П.Коломейцев || «
Красная звезда» №217, 14 сентября 1941 года
Воин Красной армии, бесстрашно и отважно бейся за нашу Родину, за наши города и села, за наших отцов, матерей, жен, детей. Презрение к смерти рождает героев, обеспечивает победу!
# Все статьи за
14 сентября 1941 года.
Заметки о тактике врага
В тактике немецкой авиации и наземных войск имеется много общего. Это общее заключается в следующем: удары на сравнительно узком фронте, но рассчитанные на большую глубину; концентрация сил на этом фронте с целью достижения превосходства в воздухе; стремление достичь внезапности удара; и, наконец, что особенно бросается в глаза, расчеты на моральное подавление противника.
Если сравнить действия фашистской авиации в первые дни войны и теперь, то становится заметным, что воздушные силы врага значительно поредели. В воздушном фронте образовались большие пустоты, которые немецкое командование стремится восполнить путем перебрасывания своей авиации с одного фронта на другой. Активность фашистской авиации на одном участке совпадает с воздушным затишьем в другом районе.
Действия немецких разведывательных самолетов часто сочетаются с бомбардировкой наземных целей. Посылая бомбардировщиков в разведку, немцы, очевидно, рассчитывают устранить интервал между обнаружением цели и нападением на нее. Если цель подвижна и крупна (например, колонны), то бомбардировщики, обнаружив ее, смогут сразу же и произвести нападение, вызвав одновременно с аэродрома дополнительные силы.
Для противодействия этому от войск требуются несложные, но жесткие мероприятия. Во-первых, необходимо до минимума сокращать движение машин по основным магистралям в дневное время, во-вторых, соблюдать тщательную маскировочную дисциплину при расположении на месте и, наконец, нужна активность противовоздушной обороны. Иногда приходится слышать устаревшее утверждение, что зенитная артиллерия должна стрелять преимущественно по крупным целям, воздерживаться от огня по одиночным самолетам. Практика говорит о другом. Может быть имеет смысл пропускать без выстрела истребители или одиночные самолеты-разведчики. Что же касается бомбардировщиков, то они должны немедленно обстреливаться зенитными орудиями, как только попадают в их зону, если это, конечно, не противоречит интересам маскировки. Не следует считать расточительностью и посылку истребителей против одиночных бомбардировщиков врага.
Неприятель всеми силами стремится сохранить непрерывность потока самолетов в воздухе (в определенном направлении). Достигается это сокращением радиуса полетов и количества машин, идущих одновременно в рейс. В воздухе вы увидите один, два и реже три бомбардировщика, направляющиеся в район действий. Вот прошел один самолет. Через полчаса показались еще два. Затем через час слышится шум моторов еще одного самолета. И так повторяется с определенной методичностью. Столь же непрерывно и методично должны действовать и средства противовоздушной обороны, не ожидая, пока появятся крупные группы вражеской авиации.
Серьезного внимания заслуживают методы действий немецкой авиации против аэродромов и коммуникаций в тылу наших войск. Налеты на ближайшие аэродромы часто производятся истребителями, очевидно для того, чтобы уменьшить потери от зенитного огня, а также в случае необходимости принять бой в воздухе. Кроме того делаются расчеты и на то, что истребителю легче подойти к аэродрому незамеченным, внезапно. Их метод - сбрасывание на аэродром мелких осколочных бомб, обстрел из пулеметов с пикирования.
Не новы и приемы, с помощью которых немцы стремятся воздействовать на коммуникации в ближнем и глубоком тылу. Отдельные самолеты и небольшие группы их (2-3 машины) курсируют вдоль дорог. Немцы всеми способами стараются поддерживать непрерывность потока самолетов. Летая вдоль дороги, фашисты сбрасывают бомбы даже на небольшие группы машин, а то и просто на дорогу. Многие склонны считать, что немцы сознательно бьют по обочинам дороги, чтобы поразить живую силу, а дорогу, якобы, не хотят портить. Разумеется, это не так. Осмотрите иной мостик на шоссе, и вы насчитаете вокруг него десятки, а то и сотни воронок, но сам мостик цел. Все это об'ясняется не доброй волей фашистских летчиков, а неточностью их бомбометания по узким целям, не только с горизонтального полета, но даже с пикирования.
Рассмотрим действия фашистской авиации на передовых позициях. Для одновременного воздействия на всю глубину операции у врага теперь явно нехватает самолетов. Поэтому фашистское командование прибегает к маневру по глубине, бросая авиацию то на тыловые об'екты, то непосредственно на передовую линию. Здесь авиация всех видов используется для непосредственной поддержки войск. Стремясь обеспечить взаимодействие, немецкое командование вероятно придает авиационные подразделения непосредственно корпусам и дивизиям. Наступлению пехоты обычно предшествует авиационная, минометная и артиллерийская обработка узкого участка фронта, где намечен главный удар. Огонь с земли и с воздуха ведется по площади, а не по целям. По всей видимости, здесь преследуется такая задача: подавить огонь обороны, заставить живую силу уйти в щели и воспользоваться этим, чтобы просочиться (танки, моторизованная пехота, мотоциклисты) в глубину обороны. С развитием боя, когда обстановка становится более или менее ясной, действия самолетов бывают более целеустремленными. Натолкнувшись на сопротивление, наземные войска (это в равной мере относится, и к пехоте и к танкам) обычно останавливаются и вызывают авиацию, указывая ей цели, мешающие продвижению. С особой старательностью немцы разыскивают командные пункты.
Поскольку действия авиации на поле боя ограничиваются небольшими участками, то там создается довольно плотный огонь (бомбометание, обстрел с воздуха). Однако, как это ни странно на первый взгляд, наименьшие потери пехота несет именно на поле боя. Часто после самой ожесточенной бомбежки, произведенной десятками самолетов, оказываются лишь единицы убитыми и ранеными. Само собою разумеется, что для этого пехота должна принимать соответствующие меры.
Располагаясь в обороне, войска должны немедленно закопаться в землю. Надежным укрытием от огня самолетов является обыкновенная щель. Но она более пригодна, так сказать, для пассивного отсиживания во время налета вражеской авиации. Задача же пехоты, ведущей бой, состоит в том, чтобы во время самых интенсивных налетов ни на минуту не прекращать противодействия наземному противнику. Надо так оборудовать окопы, чтобы каждая огневая точка могла вести огонь, оставаясь неуязвимой с воздуха. Для этого при первой возможности необходимо оборудовать блиндажи (окопы) с покрытием сверху из леса, бревен от строений и т.п. Словом, задача заключается в том, чтобы делать оборону не только противотанковой, но даже и противовоздушной.
Ввиду подвижного характера происходящих боев войскам приходится часто и широко маневрировать. Именно в это время авиация врага больше всего старается нападать на войска. Однако и в этих условиях можно до минимума свести потери. Помимо соблюдения мер маскировки надо по мере возможности рассредоточивать живую силу. В особенности это относится к войскам, передвигающимся на машинах. Иногда командиры, стремясь выиграть время, ведут колонну компактно, с небольшими интервалами между машинами. При нападении с воздуха такая колонна неизбежно понесет потери. Опыт показал, что большой растяжки колонны бояться нечего, машины могут итти друг от друга на дистанции 50 и даже 100 метров. Пусть эта колонна вытянется длинной «кишкой», но зато она сохранится и во-время придет в намеченный пункт.
Когда фашисты переходят к обороне, деятельность авиации ограничивается главным образом разведкой. Крупные силы перебрасываются лишь к тем пунктам, где обозначалось наше наступление на обороняющиеся немецкие войска. Немцы здесь напрягают все усилия, чтобы не допустить подхода подкреплений наступающей стороны, а также расстроить основную группировку атакующих войск.
Учитывая тактику немцев, необходимо при подготовке к наступлению тщательно продумать и организовать противовоздушное обеспечение боевых действий. В этот период немецкие самолеты обычно летают на низких высотах, и можно успешно отражать их атаки огнем пулеметов и малокалиберной зенитной артиллерии. Необходимо лишь создать большую плотность огня. Наличие наших истребителей непосредственно над полем боя парализует работу немецкой авиации и значительно облегчает действия наших наземных войск. // Майор
П.Коломейцев. ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
*****************************************************************************************************************
Боевые трофеи отважного летчика
ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 13 сентября. (По телеграфу). Старший лейтенант Филипп Зоц командует эскадрильей в части полковника Аладинского.
Однажды фашисты на протяжении 15 километров жестоко обстреливали эскадрилью Зоца зенитным огнем. Но старший лейтенант неуклонно вел ее к цели. Его летчики точно вышли на вражеский аэродром и принялись за дело. В этот день четыре фашистских самолета были уничтожены на земле и пять-семь повреждены. Не спасло врага от удара и воздушное прикрытие аэродрома. Летчики Зоца отразили атаку с воздуха и сбили при этом одного стервятника.
В другом бою немцы подбили самолет Зоца. Снаряд сильно повредил правую плоскость, был перебит лонжерон, вырваны нервюры, но искусный летчик и тут вышел из положения. Он благополучно привел подбитую машину на свой аэродром. Не раз бывал Зоц в таких «переплетах» и всегда возвращался целым и невредимым.
В боевом активе старшего лейтенанта Зоца - три лично сбитых немецких самолета, много уничтоженных танков и автомашин, разгромленные батареи. Смелый сталинский сокол бьется с врагом, презирая всякую опасность, и всегда выходит победителем.
________________________________________________________
К.Федин:
Рабы Гитлера* ("Литературная газета", СССР)
М.Сувинский:
Разговор с немецкими пленными летчиками* ("Известия", СССР)
П.Ролин:
Первые итоги боев с фашистской авиацией ("Красная звезда", СССР)
В.Костров:
Крах фашистских планов воздушной войны* ("Красная звезда", СССР)
В.Шевченко:
Чему учит первый месяц воздушных боев* ("Красная звезда", СССР)
Б.Лавренев:
У обломков фашистского самолета* ("Ленинградская правда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №217 (4972), 14 сентября 1941 года