиться на двух вопросах: об идейном содержании песни и её художественном качестве, о соотношении музыки и текста песни, - чтобы это побудило нас более вдумчиво и более взыскательно работать над песней, осознав свой большой долг перед народом.

Очень велико значение песни в жизни народа. Она выражает его душу, его стремления, чаяния и надежды. Она помогает ему в труде и в бою. Она красит его отдых. Велико и воспитательное значение песни. Славя прекрасное, она возвышает нас и учит бороться за это прекрасное. Воспевая подвиги героев, песня учит нас следовать их славному примеру, она растит советских патриотов.

В годы Отечественной войны С.Михалковым и Эль-Регистаном создан текст Государственного гимна Советского Союза. Поэты написали немало хороших песен: таковы « Песня смелых» А.Суркова, «Священная война» В.Лебедева-Кумача, « В поход, в поход!» А.Прокофьева, «Песня о Днепре» Е.Долматовского, «Пехота» А.Твардовского, « Жди меня» К.Симонова и многие другие.

Но появилось на свет и большое число песен убогих в идейном отношении, однообразных, скучных, нередко просто неграмотных, а иногда и откровенно халтурных.

И.Финк и М.Червинский сработали песню, которую осмелились назвать «Песня-душа». Видимо, они думали, что написали боевую песню, ибо они взывают к образам Кутузова, Суворова и выражают надежду, что ныне их, И.Финка и М.Червинского, усилиями создана песня, с которой мы бьём и будем бить «злую вражескую свору». Так они и начинают в мажорном тоне:

С песней боевою вел полки Суворов,
С песнею Кутузов шел врага крушить.
Мы любую злую вражескую свору
С этой песней били, бьем и будем бить!

Однако тут же «Песня-душа» сбивается на бездарные, разухабистые куплетики о немцах, достойным завершением её является следующая строфа:

Гитлер был укушен за ногу бульдогом,
Во дворце ужасный был переполох,
Гитлер эту ногу почесал немного,
А бульдог взбесился и издох.

Может быть, это хотя бы смешно? Нет, просто глупо. Причем тут Кутузов, причем тут Суворов, причем тут душа нашего народа? Кто будет петь такую халтуру, опошляющую само представление о боевой песне советского народа?

Бронепоезд (БП) наши бойцы ласково зовут «Борисом Петровичем». Это дало повод В.Дыховичному написать песню. Но он сочинил нелепую, неуклюжую отсебятину, претендующую на шутку, а вызывающую лишь унылую скуку и возмущение. Как выглядит советский бронепоезд в изображении Дыховичного?

«Пыхтит он и на старца он походит...» - с удивлением читаем мы.

«Но тем не менее он очень быстро ходит».

Легко и небрежно повествует автор о боевых делах «Бориса Петровича»: «дельный и полезный», он «за три дня, а может быть, скорее» сразил четыре батареи, разбил «по ходу дела» восемь дотов и так далее. И благословляет своего героя «снова в путь, поскольку там и тут бойцы Борис Петровича зовут».

С убогими мыслями и антихудожественными средствами подошел автор к решению своей задачи. Нельзя же с такой бедностью и легкостью мыслей и чувств затрагивать суровые и героические темы великой войны.

Перед нами такой «шедевр», как «Песня к любимой» Н.Руднева:

Лети к любимой, ласковая песня,
И ей служи товарищем в пути,
Но где возьмешь ты адрес неизвестный
И кто укажет, где её найти...
Лети на запад! Близко ли, далеко,
Там, где рубеж проходит огневой.
Ищи, свищи, и молви черноокой,
Что жив ее товарищ боевой.

Попробуй, разберись. Почему песня должна лететь на запад, если посылающий её сам находится на фронте, т.е. на западе? Предположить, что любимая где-то в немецком тылу, нельзя, потому что песне рекомендуется искать любимую «там, где рубеж проходит огневой», т.е. на фронте. Чушь какая-то. А чего стоит обращение к песне: «ищи, свищи»! Если бы автор хоть капельку подумал над этим выражением, то он, наверно, понял бы всю несуразность употребления его в данном случае. Ведь выражение это употребляется лишь иронически. И когда говорят «ищи, свищи», то это значит, что все равно не найдёшь.

Как благородна тема о подруге бойца, воина Красной Армии! Но некая М.Мендельсон сумела опошлить и эту тему сюсюкающими, сентиментальными стишками, причем не весьма грамотными. Есть там и такие строки:

Когда склоняясь над твоею раной,
Сестра вольет живительную кровь,
Узнает сердце кровь своей желанной...

Выходит, что кровь желанной вливают бойцу в рану? Чувствительно, но бессмысленно. Стоит ли писать музыку на такие слова?

Не много смысла в песне Преображенского «Песня о русском штыке». Обращаясь к штыку, автор пишет:

Мой русский штык, товарищ мой...
...Врагу от смерти не уйти,
Рази его штыком, товарищ.

Получается так, что штык должен разить врага штыком. Явная несуразица. Мы не говорим уже о том, что в песне нет ни одного свежего, запоминающегося слова, сплошной шаблон.

Все подобные авторы пишут обязательно «боевые» песни. Даже железнодорожную песню Я.Шварц назвал «Боевой железнодорожной»:

Над любимой родиной облака тревожные
Через перелески, горы и луга.
Мчат составы железнодорожные,
Мчат составы прямо на врага.

Почему составы «мчат», а не «мчатся», - это, конечно, остается на совести автора. Но если бы даже было «мчатся», то почему они мчатся «прямо на врага»?

Таких или похожих примеров можно было бы привести многие десятки. И все они говорят о неряшливой, о недобросовестной работе некоторых поэтов над песней.

И на все приведенные здесь тексты написана музыка. Они пущены в народ. Они получили от не в меру снисходительных и неразборчивых композиторов путевку в жизнь и засоряют мозги молодёжи своей словесной чепухой. На «Песню-душу» написал музыку композитор Н.Будашкин, «Борис Петрович» Дыховичного вдохновил Сигизмунда Каца. Н.Руднев выступил при поддержке А.Мосолова, а М.Мендельсон со своими пошленькими песенками: «Подруга бойца» и «Фриц» - в содружестве с таким крупным мастером, как С.Прокофьев.

Происходят такие вещи, на мой взгляд, в результате неправильного, некритического отношения со стороны некоторых композиторов к словесному материалу песни. Известная часть композиторов считает, что главную роль в песне играет музыка, а слова - дело десятое.

А ведь это глубоко ошибочно. Верно, что в песне главную роль играет музыка. Музыка - это как бы крылья песни, на которых она летит. Но совершенно ясно, что эти крылья машут зря, раз им нечего нести. Народ воспринимает песню не только как некую мелодию, но и как своеобразный словесный рассказ о чем-то или о ком-то. Хорошая музыка создает настроение, задает тон, но конкретную суть песни человек все же узнает из слов. И чем лучше, чем содержательней, чем красочней слова, тем больше песня нравится, тем глубже её идейное воздействие, тем дольше она живёт. Это хорошо видно на примере многих песен, как советских, так и дореволюционных. (Так, например, многие годы живут и долго будут жить такие песни, как «Замучен тяжелой неволей», «Ермак», «Коробейники», «То не тучи грозовые, облака», «Каховка», «По долинам и по взгорьям» и многие другие).

Композиторы, если они хотят создать песни, достойные нашего времени, должны очень внимательно относиться к отбору словесного материала для своих произведений и не писать их на явный словесный брак. Композитор отвечает за песню в целом.

И издательствам давно пора покончить с вредной беспечностью в их отношении к тексту песен. О том же следует задуматься и органам, ведающим репертуаром радио, эстрады, художественной самодеятельности и так далее. К обсуждению написанных песен, к выпуску их в свет надо привлекать знающих людей.

Поэт, композитор вслушиваются в самые задушевные слова, мысли и чувства народа и, претворив их в произведение искусства, возвращают их народу в форме песни, в которой каждый находит выражение своих дум и чаяний. В этом великая честь для создателей песни, но и великая их ответственность перед народом. Союз писателей и Союз композиторов должны воспитать в членах своих коллективов это высокое чувство ответственности перед народом.

С каким же мерилом следует подходить к песенному тексту, чем руководствоваться при отборе? Единственно правильным мерилом должны стать идейное содержание и художественная ценность текста. Само собой разумеется, что, помимо всего прочего, текст должен иметь и особые песенные качества (простоту, напевность), без чего он не может стать песней, хотя бы и был хорош сам по себе, как стихи.

Если же текст порочен или хотя бы состоит из общих слов и положений, неоднократно петых и перепетых, если поэт не сумел сказать в нем ничего своего, нового, то на такой текст не следует писать музыку. Нам нужны песни боевые, патриотические, высокоидейные. Но если идея выражена тусклыми, истертыми словами, она не может должным образом воздействовать на человеческое сознание и потому не достигает цели. От поэтов надо требовать, чтобы высокая идейность была выражена свежими, яркими и волнующими словами, т.е. выражена высокохудожественными средствами.

Не следует понимать дело так, что не нужны песни лирические, шуточные. Наоборот, они очень нужны и любимы народом. Но и к ним должны быть пред’явлены те же высокие требования.

Короче говоря, текст песни, на какую бы тему он ни писался, должен иметь самостоятельное художественное значение, независимо от того, написана на него музыка или нет. Он должен быть таким, чтобы его приятно было читать, если нет музыки, и вдвойне приятно петь, если написана удачная музыка.

Только в таком направлении мыслится работа поэтов над песней. Только в этом случае наша массовая песня поднимется на ещё большую высоту и избавится от того хлама, какой сейчас всё ещё засоряет её. // М.Исаковский.

☆ ☆ ☆

04.09.44: Новые блестящие победы советского оружия ("Правда", СССР)
04.09.44: Л.Огнев, В.Вавилов: Бухарестские встречи ("Правда", СССР)

03.09.44: Заявление немецкого генерала Мозера ("Красная звезда", СССР)
03.09.44: Г.Рыклин: Совсем запутались ("Красная звезда", СССР)

02.09.44: Л.Славин: Из самого ада ("Известия", СССР)
02.09.44: Е.Кригер: В Бухаресте || «Известия» №209, 2 сентября 1944 года
02.09.44: В.Рязанов: Искусство взаимодействия ("Красная звезда", СССР)
02.09.44: Д.Заславский: Горькие истины и низкий обман ("Правда", СССР)
02.09.44: История русского мальчика ("Красная звезда", СССР)

01.09.44: Блестящая победа Красной Армии ("Известия", СССР)
01.09.44: К.Тараданкин: Утро 31 августа в Бухаресте ("Известия", СССР)

Август 1944 года:

31.08.44: В.Земляной: На пикировщике ("Красная звезда", СССР)

30.08.44: Злодеяния немецких извергов на могиле Пушкина ("Правда", СССР)
30.08.44: Д.Заславский: Освобождённый Париж ("Правда", СССР)

29.08.44: И.Эренбург: Париж ("Красная звезда", СССР)
29.08.44: Немецкие вандалы ответят за все свои преступления ("Известия", СССР)

28.08.44: П.Синцов: В Измаиле || «Правда» №207, 28 августа 1944 года
28.08.44: П.Кузнецов: На отвоёванной земле || «Правда» №207, 28 августа 1944 года

27.08.44: Победа на Дунае ("Красная звезда", СССР)
27.08.44: Г.Миленин: Воздушное оружие ("Красная звезда", СССР)

26.08.44: И.Осипов: Тарту ("Известия", СССР)
26.08.44: В.Собко: Преследование врага ("Известия", СССР)

25.08.44: В.Кожевников: Возмездие ("Правда", СССР)
25.08.44: Новые мощные удары Красной Армии ("Правда", СССР)
25.08.44: Победная поступь Красной Армии ("Красная звезда", СССР)

24.08.44: В.Полторацкий: В Карпатах ("Известия", СССР)
24.08.44: Слава передового артиллерийского завода ("Известия", СССР)

23.08.44: А.Софронов: Из фашистской неволи ("Известия", СССР)
23.08.44: А.Елян: Наши пушки несут гибель врагу ("Известия", СССР)
23.08.44: Расследование немецко-фашистских злодеяний в Люблине ("Красная звезда", СССР)

22.08.44: Т.Тэсс: Живая вода || «Известия» №199, 22 августа 1944 года
22.08.44: А.Черкасова: Как мы восстанавливаем Сталинград ("Известия", СССР)

21.08.44: Мужество и героизм советских воинов || «Правда» №201, 21 августа 1944 года
21.08.44: Г.Рыклин: Зеленый фрак || «Правда» №201, 21 августа 1944 года

20.08.44: К новым победам Сталинской авиации! ("Красная звезда", СССР)
20.08.44: С.Рыбаков: Хозяин неба || «Красная звезда» №198, 20 августа 1944 года

19.08.44: И.Эренбург: Горе им! ("Красная звезда", СССР)
19.08.44: С.Руденко: Авиация наступления ("Красная звезда", СССР)

18.08.44: К ответу финских извергов! || «Правда» №198, 18 августа 1944 года
18.08.44: О злодеяниях финско-фашистских захватчиков на территории Карело-Финской ССР ("Правда", СССР)*
18.08.44: Б.Полевой: Сражение за Вислой || «Правда» №198, 18 августа 1944 года

17.08.44: Старейший авиационный полк Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
17.08.44: Н.Денисов: Наступательная мощь советской авиации* ("Красная звезда", СССР)
17.08.44: А.Софронов: Встречи в Латвии || «Известия» №195, 17 августа 1944 года
17.08.44: М.Бондаренко, В.Осипов, П.Таран: Как мы сражаемся в воздухе ("Известия", СССР)

16.08.44: Н.Денисов: Наступательная мощь советской авиации ("Красная звезда", СССР)

15.08.44: И.Эренбург: Судьба фирмы Пальм || «Красная звезда» №193, 15 августа 1944 года*
15.08.44: Обращение генерал-фельдмаршала Паулюса к немецкому народу ("Красная звезда", СССР)

14.08.44: Б.Полевой: Святая ненависть ("Правда", СССР)
14.08.44: Моральная сила советских людей || «Правда» №195, 14 августа 1944 года

13.08.44: В.Гроссман: Творчество победы ("Красная звезда", СССР)
13.08.44: Е.Кригер: Немецкая фабрика смерти под Люблином* ("Известия", СССР)

12.08.44: О чем говорит Люблинский лагерь уничтожения ("Красная звезда", СССР)
12.08.44: К.Симонов: Лагерь уничтожения-3 || «Красная звезда» №191, 12 августа 1944 года
12.08.44: Б.Горбатов: Лагерь на Майданеке* || «Правда» №193, 12 августа 1944 года
12.08.44: Е.Кригер: Немецкая фабрика смерти под Люблином ("Известия", СССР)

11.08.44: К.Симонов: Лагерь уничтожения-2 ("Красная звезда", СССР)
11.08.44: Б.Горбатов: Лагерь на Майданеке || «Правда» №192, 11 августа 1944 года
11.08.44: Труд, овеянный славой || «Известия» №190, 11 августа 1944 года

10.08.44: К.Симонов: Лагерь уничтожения ("Красная звезда", СССР)
10.08.44: Н.Карнаушенко: Шакалы ("Красная звезда", СССР)
10.08.44: Новый рост индустриальной мощи нашей Родины ("Правда", СССР)

09.08.44: И.Эренбург: Пепел и кровь ("Красная звезда", СССР)
09.08.44: 3.Хирен: Сердце танка || «Красная звезда» №188, 9 августа 1944 года
09.08.44: Доблестные партизаны Советской Украины ("Известия", СССР)

08.08.44: Л.Кудреватых: Наши самолеты над Восточной Пруссией ("Известия", СССР)

07.08.44: С.Борзенко: По ту сторону Вислы ("Правда", СССР)
07.08.44: И.Эренбург: Накануне || «Правда» №189, 7 августа 1944 года
07.08.44: 7 августа 1944 года || «Вечерняя Москва» №186, 7 августа 1944 года

06.08.44: Т.Тэсс: После битвы || «Известия» №186, 6 августа 1944 года

04.08.44: О.Берггольц: Душа дома ("Известия", СССР)
04.08.44: A.Софронов: За Неманом || «Известия» №184, 4 августа 1944 года

Газета «Правда» №213 (9670), 4 сентября 1944 года

сентябрь 1944, 1944, Михаил Исаковский, осень 1944, газета «Правда»

Previous post Next post
Up