В.Померанцев || «
Литература и искусство» №20, 16 мая 1942 года
"...НЕЛЬЗЯ ПОБЕДИТЬ ВРАГА, НЕ НАУЧИВШИСЬ НЕНАВИДЕТЬ ЕГО ВСЕМИ СИЛАМИ ДУШИ". (Из приказа Народного Комиссара Обороны И.Сталина 1 мая 1942 г.)
# Все статьи за
16 мая 1942 года.
Выходящая у нас на немецком языке газета «Ди Вархайт» («Правда») предназначается для немецких частей и соединений, действующих против наших войск на Западном фронте. Уже более 16 миллионов экземпляров газеты распространено среди солдат противника, проявляющих, как правило, огромный интерес к нашей пропаганде. Экземпляры «Ди Вархайт» служат пропусками немецким солдатам, желающим сдаться в плен. Газету находят в немецких окопах, в карманах убитых солдат. Один германский военный журнал возмущенно писал как-то, что солдаты нередко вкладывают «Ди Вархайт» в конверты с письмами, которые они отправляют на родину.
Среди материалов, печатаемых в «Ди Вархайт», большое место занимают высказывания военнопленных, немецкие письма с фронта на фронт, выдержки из дневников, обнаруживаемых у пленных и убитых немецких солдат. Особый интерес представляют те материалы, которые не являются личными документами отдельных солдат, а имеют широкое хождение среди рядового состава, переписывающего их в свои дневники и письма. Облеченные зачастую в литературную форму, эти нелегальные записи отражают настроения очень широких солдатских кругов и в самых черных тонах рисуют солдатский быт. Среди таких ходящих по рукам материалов много стихов, юморесок, небольших сатирических рассказов. В ряде случаев они являются сатирической переделкой казенных виршей, преподносимых немецким солдатам гитлеровской фронтовой печатью. «Ди Вархайт» широко публикует произведения солдат.
Не все эти стихи политически одинаково заострены, не все равнозначны по своим литературным достоинствам. Одни свидетельствуют об известной литературной искушенности их авторов, другие грубоваты по отделке, бедны по словарю. В одних все содержание ограничивается описанием солдатских бед и мытарств, другие прямо призывают к определенным политическим выводам, к антифашистским действиям. Но и те и другие являются неоспоримым показателем перелома, происходящего в сознании многих немецких солдат.
Образчиком стихов, ограничивающихся сетованиями, отражающих лишь тоску по дому и недовольство войной, разлучившей солдата с его семьей, является стихотворное письмо берлинского художника Ганса Бартеля, пленного ефрейтора.
Еженощно при пробуждении
Мысль тянется к родным берегам...
Я в вечном за вас волнении -
Здоровы ли вы, хорошо ли вам?
…….
Ах, зачем она пришла,
Эта страшная война,
Ах, зачем же вас она
От меня оторвала!
Образчиком стихов, ограничивающихся сетованиями, отражающих лишь тоску по дому и недовольство войной, разлучившей солдата с его семьей, является стихотворное письмо берлинского художника Ганса Бартеля, пленного ефрейтора.
Еженощно при пробуждении
Мысль тянется к родным берегам...
Я в вечном за вас волнении -
Здоровы ли вы, хорошо ли вам?
…….
Ах, зачем она пришла,
Эта страшная война,
Ах, зачем же вас она
От меня оторвала!
К той же группе излияний тоски может быть отнесено найденное у убитого солдата Ганса Мюллера и тоже адресованное домой стихотворение «Освободившийся от солдатчины». В нем, однако, звучат и усталость от войны, тоскливое ожидание смерти:
За Вислой, где летчики в небе парят,
Где в землю глубоко спрятал морды отряд,
Где людей терзал паразитов рой,
Несся вздох: отпустите меня домой.
Летом по этой бескрайней земле
Пехотинец тянулся в пыли и песке,
В глазах была горесть; измучен, худой,
Шептал: отпустите меня домой, домой.
Зимою в завислянском этом краю
Лишь труп его жалкий чернел на снегу.
Записка прижата была бородой:
«Отпустите меня домой, домой».
Автор еще не задается вопросом о виновниках солдатской смерти в «завислянских» снегах; он еще не спрашивает себя, кому нужна эта смерть. Тем не менее в этих стихах звучит очень важный новый мотив: сознание обреченности германского солдата, попавшего в «завислянские края».
Значительно более внятно политически, хотя тоже не содержит еще прямых призывов к действию, найденное у нескольких убитых солдат стихотворение - «Что такое немецкий солдат в России?»
«Что такое немецкий солдат в России?», спрашивает неизвестный автор и отвечает:
В земляную дыру залезающее,
Мяса и масла давно уж не знающее,
Капустные стебли курящее,
Мыла не употребляющее.
Кофе не пьющее,
Издалека воняющее,
Щеки не бреющее,
Взад-вперед марширующее,
Ко всему привыкающее,
От вшей страдающее,
От русских пуль умирающее,
В отупение впадающее,
Тщетно почту ждущее,
От холода стонущее,
Конца Гитлера ожидающее.
Здесь сознание того, что Гитлер - виновник войны, - уже налицо. Прекращение солдатских мытарств связывается с ожиданием конца Гитлера. Антифашистские настроения автора бесспорны.
Еще более политически заострены стихи, найденные в дневнике убитого в районе Будогощи солдата Вильфреда Нэйба, - «Ловля вшей». Как известно, вшивость - бич германской армии, от которого она не избавилась и с наступлением весны. Стихи, посвященные этой своеобразной проблеме, заканчиваются такими выводами:
Эх, когда мир взойдет над домами
И я живым домой возвращусь,
Сочтуся я с тем, кто покрыл меня вшами,
Кто немцев терзает, как вошь, как гнусь.
Примусь я за тех, кто кровь из народа
Сосет жесточе всяких вшей,
Кого не пальцем, не ногтем давят,
Кого пулей ружейной достану скорей.
Стихи, написанные искренне и резко, показывают, что есть уже в германской армии солдаты, понявшие не только то, что Гитлер кровопийца, но и необходимость разделаться с ним и его бандой самым решительным образом.
Солдатское творчество носит теперь ярко выраженный антивоенный характер. Вне зависимости от степени политической развитости авторов, все они хотят прежде всего одного - окончания войны. Наиболее вдумчивые рекомендуют уже и путь к этому - освобождение Германии от преступной гитлеровской клики.
Солдатские дневники начального периода войны содержали немало виршей, наполненных лживого пафоса фашистской воинствующей демагогии. Солдаты часто переписывали понравившиеся им стишки из фронтовых газеток или сами сочиняли их, причем часто в эпистолярной форме пересылали домой. Такие «стихи» слались в особенно обильном количестве из Франции. Они содержали пьяные бравады, их авторам море было по колено. Теперь такие стихи не встречаются совершенно. Если попадаются ныне вирши на нейтральные темы, то они в лучшем случае посвящены суровости русской природы. А лживая героика осталась уделом лишь «литературных» страниц фашистских фронтовых газет.
Германская военная печать ведет настойчивую, однообразно-надоедливую пропаганду против «скептиков». Она требует от солдат не только бодрых писем на родину, но и «выпрямленных плеч, металла в голосе». Она крестит «недостойными немцами» и «врагами народа» солдат, которые делятся с товарищами своими все растущими сомнениями. Она пичкает солдатскую массу страницами «юмора», озаглавленными «Смейся громче». Но никакой бодрости, никакого «металла» не слышно даже в том солдатском творчестве, которое печатают сами эти газеты. Победные бравады поставляют этим листкам господа из «рот пропаганды», а юморески, исходящие от самих солдат, - это юмор висельников. На девять десятых посвящены они продовольственным нехваткам, отсутствию подвоза, неустройствам быта. Газета одной из танковых армий - «Новости» свой «юбилейный» сотый номер целиком посвятила тому, как германские солдаты...
грабят местное население. Тут рифмованные анекдоты о зарезанных «вражьих курицах», фельетоны о сжигаемой на топливо мебели и т.п. Разнообразит номер только фельетон, высмеивающий врачей, берущих в армию калек, да стихи с жалобами на скудость питания.
Скепсис - неизбежный теперь удел германских солдат. Они отказываются бодриться и называть черное белым. Их нелегальное литературное творчество свидетельствует о надломе боевого духа. Мы знаем, что в массе своей германская армия пока еще довольно послушное орудие Гитлера. Но недовольство войной и начало разложения армии уже налицо. В числе прочих симптомов нелегальные стихи немецких солдат свидетельствуют об этом с неопровержимой убедительностью. // В.Померанцев. Западный фронт.
******************************************************************************************************************************
ИСПЫТАНИЕ ОГНЕМ И ЖЕЛЕЗОМ
Прошедшим фронт, нам день зачтется за год,
В пыли дорог сочтется каждый след,
И корпией на наши раны лягут
Воспоминанья юношеских лет.
Рвы блиндажей трава зальет на склонах
Крутых холмов, нахлынув, как волна.
В тех блиндажах из юношей влюбленных
Мужчинами нас сделала война
И синего вина, вина печали,
Она нам полной мерой поднесла
Когда мы в первых схватках постигали
Законы боевого ремесла
Но и тогда друг другу в промежутках
Меж двух боев рассказывали мы
О снах любви, и радостных и жутких,
Прозрачных, словно первый день зимы.
Перед костром, сомкнувшись тесным кругом,
Мы вновь клялись у роковой черты,
Что, возвратясь домой к своим подругам,
Мы будем в снах и в помыслах чисты.
А на снегу, как гроздья горьких ягод,
Краснела кровь. И снег не спорил с ней!
За это все нам день зачтется за год,
Пережитое выступит ясней.
Н.Рыленков.
______________________________________________
И.Эренбург:
Рабы смерти* || «Правда» №97, 7 апреля 1942 года
А.Склезнев:
Их стихи || «Известия» №22, 28 января 1942 года
М.Рубинштейн:
Катценяммер || «Правда» №83, 24 марта 1942 года
П.Майский:
"Голосующие" гансы || «Известия» №104, 6 мая 1942 года
М.Толченов:
Изменения в офицерском и рядовом составе немецко-фашистской армии* || «Красная звезда» №118, 22 мая 1942 года
«Литература и искусство» №20, 16 мая 1942 года