В.Давыдов || «
Красная звезда» №130, 4 июня 1943 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Подполковник К.Леонов. - Бесперебойная связь в танковом бою (2 стр.). Подполковник П.Богданов. - Опыт артиллерийского наблюдения (2 стр.). Подполковник Ф.Львов. Подвижный резерв инженерных заграждений (2 стр.). Старший лейтенант В.Кудрявцев. - Письма о награжденных (3 стр.). Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы Киев и Рославль (3 стр.). Майор В.Давыдов. - Отражение налетов на Курск (3 стр.). А.Безыменский. - У кургана (3 стр.). Савва Голованивский. - В Карпатах (3-4 стр.). Открытие «американо-советской военной выставки» в Нью-Йорке (4 стр.). В Алжире создан Французский Комитет Национального Освобождения (4 стр.).
# Все статьи за
4 июня 1943 года.
Второго июня немецкое командование сделало еще одну попытку массированного воздушного налета на железнодорожный узел и город Курск. Как известно, последний налет перед этим был предпринят 22 мая. Тогда немцы потеряли на подступах к Курску 65 самолетов, не причинив существенного ущерба городу.
Встретив должный отпор со стороны наших воздушных сил и потерпев серьезный урон, немцы попытались еще раз нанести удар по Курску с воздуха, но теперь уже значительно бóльшими силами. Желая избежать потерь, немцы изменили тактику: вместо эшелонированного удара с одного направления они организовали звездный налет с разных направлений и на разных высотах. Для прикрытия бомбардировщиков были выделены солидные силы истребителей. Первый удар фашисты попытались нанести на рассвете, надеясь, очевидно, внезапным налетом подавить средства противовоздушной обороны и тем самым открыть дорогу следующим эшелонам. Кроме того, операция рассчитывалась на несколько часов, что должно было измотать нашу истребительную авиацию.
Однако, несмотря на столь тщательную подготовку к налету на Курск, немцы не достигли результатов. Наша истребительная авиация снова нанесла врагу жестокое поражение, успешно отразив все его атаки. Первыми навстречу врагу поднялись летчики подразделений ПВО. Несмотря на ранний час, они не были застигнуты врасплох и сумели навязать бой немцам еще на дальних подступах к городу. Завязалась жестокая схватка в воздухе, которая, естественно, распалась на несколько очагов. Немцы поторопились подбросить новую группу истребителей для подкрепления. Но этот маневр был упрежден нашим командованием. Произошло быстрое наращивание сил в бою. К тому времени, когда прибыл свежий резерв наших истребителей, «Мессершмитты» уже были связаны боем, и это дало возможность нанести мощный удар группе бомбардировщиков. В результате бóльшая часть сбитых вражеских самолетов падает на такие типы машин, как «Ю-88» и «ДО-215».
Вслед за первым эшелоном с разных сторон к городу направилась вторая группа вражеских самолетов. Сложность противовоздушной обороны состояла в том, что надо было одновременно отражать несколько комбинированных ударов. Это вело к распылению истребителей на мелкие группы, требовало наличия больших сил. Всё же ни одной группе вражеских самолетов не удалось прорваться к цели и организованно сбросить бомбы. Наши истребители успевали всюду отражать вражеские удары. Бой принял затяжной характер. На смену самолетам, израсходовавшим горючее, поднимались свежие силы. Место сбитых немецких машин занимали новые. Немцы напрягали все силы. Они пытались пробиться к городу, несмотря на большие потери.
В этих воздушных боях советские летчики показали высокое мастерство, мужество и настойчивость. Хотя воздушное сражение длилось более 10 часов, наши истребители постоянно находились в воздухе. Многим летчикам довелось сделать в этот день несколько вылетов и одержать не одну победу. Особенно отличились истребители части, которой командует майор Диденко. Они, в основном, выдержали всю тяжесть боев на ближних подступах к Курску. Летчики майора Диденко сбили 2 июня в воздушных боях 31 немецкий самолет, причем 21 бомбардировщик типа «Ю-88» и «ДО-215».
После того, как немцам не удалось прорваться мелкими группами, они пустили один эшелон, собрав в нем до сотни самолетов. Большая группа вражеских машин также подверглась ударам наших истребителей и была расчленена. Лишь некоторой части немецких бомбардировщиков удалось сбросить бомбы. Но это бомбометание было произведено с большой высоты и оказалось малоэффективным. Характерно, что немецкие летчики первоначально пытались бомбить со средних высот. Но к концу налета они вынуждены были набрать высоту до 6000 метров, что, конечно, не могло дать прицельного бомбометания.
В отражении налета на город Курск огромную роль сыграло умелое управление боем с земли. Благодаря наличию хорошей связи имелась возможность постоянно поднимать в воздух свежие силы, привлекая для этого в особых случаях соседние части. Четкая радиосвязь с самолетами обеспечила наведение истребителей на главные силы немецких бомбардировщиков. Летчики с помощью радиосети наведения постоянно были в курсе воздушной обстановки. Всё это, при наличии достаточного упорства и мастерства летчиков-истребителей, обеспечило победу над врагом. Немцы, потеряв 162 самолета, не сумели разрешить задачу массированного налета на железнодорожную станцию и город Курск. // Майор
В.Давыдов.
************************************************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. В части, которой командует капитан Б.Гончаров, отлично готовят пищу. На снимке: капитан медицинской службы В.Веревкин пробует обед перед раздачей, слева - шеф-повар сержант А.Дубина, в центре - повар красноармеец Л.Пироговская.
Снимок спец. фотокорр. Г.Хомзора.
★
Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы Киев и Рославль
В ночь на 3 июня наша авиация дальнего действия крупными силами совершила налеты на железнодорожные узлы Киев и Рославль. Наши самолеты бомбардировали на этих узлах железнодорожные эшелоны и склады противника.
В результате бомбардировки разбито и сгорело много железнодорожных эшелонов, а также отмечены сильные взрывы. Особенно крупные пожары наши летчики наблюдали на железнодорожных путях и в районе складов в Киеве. Пожары сопровождались взрывами огромной силы.
Все наши самолеты, кроме двух, вернулись на свои базы.
★
Дополнительное сообщение о налете немецких самолетов на Курск 2 июня
По предварительным и неполным данным вчера сообщалось, что 2 июня во время налета немецких самолетов на Курск действиями нашей авиации и огнем зенитной артиллерии уничтожено 123 немецких самолета. На самом деле оказалось, что наши летчики в воздушных боях в районе Курска сбили 114 немецких самолетов. Кроме того, огнем зенитной артиллерии уничтожено 48 немецких самолетов. Таким образом, всего в течение дня 2 июня в районе Курска уничтожено 162 вражеских самолета, а не 123, как сообщалось ранее. Взято в плен 62 немецких летчика.
Наша авиация потеряла не 30 самолетов, как сообщалось ранее, а 27 самолетов. 3 самолета, считавшиеся потерянными, вернулись на свои базы.
________________________________________
К.Симонов:
Русс-фанер "У-2"* ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов:
Русское сердце* ("Красная звезда", СССР)
А.Довженко:
Стой, смерть, остановись!* ("Правда", СССР)
Бр.Тур:
Последний бой Григория Жовтоножко* ("Известия", СССР)
П.Павленко:
После одного воздушного боя ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №130 (5501), 4 июня 1943 года