И.Кожедуб || «
Правда» №199, 20 августа 1945 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Поздравление товарища Сталина Тбилисскому горно-артиллерийскому училищу имени 26-ти бакинских комиссаров (1 стр.). Телеграмма Президента Крайовой Рады Народовой Польской Республики Генералиссимусу Сталину (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 19 августа (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Страна праздновала День авиации (1 стр.). Обязательства работников сельского хозяйства Омской, Ульяновской и Челябинской областей (2 стр.). ОБЗОР ПЕЧАТИ: Главная тема дня (2 стр.). А.Дунаевский. - Где нет заботы о сохранности урожая... (2 стр.). И.Кожедуб. - За Родину, с именем Сталина! (3 стр.). М.Шур. - В наступлении (3 стр.). Л.Ганичев, Н.Воронов. - Праздник молодости, красоты и силы (3 стр.). Ю.Головашенко. - Театр имени Шевченко (3 стр.). МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН: Г.Рыклин. - Буксосмазка (3 стр.). П.Крайнов. - Крах японской авантюры в Китае (4 стр.) Беседа Сун Цзы-веня с Трумэном (4 стр.). Японская делегация прибыла в Манилу (4 стр.). Положение в Греции (4 стр.). Протесты в Юлийской Крайне против реорганизации административного аппарата (4 стр.). Американская печать о массовом сокращении числа рабочих в военной промышленности США (4 стр.). Югославские учёные о своем пребывании в Советском Союзе (4 стр.). Отсрочка обсуждения законопроекта о виновниках войны в финском сейме (4 стр.).
# Все статьи за
20 августа 1945 года
Мне сейчас двадцать пять лет, и вся моя сознательная жизнь принадлежит авиации. Еще не окончив химико-технологического техникума в Шостке, на моей родной Украине, я вступил в Шосткинский аэроклуб, где впервые познакомился с воздухом. Затем перешел в Чугуевское авиационное училище и окончил его в 1941 году, получив звание сержанта.
Некоторое время мне пришлось поработать инструктором в этом училище, но когда немецко-фашистские полчища вторглись на нашу землю, оставаться в тылу было выше моих сил. Разумеется, я отлично понимал, что подготовка кадров для воздушных сил Красной Армии - ответственнейшая задача и что мое скромное участие в этой работе тоже имеет известное значение, но сердце рвалось в бой с наглым врагом. Ведь я истребитель!
Однако на фронт я попал не сразу. В конце октября 1942 года меня направили на сборный пункт лётно-технического состава для усовершенствования. Наша военная авиация в ходе войны всё время пополнялась новой материальной частью - новыми типами машин, над которыми без устали работали лучшие советские конструкторы. Приблизительно в тот период на вооружение истребительных частей поступили самолеты «Лавочкин-5». Вот нам и предстояло на этом сборе досконально освоить новую технику перед непосредственной боевой работой.
13 марта 1943 года я, наконец, прибыл на Воронежский фронт и через две недели получил первое боевое крещение в воздушной схватке с противником над нашим аэродромом. Этот бой окончился для меня безрезультатно, - в том смысле, что я
не сбил ни одного вражеского самолета, - но он, если можно так выразиться, послужил первым камнем моего боевого опыта. И тогда на деле убедился в том, насколько важно быть осмотрительным в схватке с серьезным врагом.
Первый фашистский самолет - «Юнкерс-87» - я сбил
6 июля на Белгородском направлении, на второй день немецкого наступления на Курской дуге. Немцы сопровождали свои наступающие части большим количеством самолетов. Вражеские машины заполняли небо целыми стаями.
- Летчики, надо крепко держать воздух! - сказал нам перед вылетом в бой командир полка.
Очутившись над полем боя и осмотрев небо, я убедился в том, что происходило крупное воздушное сражение. Пылали земля и небо.
Нашу эскадрилью вед старший лейтенант Семенов. По сигналу с земли мы сосредоточили свое внимание на группе «Юнкерсов» числом около 30 машин, сопровождаемых шестью «Мессершмиттами».
- Атакуем «Юнкерсов»! - скомандовал по радио тов. Семенов.
Одной паре «Лавочкиных» командир эскадрильи приказал связать боем «Мессершмиттов», а остальных повел на «Юнкерсов». Через 40 секунд он отколол от строя флагманский самолет и зажег его меткой очередью. Потеря ведущего лишила немцев уверенности, и они заметались в воздухе. Одна из машин слегка приотстала. Я воспользовался моментом, подошел к ней почти вплотную и нажал гашетку. Пушки тов. Шпитального отлично сделали свое дело. Пикировщик загорелся и, дымя, свалился на землю. Тем временем один из наших истребителей сбил третьего «Юнкерса». Остальные, не целясь, освободились от бомб и повернули обратно.
Когда Красная Армия дошла до Полтавы, на моем счету было девять сбитых немецких самолетов. Я имел уже две правительственных награды - два ордена Красного Знамени - и в звании младшего лейтенанта командовал эскадрильей истребителей.
На Днепре нашему авиационному полку пришлось снова участвовать в крупных воздушных сражениях. Эти бои отличались высоким наступательным духом и неукротимой инициативой наших летчиков. Лично мне за десять дней боев удалось сбить 11 вражеских самолетов. Таким образом, к началу 1944 года число сбитых мною самолетов достигло двадцати. 4 февраля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил мне звание Героя Советского Союза. Надо ли говорить о том, что столь высокая оценка нашим правительством моей боевой работы наполнила меня счастьем.
Что я, в сущности, сделал? Я лишь выполнял свой долг перед Родиной, которую горячо люблю, как всякий советский человек. И я дал себе слово еще лучше выполнять свой патриотический долг.
Красная Армия неутомимо гнала врага на запад. Бои перекинулись на Южный Буг, на Днестр. Крупные воздушные сражения разыгрались в районе Ясс, где немцы пытались контратаковать наши войска. Сильная воздушная группировка немцев скоро была разгромлена. Только в первые 4-5 дней наши летчики уничтожили несколько сот фашистских самолетов. Счет сбитых лично мною самолетов после этих боев достиг 34.
В мае 1944 года мне был торжественно передан самолет, приобретенный на личные средства семидесятилетним пчеловодом колхоза «Большевик», Сталинградской области, Василием Викторовичем Коневым. Он купил его в память погибшего своего односельчанина и однофамильца летчика подполковника Конева, павшего смертью храбрых.
В письме к товарищу Сталину пчеловод Конев просил передать самолет «лучшему летчику фронта». А в письме к этому летчику, тогда ему не известному, колхозник-патриот просил отомстить германцам «за героя нашего времени Конева».
Мне еще не доводилось испытывать такого волнения, как в тот момент, когда я узнал, что эта честь выпала на мою долю. Вот он, этот истребитель, и на его фюзеляже - имена летчика и пчеловода Коневых...
- Я выполню твой наказ, Василий Викторович, - дал я тогда на митинге торжественное обещание. - Я снова иду в бой. За Родину, с именем Сталина!
На этом самолете я сбил еще восемь немецких хищников.
19 августа прошлого года правительство наградило меня второй медалью «Золотая Звезда».
Продолжая свою боевую работу, я уничтожил еще несколько немецких машин, и к тому времени, когда началось наше наступление на Берлин, на моем счету было 49 сбитых фашистских самолетов.
В боях над территорией Германии мне удалось до конца войны свалить на землю еще 13 немецких самолетов и довести счет сбитых вражеских машин до 62.
Мой последний воздушный бой в войне против гитлеровской Германии состоялся 22 апреля 1945 года под Берлином, близ переправы через р. Одер. Мы вылетели на «
охоту» в паре с гвардии майором Д.С.Титаренко на истребителях «Лавочкин-7». На большой высоте перелетели через линию фронта и, патрулируя близ немецкого аэродрома над разорванной облачностью, стали выжидать появления врага. И вот мы увидели, как с аэродрома поднялись 40 самолетов «Фокке-Вульф-190», направляясь к Одеру, в район переправы.
Мы перевели свои машины в пике и на большой скорости врезались в боевой порядок немецких самолетов, атакуя их сзади, под небольшим ракурсом. С ходу мы сбили по одному самолету и через несколько секунд снова нависли над немцами. В это время ко мне в хвост попытался зайти один «Фокке-Вульф», но майор Титаренко во-время заметил его и мастерски отбил атаку немца. Мне посчастливилось свалить еще один фашистский самолет. Немцы повернули к своей базе.
Так я одержал свою 62-ю победу. //Трижды Герой Советского Союза гвардии майор Иван Кожедуб.
☆ ☆ ☆
20.08.45:
Славные соколы нашей Отчизны ("Правда", СССР)
20.08.45: М.Шур:
В наступлении || «Правда» №199, 20 августа 1945 года
19.08.45: Л.Кудреватых:
Иван Кожедуб ("Известия", СССР)
19.08.45: Г.Ворожейкин:
Авиация народа-победителя ("Известия", СССР))
19.08.45: А.Булгаков:
В Маньчжурии || «Известия» №195, 19 августа 1945 года
17.08.45:
Японские изверги замучили сержанта Калинина ("Известия", СССР)
15.08.45: Г.Болдырев:
Грозные уроки прошлого ("Известия", СССР)
15.08.45:
Конец японского агрессора || «Известия» №191, 15 августа 1945 года
15.08.45:
Поражение японского империализма || «Правда» №194, 15 августа 1945 года
14.08.45:
Торжество нашей молодости ("Известия", СССР)
14.08.45: В.Лебедев-Кумач:
Обезопасим наши дальневосточные границы ("Известия", СССР)
12.08.45: В.Аварин:
Японские планы господства над миром ("Правда", СССР)
10.08.45:
До конца разгромить японских империалистов! ("Красная звезда", СССР)
10.08.45: Н.Погодин:
Сопредельное государство ("Известия", СССР)
10.08.45:
Японский агрессор будет разгромлен || «Известия» №187, 10 августа 1945 года
10.08.45:
Советский народ единодушно одобряет решение своего родного правительства ("Правда", СССР)
09.08.45:
Японский агрессор будет разгромлен! ("Правда", СССР)
09.08.45:
Под водительством Сталина - к победе! ("Правда", СССР)
09.08.45:
Война с Японией || «Известия» №186, 9 августа 1945 года
09.08.45: Б.Агапов:
В капище империализма || «Известия» №186, 9 августа 1945 года
05.08.45:
Сталинский День железнодорожника ("Известия", СССР)
05.08.45: Б.Арутюнов:
Железнодорожный транспорт на новом под’еме ("Известия", СССР)
Июль 1945:
31.07.45:
Подвиг советских железнодорожников ("Известия", СССР)
27.07.45: Эль-Регистан, Н.Рыбак:
В сердце Европы ("Известия", СССР)
24.07.45: В.Полторацкий:
Поезд идёт домой ("Известия", СССР)
24.07.45: И.Эренбург:
Первый изменник ("Известия", СССР)
22.07.45:
Доблестный флот могучей Советской державы ("Известия", СССР)
22.07.45: В.Беликов:
Москва встречает героев боев за Берлин ("Известия", СССР)
22.07.45: Л.Галлер:
Верный страж морских границ нашей Родины ("Известия", СССР)
21.07.45:
Под знаменем сталинской дружбы народов ("Известия", СССР)
20.07.45: П.Кабанов:
Самоотверженный труд железнодорожников-восстановителей ("Известия", СССР)
20.07.45: М.Никитин:
В море после войны || «Известия» №169, 20 июля 1945 года
18.07.45: В.Полторацкий:
Встреча в Москве ("Известия", СССР)
17.07.45: Н.Погодин:
Парад Победы ("Известия", СССР)
16.07.45:
Новые стройки года Победы ("Правда", СССР)
16.07.45: Н.Козев:
Парад Победы на экране ("Правда", СССР)
Газета «Правда» №199 (9970), 20 августа 1945 года