Часть I -
https://a-eliseev.livejournal.com/2218619.htmlЧасть II -
https://a-eliseev.livejournal.com/2218853.htmlЧасть III -
https://a-eliseev.livejournal.com/2219230.htmlЧасть IV -
https://a-eliseev.livejournal.com/2219471.html Глава 7. Аполлон и Гефест: неугодные боги.
Образ Аполлон весьма и весьма двойственен. Так, он выступает и как целитель, и как губитель. Но особое внимание стоит обратить на его борьбу со змеем Пифоном. В эллинской традиции содержатся два, совершенно противоположных, утверждения. Согласно одному из них - Пифон убил Аполлона, и «знающие люди» даже показывали могилу солнечного бога. Но Аполлон и убивает Пифона, причём, он даже вынужден очиститься от этого убийства. То есть, эта победа воспринималась очень неоднозначно. И тут стоит провести параллель с Гераклом, который побеждает змеепса Кербера, но возвращает его в Аид - победа над Змеем получается двойственной, неполной. И Геракл, и Аполлон проходят через рабское служение. Зевс ссылает солнечного бога служить пастухом к фессалийскому царю Адмету за то, что он перебил циклопов. И здесь уже видна тема временно-рабского состояния царя, необходимое для преображения ветхой стороны. («Царь и его Революция», гл. 3 «Царь и раб» -
https://a-eliseev.livejournal.com/1833478.html).
Автору этих строк приходилось натыкаться на информацию о том, что есть некий «скрытый» миф о восстании Аполлона против олимпийцев. Подтверждения этому найти не удалось, однако, факт есть факт - Зевс очень гневался на своенравие Аполлона, а боги испугались, когда солнечный бог появился на Олимпе. Это, можно сказать, «хороший признак», ведь «олимпизм» Зевса, как было показано выше - инверсия.
Здесь очень важна гиперборейская тема,
Аполлон был покровителем гипербореев, он как бы представляет изначальную Традицию в эллинизме. Гипербореи каждый год отправляли подарки Аполлону - в его святилище на острове Делос. И в данном случае имеет место выход и на тему скифскую. (Которая будет поднята ниже - в связи с образом Прометея.) Так, грек Ямвлих рассказывал об ученике Пифагора - скифе Абарисе, который был жителем Гипербореи. Ямблих сообщает о неких стрелах, которыми владел этот скифский мудрец. С помощью одной из них он выбирал правильное направление, с помощью другой мог летать: «Летая на дарованной ему стреле Аполлона Гиперборейского, он (Абарис) переправлялся через реки, моря и непроходимые места, в некотором смысле ходя по воздуху». А по данным Гераклида Понтийского, скифско-гиперборейский мудрец оставил после себя теологические и мифологических сочинения.
Конечно, скифы не могли быть жителями страны Золотого Века, но, как представляется, они полнее всего выражали гиперборейский архетип. А уже в византийской традиции имело место отождествление скифов и славенороссов. Так, анонимный византийский автор в схолиях к сочинению Аристотеля «О небе» писал: «Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причём скифы-рось и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу». Что же до отождествления скифов и русов, то оно было общим местом. Византийские авторы - Зонара, Скилица, Кедрин и др. называют русов скифами и тавроскифами. А Святой Максим Грек (16 в.) писал Макробию о себе: «Максим, который некогда был жителем Эллады, а ныне стал гиперборейцем».
Аполлон Гиперборейский был также неугоден олимпийским узурпаторам, как и другое «странное» божество - Гефест. Эллинская традиция свидетельствует об изначально негативном отношении к богу-Кузнецу По разным версиям, его сбрасывают вниз отец Зевс и мать Гера. Потом Гефеста «инкорпорируют» в сообщество богов. И всё равно он выступает в каком-то подчиненном положении, прислуживая богами. В подчинении находился и Аполлон. Есть мнение (О. С. Широков), что образ Гефеста был принижен. А изначально он почитался как бог-творец, устроитель и создатель мира. И отголоски такого представления можно встретить, например, у Прокла, согласно которому Гефест выковал небо.
В славеноросской традиции Кузнец - одна из центральных фигур. Единый Бог, Творец, чьими ипостасями выступали функциональные божества, представлялся и как Кузнец. Здесь указывалось на то, что Творец создал и материальную сторону мира. Речь идёт о Свароге, который образовывал один из триглавов (троиц) вместе с солнечным Даждьбогом и Огнём Сварожичем. К слову, Гефест сочетает в себе как огненное, так и солнечное начало (в частности, создаёт колесницу Гелиоса). (*)
Любопытно, что в Ипатьевской летописи Гефест отождествляется со Сварогом, она рассказывает, как в Египте «после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом. В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились». После Сварога правил «сын его, именем Солнце, которого называют Даждьбогом… Солнце-царь, сын Сварога, иначе Даждьбог, был сильным мужем». Безусловно, про Гефеста - это вставка из Хроники Иоанна Малалы, но характерно, что её связали именно со Сварогом.
Тут сразу же напрашивается сходство со скифской этногенетической легендой, которую приводит «отец истории» Геродот. Она рассказывает о трёх сыновьях прародителя скифов Таргитая - Липоксае (Гора-Царь), Арпоксае (Царь водных глубин) и Колаксае (Солнце-Царь). Последний (явный аналог Даждьбога Ипатьевской летописи) становится первым, овладев золотыми предметами, упавшими с неба - чашей, секирой, ярмом и плугом.
Последние два предмета не могли принадлежать ираноязычным скифам-номадам (кочевникам). Поэтому, легенду следует считать принадлежащей скифам-земледельцам - сколотам, в которых некоторые исследователи (в частности, академик Борис Рыбаков, см. «Геродотова Скифия. Историко-географический анализ». - М.: Наука, 1979) склонны видеть древнейших славян. Земледельческих скифов Геродот помещает в районе Среднего Приднепровья, чья «скифская культура» (7-4 вв. до н. э.) сохраняет преемство от культуры Чернолесской (10-8 вв. до н.э.), которая, в свою очередь, совпадает с зоной древнейшим славянских гидронимов.
Гефест и Аполлон - боги, явно неугодные «олимпийцам». Очевидно, что они выражали гиперборейский архетип сильнее всех других и подверглись искажению в наименьшей степени. (Отсюда и сходство со Сварогом и Даждьбогом). Поэтому, их образы и подверглись такому искажению - судя по всему, стараниями жрецов-исказителей.
(*) У небесного кузнеца Сварога, кроме солнечного Даждьбога, был и другой сын - Сварожич. Его часто отождествляют с Даждьбогом, однако, функции у них разные. Если Даждьбог - солнечное божество, то Сварожич связан с огнём. В слове «Слове некоего христолюбца и ревнителя правой веры» (14-15 века) рассказывается о «пережитках» язычества - многие жители Древней Руси: «...Молятся огню, называя его Сварожицем». И здесь аналогом нашего огненного божества является уже индоарийский бог Агни, чье имя имеет поразительное сходство с русским словом «огонь». Сам Агни отождествляется с Вайшванарой - «Всечеловеком», «Чакравартином», «Царем мира». Это некий сверхличностный принцип, бытийный полюс нашей вселенной, архетип всего человечества. И показательно, что в русских сказках Огонь - тоже царь, который сражается со Змеем - Змиуланом.
Получается, что оба сына Сварога выражают два разных аспекта Небесного. Даждьбог, Солнце-Царь - это солнечный, световой, благостный аспект, тогда как другой Сварожич (Царь-Огонь) - является аспектом огненным, сражающимся, защищающим. Вместе со Сварогом они образовывали один из высших триглавов. (Были и другие, например, Сварог-Перун-Велес). Любопытно, что в нём наблюдается соотношение, в чем-то напоминающее соотношение внутри православной Троицы. Там имеет место быть «единоначалие» Бога-Отца, от которого рождается Бог-Сын, и от которого исходит Бог Святой Дух. У католиков же, с их филиокве, Святой Дух исходит от Сына и Отца. Тем самым, по мнению, православных богословов, упор делается именно на общей сущности трех Ипостасей, и она представляется чем-то безликим, на манер субстанции, материи. «По православному учению, как мы видели, безличной сущности в Боге нет, - пишет епископ Василий (Родзянко). - В этом основная разница тринитарного богословия Востока и Запада, на чем и основана вся проблема «филиокве», о чем мы будем еще говорить ниже. Мы уже говорили, что ипостасное свойство Личности Отца - нерожденность. Она включает в себя личную встречу всей полноты Божественной сущности с божественной Личностью путем возникновения в нерожденности рождения и исхождения. Вспомним: Отец потому и «отец», что Он - источник Обоих, из Него все. Вся полнота от Отца: «единица подвиглась в двоицу и остановилась на троице», по выражению свт. Григория Богослова. Этим свт. Григорий обозначил «кружение» в Боге... греческое святоотеческое выражение, изображающее божественное взаимообщение любви всех трех Лиц Божества). Таким образом все освещается светом, воссияет, ничего в Боге нет темного и скрытого, все полностью прозрачно во взаимной любви и полной открытости друг другу и друг в друге. «Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна», как говорится в Символе Веры Православной Церкви. В этом пункте - очень глубокое догматическое расхождение с латинским богословием, в котором Божественная сущность не личностна, как в Православии. В ней здесь усматривают «безличную единую сущность Божию, - как бы некий «общий фонд», в котором выявляются Лица, но не обязательно «прозрачные» друг для друга, как например «единое начало в единосущии Отца и Сына, из которого исходит Дух Святой», согласно догмату Флорентийского Собора о «Филиокве». («Теория распада вселенной и вера Отцов»).
Представление о безликой сущности Бога есть перенос на Него реалий нашей вселенной, поврежденной Грехопадением. В Раю человек представлял собой единый, тотальный Субъектом, каждая Часть которого была призвана выражать Целое. Но после космической катастрофы, «Большого Взрыва», разорвавшего на части Субъект, вселенная, некогда бывшая в Раю, превратилась во множество осколков, влачащих тленное существование в безликой тьме «объективной» реальности.
Глава 8. «Двойственный» Геракл.
Этот великий Герой, как было сказано, тоже попал в услужение - подобно Гефесту и Аполлону. Ему тоже была присуща ярко выраженная двойственность.
Геракл выступил против подземного Кербера (Цербера) - хтонического существа, охраняющего Аид - царство теней. Его обычно представляют, прежде всего, именно псом, но он является одновременно и змеем. Кербер - сын драконоголового Тифона, волосы на голове и спине у него состоят из змей, он обладает хвостом-драконом, которым жалит. Кроме того, у охранника Аида три головы, что роднит его с драконами, а из пасти у него капает ядовитая слюна. У Кербера есть египетский аналог - чудовищный Амт, сторожащий врата Аменти. Он же - пожирает души на суде у Осириса. У него собачье тело, а голова - крокодила и бегемота.
Показательно, что у Кербера, как и Амта, сливается воедино змеиное и собачье. Вспомним про сообщение из «Откровения Мефодия Патарского», о том, что в конце мира армию Гогов и Магогов будут составлять люди с пёсьими головами: "В последние дни перед концом мира Гог и Магог выйдут на землю Израильскую. Это цари языческие, которых закрыл царь Александр с северной стороны (…) и все, людоедами называемые, имеющие песьи головы (…). Ибо люди (…), есть начнут плоть человеческую и кровь пить, как воду. И эти люди растлят землю и осквернят ее».
Кербер, вне всякого сомнения космический Змей, небытийный анти-полюс нашего мира, абсолютный Объект, тотальная Периферия. В скандинавской Традиции он - Ермунганд, который опоясывает вселенную. Этот пояс есть абсолютная Периферия и абсолютная Объектность, которая в силу отсвета бывшего изначального Субъекта, активно пожирает весь мир, инициируя всеобщий космический и социальный каннибализм. Известно, что одни галактики пожирают другие. Так, Туманность Андромеды в настоящий момент с аппетитом «ест» свою соседку, а потом примется и за Млечный Путь. И это взаимопоедание удивительным образом совпадает с затронутым выше взаиморазбеганием. На самом деле одно дополняет другое - разбегания сочетается с враждой. На социальном плане происходит эксплуатация, когда из людей вытягивают материальные средства и жизненные энергии. Частенько, впрочем, каннибализм - буквален. Кстати, само слово «каннибал» означает именно «песьеголовый» - от слов «канн», «канис» - «собака» и «бал» - «голова», «шар».
Имя «Кербер» имеет много этимологических «расшифровок», однако, сами греки производили его от слов («души умерших») и («пожираю»); вспомним прожорливых песьеглавцев Гога и Магога. Думается, стоит прибегнуть именно к их толкованию.
Тут всё вполне логично - Аид это «царство теней», в других традициях он известен как Навь, Хель и т. д. Это мир души, но не Духа (Рай). Здесь находятся не души, но информационные дубликаты покойных, проникновение которых в наш мир производит эффект, известный как «появление призрака». («Вторжение теней» -
https://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/08/30/vtorzhenie_tenej). Кербер-Змей находится на границе этого мира, точнее сказать, он и есть его Граница.
Геракл противостоит Керберу и побеждает его, в чём выражается его крайняя близость к изначальному, гиперборейскому архетипу. Но вот и мощное проявление двойственности - Геракл - сын Громовержца, одолел Кербера и вывел его из Аида на свет, а потом отправил обратно. Это весьма схоже с сюжетом о противоборстве Тора-Громовержца с Ермунгандом - тогда Змея подняли из вод, потом расплющили голову, но он все равно остался жить в своих глубинах. Судя по всему, здесь сообщается о том, как некогда Змею был нанесен некий серьезный ущерб, но он так и не был побеждён. Возможно, это было наступление Века Героев, которое временно обратило вспять процесс деградации. До этого всё катилось вниз, Золотой Век сменился Серебряным, потом - Медным. Но инволюция была при(остановлена) Героями (Геракл - как раз Герой), в чей век была, на определённом уровне, возрождена Гиперборейская Империя Золотого Века. (*)
«Герой» - этимологически схоже со словом «арий». И слово это стоит применить, прежде всего, к зоне «Сатем» - восточным индоевропейцам. Это и есть скифы изначальные, от которых потом произошли славяне, иранцы и индоарии. Возникновение Сатэм привело к образованию величественных, но безымянных (пока!) империй - Среднестоговской, Ямной, Катакомбной («Русская Гиперборея» - -
http://www.varvar.ru/arhiv/texts/eliseev8.html). Им наследовали - Киммерия, Скифия, Русь, Россия.
Герой-Геракл сокрушил Кербера, но отпустил его. Возрождение Империи Золотого Века было неполным, в чём и проявляется двойственность сына Зевса.
И проявляется она не только здесь. Геракл отправился далеко на Запад, в Океан с целью доставить коров Гериона. Это можно расценить как попытку проникнуть в суть западной, атлантической традиции, взяв оттуда некие смыслы. Но при этом Геракл берёт своё силой, он убивает Гериона - к слову, монстра, имеющего три головы (очень «змеиный» образ). Получается, что здесь имеет место и вызов западной традиции, которая имеет своим истоком черномагическую Атлантиду. Показательно, что возвращаясь обратно, Геракл оказывается в Скифии. То есть, символизм здесь очевиден - сначала герой отправляется куда-то далеко на запад, в сторону Атлантиды. Потом - далеко на восток, в земли Скифии, которая возрождала нордические реалии Гипербореи.
Там, согласно одной из легенд, победитель змеепса вступил в связь со змеедевой, от которой и произошли скифы. Это очень тревожный символизм - как видно, Геракл соприкоснулся с неким змеиным (западным) течением внутри скифско-гиперборейской традиции. Что же до скифов, то это одна из этногенетических легенд, касавшаяся какой-то их части (в состав Скифии входили славяне, северные иранцы и др. народы.) Согласно другой, намного более аутентичной легенде (о чём было сказано в предыдущей главе) скифы возникли от Таргитая, в правление которого с неба упали священные предметы. Среди них был плуг, что указывает на земледелие скифов-земледельцев (пахарей) - сколотов, праславян. А вот под детьми змеедевы, скорее всего, имеются ввиду «женоуправляемые» ираноязычные сарматы, сыгравшие важную роль в разрушении великого Скифского царства. Они были союзниками скифов, но потом предали их, что нанесло мощный удар по Скифскому царству. Причём, их предательское выступление было практически синхронно восточной экспансии галлов, чья традиция («кельтизм») весьма близка к традиции атлантической.
Обратим внимание, что Геракл посещает и земли гипербореев - 1) во время охоты на керинейскую лань и 2) в поисках золотых яблок Гесперид. Здесь, примерно, как и с путешествием на Запад. Тоже проникновение в суть более древней традиции (изначальной, гиперборейской), заимствование её смыслов. Но, опять-таки, всё сопровождается убийством (лани) и обманом (Атласа, держащего небо.) То есть, и тут всё крайне неоднозначно (о чём ниже). Причем, Геракл идёт за северными яблоками «через» южный Египет, чья традиция тоже близка к атлантической.
(*) О вос-стании (вос-становлении) Героев мы знаем от Гесиода. Он описывает инволюцию - у «него» Золотой Век сменяется Серебряным, а тому на смену приходит Медный. Сам же Гесиод живет уже в Железном веке. В общем, всё хуже и хуже. Очень похоже на индоарийскую традицию с её сменой юг и нынешней отстойной Кали-Югой.
Сразу же возникает соблазн объяснить гесиодовский «демарш» восточным, индоарийским влиянием, что собственно и делали. Но тут есть очень большая загвоздка. Дело в том, что у Гесиода существует ещё одна, пятая (точнее - четвертая) «юга» - это Век Героев. На смену «медным» людям приходят герои, равные богам. По сути, происходит реставрация Золотого Века на новом уровне, этакая консервативная революция.
Вот это противоречит как западному (прогрессисткому, эволюционному), так и восточному (инволюционному) настрою. История рассматривается как противоречивый процесс, где нисходящие потоки сложно и противоречиво сочетаются с восходящими. И признаётся возможность некоей реставрации (на новом уровне) изначального Золотого Века, то есть, сила космического распада воспринимается как нечто, чему можно противостоять, как некий вселенский поток, который можно героически обернуть вспять (пусть и на время).
Тут какая-то особая традиция, отличная и от «эллинской», и от «индоарийской». Она находится как бы над ними. В отличие от них, она характеризуется именно полнотой. Здесь нет зацикленности на одном «прогрессе» или же на одной только «инволюции», в Истории находится место и тому, и другому. Это какая-то изначальная традиция, прямо восходящая к гиперборейскому Золотому Веку.
Возможно, исследователям стоит обратиться к северной Скифии, к Днепру, Дону и Волге - землям, где на протяжении многих тысячелетий друг друга сменяли мощные культуры древнейших ариев (восточных индоевропейцев). Это протоскифская и проторусская зона «Сатем», противостоящая протоевропейской зоне «Кентум». Именно здесь возникло Скифское царство, здесь образовалась Русь.
Сам Гесиод родом из греческой Малой Азии (его родители перебрались оттуда в Беотию). А это рядом с Троадой, где ещё недавно существовала мощная Троянская держава восточных ариев (славян и киммерийцев). Возможно, что «странную» традицию поэт усвоил именно благодаря своим малоазийским корням. («Трояно-фракийские пути скифов» -
https://newskif.su/2012/1238)
Отметим, что это традиция предельно героическая - даже на фоне других героических традиций. Чего стоит один только образ умерших жителей Золотого Века, которые стали духами, сражающимися со злом! Ну, и, конечно, характерна уже сама революционно-героическая идея возрождения Золотого Века.
Глава 9. Прометей: Царь Мира, Царь скифов.
Этот титан и защитник людей от «богов»-узурпаторов, даровал огонь, присвоенный Зевсом. Поэтому, его можно и нужно сопоставить с индоарийским Агни (Огонь), Вайшванарой, «Всечеловеком» - Царём Мира, сверхличностным Принципом, бытийным Полюсом нашей реальности. (В русской сказочной традиции присутствует Царь-Огонь, противостоящий Змиулану.) Онтологический статус Прометея очень и очень высок, хотя в эллинской традиции, подвергшейся мощной инверсии, его всячески пытались принизить, поставить ниже Зевса. Тем не менее, огненосный противник верховного (одного из многих) бога явно носит черты Единого Бога-Творца. По утверждению Гесиода и Проперция, именно Прометей создал людей, вылепив их из глины, причем смотрящими на небо, подобно богами.
Можно также сказать, что мученичество Прометея, прикованного к горе, как бы «прообразует» мученичество Христа, распятого на кресте. Алексей Лосев обратил внимание, что восстание Прометея против Зевса и олимпийцев намного более «тоньше» и «метафизичнее», чем выступление титанов: «Прометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей». ( «Прометей» // «Мифы народов мира». - М., «БРЭ», Олимп, 2000.) Ещё один интересный «момент» - сын Прометея Девкалион спасся от потопа, устроенного Зевсом, но ковчег спасения делал по указанию своего отца.
В образе Прометея мы видим Царя Мира, который символически выражает Абсолют, Творца (а земные Цари, принадлежащие к сакральному Роду, «выражают» их обоих.) Он выступает как некая «концентрация человеческого» (Вайшванара-Всечеловек). Согласно Эсхиллу, Прометей научил людей строить жильё, обрабатывать землю добывать металлы, плавать на кораблях, пользоваться письмом и наблюдать за звездами. Любопытно, что у Прометея («мыслящий прежде») есть свой антипод - брат Эпитемий - «думающий позже». Последний отдал все способности животным, обделив людей. В этом можно увидеть указание на черномагическую попытку максимально раскочегарить звериное начало в человеке. И тут, конечно, снова «сюжет» о противостоянии двух братьев (Каин-Авель, Йима-Спитьюра и т. д.)
Геодор Гераклейский назвал Прометея «царем скифов» - и это потрясающий символизм. Скифия - гораздо древнее скифов «геродотовского» периода (1 тысячелетие до н. э,). Она возникла примерно в 5 тыс. до н. э. во времена Среднестоговской культуры, которая сформировалась в степном Приднепровье, Приазовье, бассейне Северского Донца и Нижнем Подонье и сумела распространиться на огромных пространствах от Волги до Дуная. Тогда же, на её территории, возникла зона «Сатем», о которой речь шла выше. Следует напомнить, что это восточная ветвь индоевропейцев, тогда как «Кентум» - западная ветвь. Хотя правильнее сказать, что тогда произошло обособление восточных и западных индоевропейцев. Первые, собственно говоря, и являются ариями (индоарийское слово), это предки славян, иранцев и индийцев. Вторые - предки греков, римлян, кельтов и германцев. Они испытали мощнейшее воздействие остатков погибшей Атлантиды - черномагической цивилизации, извратившей Традицию изначальной, полярной, нордической Гипербореи (арии, напротив, эту Традицию сохранили и переняли). В результате, в течении многих веков, и возникла упадническая (Запад сторона, куда закатывается, падает Солнце) западная цивилизация, образовалась плутократическая Европа. Глобализм, прогрессизм, либерализм и проч. - всё это оттуда. В то же самое время «Сатем» сохранила дух изначального «индоевропейства» («арийства», не имеющего ничего общего с бреднями германских и англосаксонских шовинистов), которое было реинкарнаций изначальной Гипербореи. (К слову, Николай Фёдоров сближал отца Прометея - Япета, с библейским Яфетом - прародителем «индоевропейцев»).
На базе «Сатем» возникли - великие «протоскифские» культуры (Ямная, Катакомбная, Срубная), Скифская держава («Империя Солнца», «Великая Скифия»), Русь, Россия. Обратим особое внимание на Ямную культуру, которая непосредственно преемствовала Среднестоговской культуре и возникла в середине 4 тысячелетия. Она занимала земли от южного Приуралья до Днестра, и от Предкавказья до среднего Поволжья. Назвали ёё так потому, что ямцы хоронили своих умерших в ямах - под курганами. Ямцы были, в первую очередь, скотоводами, занимаясь при этом ещё и земледелием, и ремесленной деятельностью. Исследования свидетельствуют о развитой кремнеобработке и об обработке кости. В работе с камнем использовалась техника шлифовки и сверления. Погребения они перекрывали обработанными каменными плитами. У ямцев было развито ткачество, плетение и гончарство.
Распространение ямцев было чрезвычайно масштабным. Судя по всему, именно их имел в виду древнеримский историк Помпей Трог (1 в. н.э.), когда писал о том, что скифы владычествовали над всей Азией трижды. Первый период длился полторы тысячи лет, и конец уплате дани «положил ассирийский царь Нин». Эти данные подтверждает позднее историк 5 в. н. э. Павел Оросий: «За 1300 лет до основания Рима царь ассирийский Нин…, поднявшись с юга от Красного моря, на крайнем севере опустошил и покорил Эвксинский Понт». Юрий Петухов и Нина Васильева делают вывод: «Сопоставляя даты (основание Рима - 753 г. до н. э.), можно считать, что скифы господствовали в Азии в XXXVI-XXI вв. до н. э., в эпоху ранней бронзы. Это время - период Ямной культуры и ее непосредственных предшественников, время, когда арии южнорусских степей расселялись по всем направлениям, создавая новые царства». («Русы Великой Скифии». - М., Издательство «Вече», 2007) Прометей может считаться царем-покровителем древнейшей Скифии.
Отдельного разговора заслуживает сходство Прометей и Гефеста. Алексей Лосев считал, что «с Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей». При этом, бог-кузнец весьма сильно выделяется на фоне античной традиции. Также выделяется и солнечный Аполлон Гиперборейский. Получается, весьма интересное совпадение. В славянской Традиции божественный Кузнец, Сварог - один из ликов Единого Бога. Он образует один из Триглавов вместе с двумя сыновьями Солнцем-Царём Даждьбогом и Царём-Огнём (подробнее в ст. «Тайны русской троицы», там же и о Царе Мира).
Еще одно совпадение. Образ Прометея тесно связан с образом кентавра Хирона - сына Кроноса (Сатурна), Царя гиперборейского Золотого Века. Умирающий Хирон просит Зевса избавить его от мучений и поскорее впустить в Аид. Он предлагает лишить себя бессмертия - взамен на то, чтобы освободить Прометея.
Слово «кентавр» имеет особый, мистический смысл. Оно означает «убивающий быка» (ken - «я убил», tauros - «бык»). Выше уже было сказано, о том, что бык, как рогатое (полумесяц) существо символизирует лунное начало. Быков часто приносили в жертву, в частности такую же жертву приносили «единому богу, творцу молний» славяне (об этом сообщает византийский автор Прокопий Кесарийский). Здесь имел место некий ритуал, символизирующий преобразование лунного начала в начало грозовое. Через жертвоприношение быка лунное, хтоническое, начало преображалось и поднималось на новый уровень. Возможно кентавров и назвали кентаврами по имени тех, кто хотел убить в себе быка, минотавра. Так вот, в эллинской традиции Прометей - первый, кто убил быка. (*)
Безусловно, необходимо вспомнить и про взаимоотношения Прометей и Геракла. Как известно, «мятежный» титан, прикованный к скале, был обречён Зевсом на страшные и долгие мучения - его печень клевал орёл. А Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам, чтобы заполучить золотые яблоки.
Выше уже указывалось на двойственность данной легенды. И тут можно сделать добавление, предположив, что Геракл, добывающий золотые яблоки - выступал за то, чтобы защитить ценности Золотого Века от искажения, происходящего в краю Гемперид, то есть на крайнем Западе. Причём, яблоки охранял именно дракон - Ладон - образ Змея-Периферии, которому только и быть в указанных краях. Прометей указывает путь Гераклу - и, тем самым, участвует в великом деянии защиты.
Часть VI -
https://a-eliseev.livejournal.com/2219923.html (*) Тут стоит вспомнить о таврах - этнополитическом образовании, которое Геродот располагал в горной местности на полуострове, вдающемся в Понт. Это место находилось между Керкинитидой и Херсонесом Скалистым, доходя до Керченского пролива. «Таврами», то есть, «быками», данное образование называли эллины (самоназвание не сохранилось). Отсюда следует совершенно логичный вывод о том, что важнейшим культом тавров являлось поклонение Быку, отсюда и эллинское прозвание. То есть, речь идёт о реализации лунарного, навьего начала.
Показателен следующий «момент». Тавры приносили чужеземцев, попавших к ним в плен, в жертву некоей богине Деве. Несчастных жертв ударяли дубиной по голове и сбрасывали в море. По другим версиям - закапывали в землю. Также заметим - врагам, захваченным в бою, отрубали головы, которые выставляли вокруг дома на высоких шестах. Аммиан Марцеллин сообщал, что жертв закалывали, а головы прибивали на стены храма «как вечные памятники славным деяниям».
И здесь сразу же вспоминаются русские сказки. В них описывается забор у Бабы-Яги, который сделан из человеческих костей: «На заборе торчат черепа людские с глазами». (Поклонение Деве было воспринято от тавров и жителями Херсонеса, но без сопутствующих жертвоприношений»
Сама Баба-Яга - это образ ветхой, лунарной стороны Мировой Души. И можно предположить, что именно на этом ветхом образе и были сконцентрированы лунные, бычьи тавры. (Отметим, что тема феминократии чрезвычайно важна - в плане темы инверсии. («Геракл, скифство, «рептилоидность» и «феминократия» -
https://zavtra.ru/blogs/gerakl_skifstvo_reptiloidnost_i_feminokratiya)
Этническая принадлежность тавров вызывает споры, историки приводят разные версии. Одна из них - киммерийская - тавров выводят из древнего и загадочного народа киммерийцев. Тут речь идёт о некоем праскифском этносе, который очень сильно повлиял на этногенез будущих славян-сколотов и саков (северно-иранских кочевников).
Сами киммерийцы, судя по всему - царские скифы, о которых рассказывал Геродот. Согласно ему, они, под натиском восточных («новоскифских») сил удалились. При этом, верхушка (собственно, цари) отказалась убегать, перебив друг друга на ритуальном поединке.
Интересное наблюдение по поводу киммерийцев сделал профессор Аполлон Кузьмин: «...Позднейшие греческие комментаторы пытались осмысливать имя киммерийцев как «зимние» («хеймериои»), либо как «люди гробниц»... В древнегреческой традиции реальные или мнимые сооружения киммерийцев должны были указывать на их близость к мифической стране мертвых царства Аиду, вход в который помещался в самых разных частях морского побережья. С понятием «народ гробниц» может быть связано и представление о преувеличенном, с точки зрения греков, культе погребения... Через всю античную традицию проходит и представление о родстве причерноморских киммерийцев с населением самого дальнего «Запада» и побережья «Океана». («Начало Руси. Тайны рождения русского народа». - М., Вече, 2003)
Тут можно предположить, что сообщество киммерийцев пережило процесс духовного угасания своей Традиции. Потеря Царской касты, сопровождаемое бегством именно на Запад (закат, западение, на закате Солнца древние располагали «страну мёртвых») означало возникновение контр-традиции душевных, «психических» остатков (отсюда и тема «киммерийского Аида»).
Чрезвычайно важна здесь тема кентавра, то есть, человека-коня. Опять-таки, разговор надо вести о сочетании человеческого и звериного. Точнее, об усилении последнего - в ущерб первому.
Сами кентавры - пример попытки преодолеть «раскочегаривание» животного начала. И в данном плане название «кентавр» имеет особый, мистический смысл. Оно означает - «убивающий быка» (ken - «я убил», tauros - «бык»).
Пришествие Христа и утверждение Христианства нанесло мощнейший удар по культу Зверя. Крещение и причастие давали возможность спасения всем людям - в том числе и тем из них, кто предельно исказили свой облик. «В западных легендах, - пишет В. Карпец, - повествуется: после Рождества Христова кентавры выходили из лесов, просили христианских отшельников крестить их, и отшельники не отказывали им». («Русь, которая правила миром». -М., Олма-Пресс, 2005)
Тут налицо некий символический путь ре-инициации - от лунарного «Быка» до солярного «Коня». Здесь преодоление собственно «скотского».